Экономика 05.09.17 13:46

Успехи и провалы «АвтоВАЗа» за 50 лет

За свою историю «АвтоВАЗ» произвёл 26 миллионов автомобилей и автокомплектов для отвёрточной сборки. На сегодняшний день в России около 14 миллионов машин производства «ВАЗ».

В этом году, 20 июля 2017 года, исполнился 51 год гиганту советского производителя легковых автомобилей тольяттинскому заводу «АвтоВАЗ». 20 июля 1966 года было подписано постановление Совета министров СССР о начале строительства завода.

Издание Ibusinessвспомнило историю предприятия и его самые ходовые модели: Первый ВАЗ-2101 («Копейка») был выпущен через четыре года после решения о строительстве завода в Тольятти - 19 апреля 1970 года. Всем известно, что в основе этой модели - Fiat-124. Но важно подчеркнуть, что собиралась эта машина из отечественных деталей. Выпускалась «Копейка» тринадцать лет, до 1983 года. Всего было произведено около 2,7 миллиона машин. На основе этой машины появилось целое семейство «Жигулей», в которое входили универсалы вроде модели 2102 и более продвинутые модели вроде 2106 и 2107 в различных кузовах. Производство «Жигулей» закончилось лишь в 2014 году. Последние два года классические модели ВАЗ выпускались только в Египте. В 2011 году около 20% всех машин, зарегистрированных в ГАИ приходилось на модели семейства «Жигули».

«НИВА» - КОРОЛЕВА ЭКСПОРТА

ВАЗ-2121 появился в 1977 году. Как объясняет журнал «Мотор», на тот момент в Европе производился только один конкурент «Нивы» - Range Rover. Благодаря низкой цене машина оказалась достаточно успешным продуктом на ещё молодом рынке внедорожников. Во времена СССР, по данным журнала, за рубежом было продано около 500 тысяч автомобилей «Нива». Но и в наши дни «Нива» является самым успешным российским автомобилем за рубежом. По данным агентства «Автостат» в 2015 году 37,5% продаж (950 штук) приходились на экспортный вариант «Нивы» - Lada 4x4. Всего в 2115 году было продано за рубежом около 2,5 тысяч российских машин.

LADA XRAY – НАПРАСНЫЙ ПИАР

Продажи этой модели начались в середине февраля 2016 года. По итогам первого месяца продали около 1000 машин. Всего компания планировала продать около 16-20 тысяч машин в 2016 году. Но в марте было продано около 1 500 машин, в апреле — 2000, в мае — около 1 500 автомобилей. Суммарно к июню 2016 года, по данным «Автостата», было продано около 6,2 тысяч Xray. Для сравнения, продажи флагманской Lada Vesta за тот же период составили 17,7 тысяч экземпляров.

УБЫТКИ «АВТОВАЗА» В 2016 ГОДУ

«В первом квартале 2016 года убытки «АвтоВАЗа» выросли в 47 раз по сравнению с прошлым годом — до 8,6 миллиарда рублей. В частности, продажи машин марки Lada упали на 17% и составили 56 тысяч экземпляров. Суммарное производство (с учетом машин Renault, Datsun и Nissan) упало на 34% — до 96,5 тысяч машин. Причина — значительное падение спроса на новые автомобили, а также удорожание импортных компонентов и оборудования, используемых при производстве машин. Впрочем, убытки компания несёт с 2012 года.

В последние годы компании приходится проводить сокращения сотрудников и заниматься снижением издержек. Фактически, производственные мощности завода значительно превышают спрос на российском рынке — в декабре 2015 года компании пришлось на месяц заморозить производство. В этом году, объясняют «Ведомости», дошло до того, что акционеры потребовали от «АвтоВАЗа» найти альтернативу увольнениям для того, чтобы не выплачивать пособия. В итоге завод перешёл на четырёхдневную рабочую неделю и сократил зарплаты сотрудников на 20%. Впрочем, летом 2016 года «АвтоВАЗ» планировал вернуть полную рабочую неделю.Не удалось. Государственная поддержка завода также была значительно урезана — в 2016 году «АвтоВАЗ» получил из бюджета около 182 миллионов рублей вместо ожидавшихся двух миллиардов. В 2016 году машины марки Lada занимают 18,5% российского рынка», - пишет издание Ibusiness.

ПОЛОЖЕНИЕ «АВТОВАЗА» В 2017 ГОДУ

Согласно данным пресс-службы Группы ''АвтоВАЗ''  - «в 1 квартале 2017 реализовала 61 447 автомобилей Lada, что на 8% больше аналогичного периода 2016 года. Доля рынка Lada (легковые автомобили и лёгкие коммерческие автомобили) выросла на 1,3 пп - до 19,1%. Это стало возможным в основном благодаря росту продаж моделей Lada нового поколения - Vesta и XRAY. Три модели Lada входят в TOП-10 самых продаваемых автомобилей на российском рынке: Lаda Granta (2-ое место), Lada Vesta (3-е), Lada XRAY (9-е). Компания также реализовала 24004 автомобиля брендов Renault, Nissan и Datsun своим партнёрам по Альянсу. Положительные коммерческие тренды способствовали росту выручки до 46,0 млрд руб., что на 20% выше, чем в I квартале 2016 года. Операционный убыток составил 1,0 млрд руб. и улучшился на 84% в сравнении с I кварталом 2016 г. Часть улучшений финансовых результатов связана с разовыми эффектами, такими, как переоценка резервов. 

Но при этом Группа ''АвтоВАЗ'' «признает риски в потенциальном колебании цен на сырье, а также в возможной неуверенности на рынке, связанной с окончанием программы обновления автомобильного парка, которая во II полугодии 2017 года будет заменена новыми мерами государственной поддержки. На экспорт также может также повлиять курс валют. Планируется развитие модельного ряда LADA (во втором полугодии 2017 года на рынке  появятся универсалы Vesta SW и SW Cross. Финансовые проблемы руководство автозавода по-прежнему намерено решать за счёт оптимизации затрат. Группа продолжит сокращать убытки в 2017 году. Главная цель топ-менеджеров - достигнуть положительных операционных результатов в 2018 году.

Мы в соцсетях

Новости партнеров