Экономика 21.12.18 12:46

Путина дезинформировал Илларионов

FLB: Владимир Путин обвинил западных газовых посредников  в жадности. Его выступление готовил  советник Андрей Илларионов, сегодня один из самых ярых оппозиционеров. О чем писали газеты 21 декабря  2001 года  

Путина дезинформировал Илларионов

"При покупке газа у "Газпрома" по сто долларов конечный потребитель в Европе получает его по 300 - 400 долларов. Вся разница остается у посредников в таких сделках", - заявил Владимир Путин на совещании по газовой отрасли в Новом Уренгое. Под посредниками Владимир Путин имел в виду крупнейшие газовые европейские компании - немецкие "Вингаз", "Рургаз", итальянскую "Эдисон", французскую "Газ де Франс" и др. Все это время в компаниях хранили молчание. Глава немецкой компании "Фербунднетцгаз" Клаус Эвальд Хольст его прервал, заявив, что "каждый должен делать то, что умеет". В газовых кругах считают, что Путина намеренно дезинформировали.


По информации Газеты, выступление для президента готовил его советник по экономическим вопросам Андрей Илларионов. Получилось не просто эффектно - слишком эффектно. В Брюсселе глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил о том, что пересматривать долгосрочные контракты никто не собирается. Посредники сохранятся.

Посредники посредникам рознь

На Западе выступление Путина вызвало большой резонанс. Компании, работавшие с "Газпромом" на основе долгосрочных контрактов, забеспокоились. Для них "Газпром" прежде всего ассоциируется с надежностью поставок. Из-за роста конкуренции на рынке эти компании теряют своих потребителей, сокращается их маржа, но желание работать с надежным поставщиком остается.

"Только в этом году к нам пришли сотни предложений на 190 млрд куб. газа (это в полтора раза больше, чем весь экспорт газа) от мелких поставщиков, но мы не стали с ними работать, так как это может привести к печальным последствиям", - сказал президент "Фербунднетцгаза" Клаус Эвальд Хольц. За примерами далеко ходить не надо. Банкротство всемирно известной американской энергетической компании "Энрон" привело к тому, что клиенты компании узнавали в два часа дня о том, что вечером они будут отключены. "Это был теплый день. Если бы в Германии было -20 градусов, а не ноль, боюсь, спасать этих потребителей было бы уже поздно", - пошутил Хольст.

Торговый дом "Газпром"

Выход на конечного потребителя для "Газпрома" - больной вопрос. Попытки глубже войти в рынок компания уже делала. В начале 90-х "Газпром" создал в Берлине торговый дом, который не просуществовал и двух лет. Дело в том, что увеличение доли российского газа на немецком рынке привело к падению цен. Торговый дом экстренно ликвидировали. Такие дома были и в других странах, но их постигла та же участь. Затем было решено создавать совместные предприятия - СП "Газпрома" с местными компаниями.

Рем Вяхирев очень гордился такими фирмами. Их главное преимущество - они приносят "Газпрому" живые деньги, и с помощью их можно было расширять присутствие "Газпрома" на европейском рынке. Но и к ним нужно подходить с большой осторожностью. Были случаи, когда "Газпром" ловил за руку своих партнеров. Источник Газеты в "Газэкспорте" рассказал, как югославская компания "Прогресс газ Трейдинг" (50% принадлежит "Газпрому") не возвращала выручку в Россию и списывала на технические потери до двух процентов всего объема поставок. Понятно, что до поры до времени все это "прикрывалось" высокопоставленными сотрудниками "Газпрома", и разбираться в таких делах должны правоохранительные органы.


Посредники показали маржу

В 2001 году транспортирующим российский газ в Европу компаниям-посредникам стало невыгодно работать: они считали закупочные цены "Газпрома" завышенными, и часть из них уже обращалась к руководству газового концерна с просьбой снизить цену, прописанную в контракте. Инициатором либерализации был Европейский союз, выпустивший директиву, согласно которой владельцы транспортных мощностей обязаны предоставлять свои трубы независимым торговцам газа. Цель директивы - создание конкуренции на газовом рынке, результатом которой стало снижение цен на газ для потребителей. По данным немецкого партнера "Газпрома" - компании "Фербунднетцгаз", только за один год на рынке Восточной Германии в среднем цена на газ для потребителей снизилась на 30 - 40%, а маржа самой компании сократилась на 20%. При этом закупочные цены "Газпрома" остались прежними. Пока все издержки ложатся на тех же посредников.

Не мы нужны Европе, а Европа нам

Получить побольше доходов от экспорта газа - нормальное желание любой страны-производителя. Однако, по словам представителя "Газэкспорта", в настоящий момент ситуация на рынке такова, что "не мы нужны Европе, а Европа нам. Ведь диктовать цены на газ потребителям может только рынок, а Россия лишь одна из его составляющих", сказал он Газете.

Давыдова Милана, «Газета», 21.12.2001

Комментарии

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизоваться через:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Мы в соцсетях

facebook

Новости партнеров