Столетие гражданской авиации, которое отмечается в нынешнем году, совпало и со столетием со дня рождения, пожалуй, самого успешного ее руководителя, министра гражданской авиации СССР Бориса Бугаева. Совсем не случайно его имя включено и в число ста наиболее известных деятелей мировой авиации. И было за что. При нём страна стала великой авиационной державой, а руководимый им в течение 17 лет Всесоюзный Аэрофлот стал крупнейшей авиакомпанией мира.
О том, как достигала отрасль таких результатов, и насколько их удалось сохранить, сегодня, в День Воздушного Флота России, рассказывает президент Международного консультативно- аналитического агентства «Безопасность полетов», лауреат Государственной премии СССР в области безопасности полётов, председатель Совета ветеранов Аэронавигации России Валерий Шелковников. Он входил в команду Бугаева, руководя Главным управлением Воздушного движения МГА СССР.
- В министерстве вам, Валерий Георгиевич, доверили наладить работу одной из важнейших структур летающей отрасли – системы управления полётами в небе огромной страны. В какой степени этому уделял внимание Борис Бугаев?
- В весьма значительной. Речь шла ведь о гигантском воздушном пространстве СССР, содержащем огромные экономические выгоды для экономики страны, а не только для транспортной отрасли. Навести порядок в небе, где пересекаются воздушные трассы не только гражданской, но и военной авиации, всегда для министра было важнейшей задачей. Когда я в 1984 году был назначен на этот ответственный пост, в мои непосредственные обязанности входило развивать уже сложившиеся взаимное сотрудничество между МГА, Минобороны, КГБ, МИД и другими ведомствами. Аэронавигационная система страны всегда входила в разряд стратегических, обеспечивая национальную безопасность, контроль и обслуживание, пожалуй, самого масштабного в мировом воздушном пространстве над сухопутной территорией и океанической частью Северного Ледовитого и Тихого океанов, определённых решением Совета Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
- То есть вы начинали свою деятельность не с чистого листа?
- Не могу не вспомнить в этой связи помощь моего мудрого советчика, партнёра, коллеги, в последующем друга, участника Великой Отечественной, замначальника Главного штаба ВВС, генерал-полковника авиации Ивана Федоровича Модяева. Ведь именно он стоял у истоков создания и развития в стране Единой (военно-гражданской) системы управления воздушным движением СССР, возглавив в ее структуре управление Межведомственной комиссии. С ним мы облетели практически всю нашу огромную страну, занимаясь развитием ЕС УВД. Совершали совместные командировки в Афганистан по заданию КГБ, Генерального штаба Минобороны и МГА СССР.
- В нынешнем году исполняется полвека со дня основания системы управления воздушным движением СССР (ЕС УВД). А как и почему обходились без неё до этого?
- Именно этот вопрос и я задал однажды Ивану Фёдоровичу. А ещё: «Кто конкретно настоял на принятии важнейшего для аэронавигации страны правительственного решения о создании ЕС УВД?» Мне уже было известно, что работы в этом направлении ускорились после авиакатастрофы 1969 года, когда над Юхновским районом Калужской области столкнулись военно–транспортный Ан-12БП и гражданский Ил-14М Аэрофлота. Погибли 120 человек. Однако, из-за затянувшихся в то время межведомственных согласований, принятие окончательного решения по созданию Единой системы УВД без конца почему-то откладывалось.
Иван Фёдорович, не задумываясь, назвал имя влиятельного секретаря ЦК КПСС Дмитрия Федоровича Устинова. Стоит напомнить, что ещё в 33-летнем возрасте тот И.В. Сталиным был назначен Наркомом Вооружения СССР, с чем он блестяще справлялся с первых дней войны до марта 1946 года. Потом по середину марта 1953 года был министром Вооружения СССР, затем заместителем главы Совмина СССР, председателем Военно-промышленной комиссии. Именно он, кстати, в 1946 году, вскоре после американской бомбёжки Хиросимы и Нагасаки докладывал Сталину о разработке плана «союзничков» - ядерной войны с СССР, названного «Rincer» от французского слова «Смывать». План, как известно, предусматривал нанесение ядерного удара по 17 крупнейшим городам СССР, включая Москву, Ленинград, Горький, Куйбышев, Свердловск, Новосибирск, Омск, Саратов, Казань, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Пермь, Тбилиси, Новокузнецк, Грозный, Иркутск и Ярославль!
В августе 1947 года появился новый план США «Broiler», предполагавший нанесение по СССР уже 34 ядерных ударов! Через год новый план «Trojan» предусматривал уничтожение в течение месяца 133 бомбами уже 70 советских городов! А в 1949 году был утвержден план «Off taсkle», по которому планировалось использовать 220 атомных бомб по 104 целям СССР!
- Похоже, «союзнички» и сегодня не унимаются в реализации своих амбициозных планов уничтожения нашей страны…
- Пусть лучше вспоминают историю. Когда 29 августа 1949 года в 7 часов утра по московскому времени на учебном Семипалатинском полигоне № 2 Министерства Вооружённых Сил прошли успешные испытания первой советской атомной бомбы РДС-1, это охладило горячие головы за океаном, хотя и ненадолго. Нам же предстояло оперативно систематизировать безопасность полётов в воздушном пространстве страны, где из-за разобщенности в действиях военных и гражданских диспетчеров то и дело случались неприятности. То есть два независимых и не имеющих зачастую оперативной связи между собой органа (пункта) управления полётами управляли судами, находящимися в одном и том же воздушном пространстве, при этом используя информацию об их местонахождении, получаемую из различных источников.
Положение с течением времени постоянно усугублялось, что не могло всерьёз не волновать министра Бугаева. К началу 1971 года стало ясно: военные и гражданские оппонирующие друг другу стороны при расследовании очередного лётного происшествия или катастрофы полностью исчерпали свои доводы. 17 мая 1971 года состоялась встреча Главнокомандующего ВВС МО Кутахова и Министра гражданской авиации Бугаева, на которой оба главных маршала авиации, наконец, пришли к выводу о необходимости совместной подготовки (от ВВС МО и МГА) документов о создании Единой системы УВД для представления в правительство. Тогда же было принято принципиальное решение о создании на базе РДП Харькова, Киева, Волгограда, Краснодара и Ростова опытных совмещенных (ВВС и МГА) маршрутно-трассовых центров, которые начали функционировать в конце 1971 года.
Министр гражданской авиации СССР Борис Павлович Бугаев (1923-2007) начинал свою карьеру как личный шеф-пилот Брежнева, командир отдельного авиационного отряда №235 (так тогда именовался специальный правительственный авиаотряд)
- И, наконец, было принято давно назревшее решение?
- Увы, снова его перекладывали чиновники из одного ящика стола в другой. Наверное, процесс так бы и тянулся, если бы в октябре 1972 года не произошло очередное тяжёлое авиационное происшествие. В аэропорту Шереметьево при заходе на посадку разбился Ил-62, погубив 164 пассажира и 10 членов экипажа.
Для расследования этой катастрофы, получившей большой международный резонанс, была создана государственная комиссия под председательством Устинова. Не забыть участникам этого форума крайнего возмущения Дмитрия Фёдоровича, поразившегося тому, почему военные и гражданские авиаторы столь долго никак не могут договориться по поводу лежащей на поверхности проблемы. Естественно, наиболее упирающейся стороной были военные. Хорошо, что именно Борис Бугаев тут же ознакомил Устинова с уже готовым совместным проектом ВВС и МГА постановления о «Создании Единой системы управления воздушным движением СССР», и он же настоял на включении в постановление о катастрофе необходимых предложений, ускоряющих практическую реализацию внедрения ЕС УВД СССР. 16 февраля 1973 года Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 130-49 «О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации», ставшее базисной основой для принятия в дальнейшем ряда других решений, конкретизирующих и развивающих его отдельные положения.
Так буквально на моих глазах а, в дальнейшем, при непосредственном участии создавалась и развивалась военно-гражданская ЕС УВД СССР, преемником которой является ЕС ОрВД РФ (система организации воздушного движения).
- Насколько Система действенна сегодня?
- После развала СССР её эффективность стала постепенно снижаться. Новые люди, пришедшие на смену поколению создателей Системы, всерьёз оценивающих не только внутренние, но и внешние угрозы, так называемые «эффективные менеджеры», взяли курс на разрушение её основ. Более чётко результаты этого губительного курса уже, как мы знаем, проявились, к сожалению, в период проведения СВО.
Складывается впечатление, что чиновники, никогда не державшие микрофон управления полётами или штурвал самолёта, пребывают в наивном неведении о том, что происходит в воздушном пространстве. А там проводятся испытательные полёты, военные учения, перехваты, постановки помех, артиллерийские стрельбы, танки стреляют до высоты 300 метров, осуществляются запуски и посадки космических объектов, воздушно-десантные операции, переброска войск по воздуху, дозаправка топливом в полёте, борьба со средствами воздушного и космического нападения, разведка, наблюдение, рекогносцировка. Не говоря уже об организации особо важных полётов – всё, что требует безупречной организации в целях обеспечения национальной безопасности и безопасности полетов гражданских воздушных судов и что должно работать "как часы"!
Сейчас эта стратегическая система, при отсутствии Межведомственного органа, к недоумению многих профессионалов, включая военных (когда-то действительно Единой системы), подчиняется одному из 22-х пользователей воздушного пространства - Росавиации, которая не только, как известно, погрязла в коррупции (на что ещё более года назад обратил внимание генеральный прокурор Краснов), но и не в полной мере выполняет требования президента РФ по обеспечению безопасности полётов. В 2021 году она в России достигла дна, став худшей в мире. В гражданской авиации по количеству погибших мы почти в два раза опередили Африку!
А ещё, что исключительно важно в нынешних условиях экономии средств в стране, пользователи воздушного пространства - министерства и ведомства, исходя из собственных узковедомственных интересов, «тянут» из правительства огромные деньги на радиолокационное и навигационное наземное оборудование и связь. Всё это мы уже проходили во времена СССР, пока Госплан не потребовал в рамках ЕС УВД создать единое радиолокационное, навигационное оборудование, что позволило мгновенно сэкономить миллиарды. Не стоит забывать, что Единая (стратегическая - военно-гражданская) система ОрВД РФ осуществляет организацию и управление воздушными судами порядка 22 министерств и ведомств, в том числе это и частные ВС, и беспилотные авиационные системы, приносящие не только огромную пользу во многих отраслях экономики, но и вызывающие тревогу и обеспокоенность в области обороны страны.
- Каков же, на ваш взгляд, выход?
- Уверен: обеспечить бесперебойную и эффективную работу этого сложнейшего механизма, как показала история страны, может только – подчеркну именно Единая (стратегическая - военно-гражданская) система ОрВД РФ, которую и необходимо срочно воссоздать! Сложнейшая внешнеполитическая ситуация обязывает профессионалов, строивших в период «холодной войны» 20 века стратегическую, отвечающую требованиям национальной̆ безопасности Единую систему управления воздушным движением СССР, честно и откровенно информировать руководство страны о реальной̆ ситуации в этой̆ сфере деятельности, чтобы Родина была готова к любым возможным вызовам.
Беседу вёл Анатолий Журин