Общество 01.09.21 18:31

Инородное тело

FLB: Всё, что нужно знать тем, кто хочет понять, кто такие «СМИ-иноагенты».
Прочитайте это обзор «непопулярных» расследований и вы поймёте, что у российского государства должно быть элементарное право на самозащиту

Инородное тело

Здесь всё, что нужно знать тем, кто хочет понять, кто такие «СМИ иноагенты», вместо того, чтобы кричать о закручивании гаек и подавлении свобод. Это известные данные из открытых источников – то есть никаких сенсаций.

Но есть несколько принципиальных позиций, которые полезно зафиксировать:

Первое - это не журналисты в классическом понимании профессии – это политические активисты.

Второе, что следует даже из публичной информации, это активисты по заказу. Всегда в зародыше всех подобных «независимых» СМИ политический заказчик и начальное финансирование в качестве акта творения. И заказчик имеет совершенно конкретное политическое лицо. Если это случайно не лицо Ходорковского, то безусловно нечто подобное ему.

И третье – все эти перетекающие из одного в другое как – бы журналистские шарашки объединены в контролируемую и финансируемую из-за рубежа сеть, целью которой является по сути свержение действующей в России власти. Как – бы не относиться к этой власти трудно отказать ей в праве на самозащиту. Если вы имеете дело с сетевой ускользающей и мимикрирующей структурой, то бороться с ней можно исключительно системно. Что, собственно, и делается.

Отдельно - о так называемых «расследователях», к которым относит себя большинство пострадавших – это основа сети, в сердцевине которой две кровнородственные организации: Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) и Центр исследований коррупции и организованной преступности (OCCRP), имеющие прямое отношение к финансовой разведке США. И не только к финансовой.

Непосредственная деятельность этих «расследователей» заключается в легализации информационных вбросов спецслужб (Bellingcat - Insider* – «Проект»** – «Важные истории»*), зачастую фэйковых или полуфэйковых. И в редких случаях поиск информации или инфоповодов для тех же заказчиков.

В завершении цитата, самого глупого и поэтому болтливого из редакторов – иноагентов – Романа Доброхотова: «Мы уже, по сути, сделали так, чтобы ничего в нашей рабочей структуре - включая финансы, краудфандинг, сайт, сервера — ничего бы не было завязано на российские власти. Чтобы у них не было возможности на это повлиять». Ну и кто это если не иноагент?

СЕТЬ

«Недавно Европейская Комиссия объявила новый грантовый конкурс для России в рамках Европейского Инструмента в области развития демократии и прав человека (ЕИДПЧ, номер конкурса: EuropeAid/166676/DH/ACT/RU).

Цель конкурса: продвижение и защита свободы слова в России как основы развития демократии и информированного, плюралистического общества.

В рамках конкурса будут поддержаны проекты по развитию медиаграмотности, повышающие доступ российских граждан (особенно молодежи) к современым медиа, развивающие их понимание роли медиа и ответственности в потреблении и распространении информации, что в конечном итоге должно привести к более активному участию в жизни общества. Общий бюджет конкурса составляет 3.200.000 евро.


Такие конкурсы проводятся регулярно, так Европейский Союз выделял дополнительно несколько миллионов евро на поддержку свободы и демократии в Восточной Европе. Одна из грантоедских структур, которая финансируется из Брюсселя (эта деятельность частично проходит параллельно с деятельности американских НКО вроде NED** или NDI**), резко начала набирать сотрудников на получение грантов, где один из ключевых параметров работы – знание русского языка.

Называется сия чудесная структура «Европейский фонд борьбы за демократию»** - European Endowment for Democracy (не путать с «Национальным фондом борьбы за демократию»* из США). Согласно опубликованным требованиям к кандидатам, фонд EED работает как на территории Европейского Союза, так и в странах так называемого «Восточного партнёрства», куда входит и Украина. Основные задачи фонда – поддержка «демократических активистов», «укрепление демократии», «содействие местным инициативам».

Новичкам движения «борьбы за демократию» предлагается ежемесячная зарплата в 1450 евро (по меркам ЕС не самая большая зарплата, но для многих жителей Восточной Европы и стран «Восточного партнерства» вполне себе приличные деньги), талоны на питание и оплата проезда на общественном транспорте в Брюсселе. Стажировка проходит в Брюсселе в течение 12 месяцев, после чего «обученный получатель грантов» отправляется назад, наполненный знаниями о том, как правильно устанавливать свободу и демократию.

Казалось бы – ну вот еще одна грантоедская структура, осваивающая средства на ниве борьбы за демократию. Но с ней все несколько интереснее, особенно, если держать в уме, что в России до недавнего времени она была не запрещена (что не удивляет, у нас даже фонд Сороса** лишь относительно недавно запретили).

Создавался фонд на волне «демократического позитивизма», вызванного «Арабской весной», когда поклонникам неолиберализма казалось, что нет таких крепостей «несвободы», которые не возьмет неолиберальная Soft-Power. В итоге в 2013 году появился фонд, который открыто ставил своей целью развитие демократии в Европе, Ближнем Востоке, Северной Африке, на Балканах, в Турции, а также «за их пределами». По сути, заявлялись цели, идентичные целям, которые декларируют классические американские НКО, занимающиеся свержением неугодных режимов. Можно предположить, что кому-то в Брюсселе пришла в голову мысль калькировать американские шаблоны и создать параллельную структуру с «грантами и правозащитницами». Получая финансирование от Евросоюза в рамках грантовых программ, фонд сразу начал развивать «принципы ненасилия» и оказывать финансовую поддержку «сторонникам демократических ценностей». И чтобы придать респектабельности новым ревнителям демократии, на хлебную должность поставили заместителя министра иностранных дел Польши Ежи Помяновского (а мы знаем, как современные власти Польши любят Россию и не любят «врагов демократии»).

В Фонде особо не скрывают, что равняются на старших американских товарищей: «Вполне естественных ассоциаций с NED**, действительно, не избежать. Однако следует отметить, что, с одной стороны, опыт NED является для нас очень ценным и вдохновляющим фактором, но, с другой, мы также глубоко убеждены, что у нас есть свой собственный, европейский опыт, и мы хотели бы показать альтернативу»,- заявлял Помяновский.

По сути, они даже не скрывают, что занимаются такой же подрывной деятельностью, что и NED, но занимаются этим они в интересах Брюсселя, а не Вашингтона. Суть их деятельности идентична. В этом плане иронично, что в России NED признан нежелательной структурой, а позже и EED*.

Согласно официальному отчету «Европейского Фонда борьбы за демократию», через него прокачали с 2013 по 2018-й года 50 млн. евро для различных «демократических» активистов, которые привлекаются в сетку организации, в том числе, и через открытые анкеты по набору неофитов, знающих русский язык.

Как могут использоваться такие деньги, можно было прекрасно видеть на той же Украине, когда через подобные фонды вербовались группы активистов, которые были задействованы при подготовке и осуществлении государственного переворота. Причём мы там тоже могли видеть расхождение «американского» и «европейского» опыта, когда в известной прослушке Виктории Нуланд та жаловалась, что европейцы пытаются вести свою игру (как известно, в Брюсселе и Берлине ставили на Кличко, но американцы настояли на своём, и в итоге Кабмин на Украине был сформирован в том виде, в котором это было нужно Вашингтону).

Тем не менее, свою роль в организации госпереворота и гражданской войны на Украине EED сыграл – в частности, он финансировал один из основных майдан-телеканалов – «Громадское ТВ», который EED финансировал в кооперации с фондом Сороса*. Аналогичную деятельность фонд ведёт и на территории РФ (это к вопросу о борьбе с «майданами» в официальной прессе).

В частности, EED финансирует небезызвестный «Мемориал»*, который вовсю разоблачает ужасы и преступления сталинизма, за которые Россия должна непременно покаяться и выплатить компенсации цивилизованному сообществу. Само собой, организуются различные акции при участии членов финансируемого EED «Мемориала» (ещё одна организация по недоразумению продолжающая функционировать в России).

Кроме того, EED последовательно поддерживает «правильные русскоязычные СМИ и продвигает проекты создания «единой фабрики контента» для противостояния «российским нарративам, отягощенным советским прошлым».


Про всякие мелочи, вроде посмертной героизации убитого Бориса Немцова в России и за её пределами, и говорить не приходится. Разумеется, в публичных выступлениях тот же Помяновский пытается сглаживать углы, но в конечном итоге проговаривается, что речь идет о помощи тем, кто занимается организацией цветных революций. В интервью украинским СМИ руководитель фонда прямо заявил, что в конечном итоге фонд существует для «борьбы с российской пропагандой», являясь по сути частью инфраструктуры информационно-психологической войны, которую страны НАТО ведут против РФ.

По сути, схема выглядит достаточно просто. Есть организация, которая с 2013 года получается гранты от ЕС на продвижение демократии в сопредельных с ЕС странах по американским образцам (в том числе на Украине и в РФ, а также в республиках Кавказа, Молдавии, Белоруссии и т. д.).Организация даже не скрывает, что занимается примерно тем же самым, чем занимаются более известные и раскрученные американские подрывные организации.

В марте 2020 года ЕС выделяет дополнительное финансирование на «продвижение демократии» на фоне роста накала антироссийской риторики и открытого исторического ревизионизма стран Восточной Европы, поддерживаемого США. Искомый фонд резко начинает набирать на работу стажёров с обязательным знанием русского языка, что, разумеется, необходимо для работы в сопредельных с Россией государствах. В рамках предыдущей деятельности фонда можно ожидать повышения его активности как на территории РФ, так и на территории сопредельных государств.

КАК РАБОТАЕТ «ПРОЕКТ»

В своё время «в распоряжение RT попали документы, связанные с изданием «Проект»**, известным своим расследованием под названием «Телега из Кремля» и рядом других «обличающих» российские власти материалов. Как оказалось, называющее себя независимым медиа финансировалось из-за рубежа — в форме так называемых грантов от европейских и американских властей. Редакция принимала деньги, обещая детальную отчётность о росте аудитории, распространении своих материалов и реакции на них, в том числе в политических кругах. При этом, как стало известно RT, основатель и главный редактор «Проекта» Роман Баданин* обращался к своим зарубежным спонсорам не только за финансовой помощью, но и с просьбой подыскать ему альтернативную работу в США.

(См. полный вариант расследования «Грант независимости: на чьи деньги готовятся расследовательские материалы международного издания «Проект», RT, 17.02.2021)

«Проект.Медиа»** основал в 2018 году бывший заместитель главного редактора «Газеты.ру», бывший главред РБК и «Дождя»* Роман Баданин*. Онлайн-издание публикует свои материалы на русском и английском. Тематика — политические, экономические и социальные проблемы в России. Издание, по имеющимся у RT документам, управляется юрлицом Project Media, зарегистрированным в США, но фирма с одноименным названием есть и в Литве. Обеими руководит Роман Баданин.

В январе 2019 года RT сообщал, что общий объём финансирования «Проекта» на старте составил $500 тыс. Теперь стало ясно, кто именно выделил Баданину наибольшую часть средств. Так, американская или литовская Project Media в 2018 году получили $330 тыс. в виде грантов — в качестве «поддержки качественной расследовательской журналистики в России». Выдавали гранты три зарубежных некоммерческих фонда, два из которых контролируются напрямую европейскими и американскими властями.

В частности, «Европейский фонд за демократию» (EED)* выделил «Проекту» $240 тыс., а американский «Национальный фонд в поддержку демократии» (NED)* выписал чек на $40 тыс. Еще $50 тыс. изданию перевёл бермудский фонд Sreda Foundation*, принадлежащий Борису Зимину, сыну проживающего за границей сооснователя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина. В распоряжении RT тогда оказались подтверждающие документы из перечисленных фондов.

Европейский EED, основанный государствами — членами ЕС, и NED, финансируемый конгрессом США, признаны в России нежелательными организациями. Фонд Sreda Foundation Бориса Зимина также внесён в реестр иностранных НКО. Зимин-младший, проживающий сейчас, как и его отец, за рубежом, известен как один из самых влиятельных спонсоров ФБК* Алексея Навального.

О том, что NED и EED помогали «Проекту» деньгами, также говорится в иске Баданина в миграционную службу США о получении постоянной визы. О финансовом участии в «Проекте» Зиминых ранее известно не было.

На сайте «Проект» называет себя «независимым медиа», объединением журналистов-расследователей и репортёров, исследующим «сложные и опасные темы», за которые не берутся многие другие СМИ.

На тот момент в издании, помимо Баданина, работали девять сотрудников. Это первый заместитель главреда, политобозреватель Михаил Рубин, издатель Полина Махольд, арт-директор Борис Дубах, редактор отдела «Мнения» Мария Железнова, корреспонденты Мария Жолобова, Ольга Чуракова, Юлия Лукьянова, Соня Гройсман и Даниил Сотников», - пишет RT.

ГРАНТ ОТ EED: ДОРОЖНАЯ КАРТА ДЕСТРУКТИВА

«Из оказавшихся в распоряжении RT документов следует, что «Европейский фонд за демократию» в период с 1 августа 2018-го по 30 сентября 2019-го выделил «Проекту» €205 240 ($240 тыс. по курсу того времени). В остальных документах, c которыми ознакомился RT, эта сумма гранта EED фигурирует именно в долларах. Например, в документе от июля 2018 года.


Здесь и далее сканы из расследования RT

Согласно дорожной карте по исполнению соглашения с EED, одна из ключевых целей гранта — «поддержание свободы СМИ в России». Для этого предполагалось учредить новое мультимедийное СМИ, которое еженедельно публиковало бы важные заметки на социальные темы. Однако требования в документе заставляют забыть о том, что речь идёт о гранте, — больше они похожи на те, которые публикуют заказчики по госконтрактам: в «дорожной карте» расписано, какие именно задачи нужно выполнить. Так, в сентябре 2019-го, к концу действия соглашения, EED рассчитывал получить в обмен на перечисленную сумму не менее 20 видео, подкастов и материалов инфографики, 35 «тематических статей». А количество просмотров каждой заметки должно было быть не меньше 150 тысяч.


Для осуществления всех этих предписаний Баданин по согласованию с EED установил определённые требования к составу редакции. В частности, в графе о способах достижения целей указано, что «Проект» собрался нанимать только журналистов, уволенных из других СМИ.

«Объединить высококвалифицированных журналистов, потерявших работу из-за цензуры в России», — указано в дорожной карте реализации целей гранта.

К маю 2019 года, согласно планам EED, «Проект» должен был выйти на самоокупаемость и привлекать до €8 тыс. В виде донатов от аудитории в месяц».

NED. ОТЧЁТ ПЕРЕД СТРОГИМИ СПОНСОРАМИ

Так же в распоряжении RT также оказались документы NED с деталями выдачи «Проекту» еще $40 тыс. Это финансовые бумаги, выписки и часть текстовых отчётов Баданина перед американскими спонсорами.

Согласно всем этим данным, соглашение с NED о получении гранта подписано сентябрём 2018 года, а первый транш прошёл в октябре. Деньги выдавали с целью «расширить доступ русскоязычной аудитории к высококачественным независимым расследованиям», следует из приложения к соглашению с NED. Также грантодатель рассчитывал на «развитие способности независимых российских СМИ эффективно продвигать и распространять контент в цифровом формате».


Получателем средств выступила уже знакомая нам американская фирма Project Media Inc.


По соглашению из американских денег на зарплату Баданину было заложено $5 тыс. как главному редактору, $18 тыс. получил технический директор. Оставшиеся $17 тыс. ушли на гонорары и зарплаты дизайнерам.

Хотя NED выделил меньше всего денег из известных RT спонсоров, он предъявил при этом самые жёсткие требования к Баданину по отчётности. Основатель «Проекта» должен был присылать по четыре финансовых и четыре описательных отчёта в год — рассказывать подробно о том, как работает «Проект» и насколько хорошо ему удаётся достигать заданных целей.


Баданин должен был регулярно отчитываться о показателях просмотров и визитов на сайт. Нужно было предоставлять ссылки на самые важные из опубликованных заметок, отчитываться о количестве опубликованных статей и реакций на них.

«К показателям успеха могут относиться развитие сайта, увеличение производства увлекающих аудиторию материалов в социальных медиа, а также расширение аудитории расследований благодаря публикациям в соцсетях и цифровому контенту» — указано в документах NED.

Помимо этого, NED интересовала общественная реакция на заметки и упоминание «Проекта» в зарубежных СМИ.

«Организация должна отслеживать влияние и динамику своего присутствия в интернете, особенно с точки зрения охвата аудитории и степени её вовлеченности, — говорится в приложении к соглашению с NED. — К показателям успеха могут относиться расширение доступа общественности к высококачественным независимым журналистским расследованиям на русском языке, отклик со стороны политиков на расследования или привлёкшие широкое внимание ссылки на них, более активное обсуждение и информированность об альтернативных точках зрения, отличающихся от продвигаемого властями дезинформационного и пропагандистского дискурса».


Для финансовых отчётов необходимо было предоставлять чеки, выписки из банков. По словам знакомого с ситуацией собеседника RT, пожелавшего остаться неназванным, помимо плановых финотчётов, Баданину мог в любой момент написать отдел комплаенса NED и затребовать дополнительные документы для подтверждения понесённых расходов.

НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ

В отличие от многостраничных соглашений с американским NED с дополнительными соглашениями и описанием детальной отчётности, договор бермудского фонда Sreda Foundation* о гранте в $50 тыс. для Project Media занимает одну страницу.


Ранее Sreda Foundation уже награждал лично Баданина журналистскими премиями. Зимин-младший и Баданин знакомы как минимум с 2017 года, когда последний получал премию «Редколлегия», учреждённую фондом Sreda**. Они лично знают друг друга: дружат в Facebook, Зимин пишет колонки на «Проекте». Может быть, поэтому никаких особенных требований фонд Sreda к получателю гранта — изданию «Проект» — и не выдвинул. В договоре указано только, что премия выдаётся для организационной поддержки и основных видов деятельности издания. При этом никаких встречных обязательств получатель гранта не несёт. 

КАЧЕСТВО ЖУРНАЛИСТИКИ ОЦЕНИЛ СУД

В исследованных RT документах от грантодателей так или иначе присутствует указание на поддержку «Проекта» как качественного расследовательского издания с высокими стандартами профессиональной деятельности. Однако ряд событий вокруг «Проекта» и его журналистов оставляет вопросы к качеству их журналистской работы и к объективности их материалов.

На момент публикации в RT Роман Баданин выступаk ответчиком в судах по делу о защите деловой репутации в связи с «Проекта» «Телега из Кремля». В нём опубликованы данные о связи бизнесмена Владислава Клюшина с Telegram-каналами, якобы контролируемыми администрацией президента. Клюшин подал в суд и потребовал удалить эти сведения, сославшись на их недостоверность. В районном суде Клюшину отказали, но в апелляции решение отменили и признали Рубина* и Баданина ответственными за распространение порочащей информации, взыскав с них компенсацию морального вреда в размере 50 тыс. рублей. После этого Рубин и Баданин подали кассационную жалобу, однако срок на её подачу был пропущен и жалоба была возвращена без рассмотрения.

Но история на этом не закончилась — на март 2021-го назначено новое заседание, предположительно, по восстановлению пропущенного срока на подачу кассационной жалобы.

Ранее, в январе 2018 года, Следственный комитет Санкт-Петербурга возбудил уголовное дело по статье «Клевета» после выхода расследования «Питерские. Отец и сын» на телеканале «Дождь»*. В нём рассказывалось о семье Ильи Трабера, который якобы «приближен» к президенту и построил бизнес благодаря связям с высшим руководством страны. Трабер обратился в СК с заявлением о том, что его оклеветали. Среди авторов расследования был и Роман Баданин. Дело по-прежнему расследуется, о появлении подозреваемых или обвиняемых в деле неизвестно.

Сам же Баданин, как стало известно RT, после запуска проекта настойчиво искал возможности остаться в США и просил своего собеседника из NED разузнать по поводу наличия подходящих вакантных мест. Чем закончилось обсуждение этого вопроса, RT неизвестно.

ЗАРПЛАТНЫЕ ВЕДОМОСТИ СОТРУДНИКОВ THE INSIDER

«Издание The Insider* получило €404,2 тыс. от Европейского фонда за демократию* (EED), выяснил RT в ходе совместного расследования с общественным комитетом по выявлению иностранного вмешательства. Как следует из отчётных документов EED, финансирование производилось регулярно в период с 2016 по 2019 год. Практически весь бюджет издания был сформирован из иностранных грантов, утверждают эксперты.

(См. полный текст расследования «Бюджет из грантовых денег»: The Insider получил свыше €404 тысяч от Европейского фонда за демократию», RT, 30.08.2021)

Согласно изученным документам, в период с августа 2016 по июль 2017 года EED выделило изданию The Insider грант на €99,6 тыс. С октября 2017 по сентябрь 2018 года издание получило уже €150,5 тыс. В октябре 2018 года EED перевёл на счета The Insider €154,1 тыс. Финансовая поддержка от EED направлена на покрытие расходов The Insider.

«Эта поддержка позволяет The Insider покрывать расходы, связанные с подготовкой новостного контента, и повышать качество материалов, посвящённых политическому и экономическому анализу, а также материалов-расследований», — говорится в описании гранта EED. В распоряжении RT оказались также зарплатные ведомости сотрудников The Insider.

Согласно им, главный редактор издания Роман Доброхотов за три месяца работы (с августа по ноябрь 2016-го) получил €8 тыс., его заместитель София Измайлова — €6 тыс. Зарплата журналистов варьировалась от €1,5 до €4,4 тыс. Наибольший гонорар в размере €5 тыс. среди корреспондентов достался Сергею Каневу — журналисту, работающему в центре «Досье» в Вильнюсе, который финансируется Михаилом Ходорковским», - пишет RT

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

«Ежегодно The Insider отчитывается перед своими благотворителями. В отчётах, подготовленных Доброхотовым, указано, какие именно расследования опубликовало издание, как выросло число просмотров и увеличилось число подписчиков в соцсетях.

«Это было целевое финансирование. В этом отчёте говорится, куда деньги шли. Практически весь бюджет издания соткан из грантовых денег», — рассказал RT глава общественного комитета по выявлению иностранного вмешательства Александр Ионов.

Однако уже в 2020 году издание получило убыток в €84,4 тыс. и накопило налоговые долги, согласно данным реестра юрлиц Латвии. Это худший финансовый результат юрлица с 2016 года, пишет RT.

23 июля 2021 года Минюст России включил в список СМИ-иноагентов латвийское юрлицо The Insider SIA, формально являющееся администратором сайта The Insider.

Несмотря на это, издание продолжает игнорировать правила маркировки. Это может повлечь за собой запрет деятельности The Insider в России.

«МИД России может прекратить аккредитацию иностранного СМИ, если оно нарушает законодательство Российской Федерации. А при прекращении аккредитации Роскомнадзор может и вовсе ограничить доступ к ресурсу», — пояснил RT адвокат правового центра «Человек и закон» Никита Кондратенко.

«За пять лет работы начиная с 2013 года фонд успел реализовать гранты на сумму свыше €50 млн, что подтверждается на сайте организации», — пояснил Ионов.

При этом The Insider — не единственное СМИ в России, получившее финансовую поддержку EED. Как писал RT, в 2018—2019 годах EED выделил также изданию «Проект»* грант на сумму €205 тыс. Одна из ключевых целей гранта — «поддержание свободы СМИ в России».

После того как в июле этого года Генпрокуратура признала деятельность «Проекта» нежелательной в России, его главред Роман Баданин (признан иноагентом) уехал из страны. Сейчас, по данным источников RT на медиарынке, он ведёт переговоры о финансировании издания с представителями Михаила Ходорковского. 

СЕТЕВАЯ ПАУТИНА ХОДОРКОВСКОГО

«Otkrytaya Rossia** («Открытая Россия», Великобритания), Open Russia Civic Movement** (общественное сетевое движение «Открытая Россия», Великобритания), а также Institute of Modern Russia, Inc** («Институт современной России», США). Институт возглавляет Павел Ходорковский* — сын основателя «Открытой России» и ЮКОСа Михаила Ходорковского).

Михаил Ходорковский, уже много лет не появлявшийся в России, имеет в стране крупную сеть информационных ресурсов. Вся их информационная повестка носит исключительно антироссийский и даже русофобский характер. Однако тот факт, что большинство изданий сети так и не выходят на самоокупаемость, несмотря на постоянное выспрашивание пожертвований, ясно свидетельствует, что в России их риторика не находит отклика».

АГЕНТЫ ВЛИЯНИЯ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ» И «ФОНТАНКЕ»

«Ходорковский активно пользуется услугами отдельных журналистов, а также «союзных» оппозиционных СМИ. Финансирование и сотрудничество проводится через многочисленные премии, которые олигарх вручает своим работникам на встречах в Германии. Так, «Фонд Немцова» Ходорковский учредил совместно с дочерью погибшего политика Жанной Немцовой*. На мероприятия фонда за границей из России приезжали десятки известных журналистов и блогеров. Среди них Алексей Навальный, Любовь Соболь, Юрий Дудь и многие другие.

Такие персонажи создают новостную базу для работы сети Ходорковского, которая освещает их деятельность в нужном ключе. Поддерживают их в этом деле иностранные издания, например, немецкое издание Deutsche Welle, где работает упомянутая выше Жанна Немцова.

(См. полный текст расследований:
«Подставные фонды для эмигрантов — как Ходорковский продолжает спонсировать Навального»
ФАН, Михаил Цепелев, 13.10.2019

«Ходорковский — «кукловод протестов» в России за счет западных НКО и «карманных» политиков
ФАН, 05.10.2019)

Через отдельных журналистов Ходорковский не просто продвигает свою повестку, но и берет под контроль и покупает целые издания. Яркий пример тому — «Новая газета». Слабым местом в редакции оказался специальный корреспондент Денис Коротков, который также является частым гостем на разного рода мероприятиях «Открытой России», - пишет ФАН в заметке «Михаил Ходорковский купил «Новую газету» (16.12.2019 г.) Так, в ноябре 2019 года в Берлине Коротков получил премию «Профессия — журналист». После этого в «Новой газете» появились «расследования», которые якобы дискредитируют ресурсы Медиагруппы «Патриот».

Директор «Новой газеты» Алексей Полухин сам признает, что уже давно не имеет возможности влиять на своих сотрудников, - пишет ФАН.

По аналогичной схеме под контроль Ходорковского в своё время перешла петербургская «Фонтанка.ру», где Коротков также работал журналистом. Сегодня оба издания открыто работают в связке по статьям спецкора. Так, после публикации в «Новой газете» материала с видеозаписью уничтожения боевика ИГИЛ2(запрещена в РФ) «Фонтанка» попыталась деанонимизировать участников записи. Вышло не очень, зато вскрылась связь Короткова не только с Ходорковским, но и с террористами».

КАРМАННЫЕ РАССЛЕДОВАТЕЛИ ИЗ «МЕДИАЗОНЫ», «ПРОЕКТА» И THE BELL

«Другим купленным «агентом» олигарха можно считать Петра Верзилова, продюсера Pussy Riot и издателя «Медиазоны».* Как и многие другие издания в теневой сети Ходорковского, «Медиазона» не имеет достоверно известных источников финансирования. Это СМИ уже несколько лет является убыточным, но неким загадочным образом продолжает функционировать.

Но стоит лишь приглядеться к работе СМИ и становятся очевидны связи с Ходорковским и его ближайшим окружением. Так, сотрудники издания целых пять раз получали премию «Редколлеги», которая финансируется фондом «Среда». Он в свою очередь учрежден Борисом Зиминым, с которым Ходорковский спонсировал «Медузу». При этом сама «Медуза» в 2016 году признала «Медиазону» изданием года. Что называется, круговая порука.

(См «СК РФ попросили проверить иностранное финансирование «Медиазоны», Life.ru, 27.12.2017)

Что интересно, фонд «Династия», также принадлежащий Зимину, является спонсором издания The Bell Елизаветы Осетинской. То, что портал отрабатывает заказы Ходорковского, стало понятно после скандала с «Роснефтью», когда Осетинская вела кампанию по дискредитации корпорации. Это стало местью олигарха, ведь именно «Роснефти» отошли значительные активы ЮКОСа.

Ходорковский и Верзилов работали вместе по «расследовательской» тематике. Их связь проявилась, когда последний отправился в Африку расследовать гибель журналистов, отправленных «Центром управлениями расследования»* (ЦУР) на убой в ЦАР. Сам центр являлся проектом «Открытой России»** и открыто финансировался Ходорковским.

(Летом 2018 года трое журналистов погибли в Центральноафриканской Республике из-за банальной «подставы» со стороны олигарха. Верзилов же пытался оправдать своего заказчика, но не смог.)

Таким же купленным расследователем олигарха является и Роман Баданин со своим «Проектом». Журналист — близкий друг и, можно сказать, ученик Елизаветы Осетинской. Как и в случае с The Bell*, «Проект» не финансируется напрямую олигархом, но получает деньги от разного рода иностранных фирм и фондов. Что интересно, Баданин ранее работал на «Дожде»*. С этого же телеканала вышли многие сотрудники «Открытой России» Ходорковского.

Учитывая активное освещение каналом деятельности олигарха, его тесные контакты со многими сотрудниками, на ум приходит лишь одно — «Дождь» также находится под влиянием Михаила Борисовича и служит своеобразной кузницей кадров. В 2014 году его пресс-секретарь Ольга Писпанен, также экс-сотрудница «Дождя», вела переговоры с Натальей Синдеевой, основательницей канала, о спонсировании».


Позже Ходорковский сам подтвердил реальность переписки


СКОЛЬЗКАЯ MEDUZA

«После освобождения из тюрьмы Ходорковский начал активно искать исполнителей для своих «общественных проектов». Одной из первых на предложение олигарха откликнулась Галина Тимченко, бывший главред Lenta.ru. Посредником в переговорах выступил Борис Зимин, сын другого беглого олигарха Дмитрия Зимина — экс-владельца «Билайна».

Если верить версии редакции самой «Медузы», Ходорковский сразу обозначил жесткую позицию — издание должно находиться под полным контролем. Тимченко такое условие якобы не устроило, и она начала поиски новых инвесторов. Ходорковский и Зимины в качестве компенсации выделили «Медузе» 750 тысяч долларов, и на этом официальные контакты издания с олигархами закончились.

Однако отследить, так это или нет, не представляется возможным:на сегодняшний день Meduza* зарегистрирована в Латвии, а данные о спонсорах издания в открытом доступе отсутствуют. Что интересно, Ходорковский настаивал на регистрации нового издания именно в этой стране.


Возникает закономерный вопрос, если переговоры зашли в тупик, то почему СМИ оказалось зарегистрировано именно в той стране, на которой настаивал олигарх? Вполне возможно, что Meduza действительно не попала под полный контроль Ходорковского, на чем он настаивал. Тем более, что в 2018 году стали известны некоторые спонсоры издания. Среди них OAK Foundation британского миллиардера Алана Паркера и шведская государственная организация SIDA. Кроме того, в финансовой отчетности фирмы Medusa Project SIA за 2017 год значатся некие «прочие кредиторы», которые на тот момент предоставляли изданию 341 тысячу евро. А может именно в этот раздел попадают «пожертвования» Ходорковского»?

(См. полный текст расследования «Как стать иноагентом: RT впервые обнаружил иностранное финансирование «Медузы», RT, 03.09.2018)

СМИ КАК ЛИЧНЫЙ БЛОГ ОЛИГАРХА

«Параллельно переговорам с Тимченко Ходорковский контактировал с Вероникой Куцыло, бывшим заместителем главреда издания «Коммераснтъ-Власть», с которой олигарха связывали давние деловые отношения. Речь шла о создании издания «Открытая Россия», которое планировалось делать как медиапроект, а не как СМИ. Такой ход делался для обхода российского законодательства с целью избежать санкций со стороны Роскомнадзора за распространение нелегального контента.

Для работы в «Открытой России» Ходорковский собрал многочисленную и разношерстную команду, многие члены которой ранее уже работали в крупных прооппозиционных проектах. Например, видеоконтентом для нового проекта наняли заниматься одного из основателей «Дождя» Веру Кричевскую. При этом на старте «Открытая Россия» работала как сайт правозащитной организации: публиковалась информация об арестах и освобождении различных оппозиционеров и активистов. Однако довольно быстро «Открытая Россия» превратилась в подобие личного блога Ходорковского. Впрочем, сам олигарх этого особо и не скрывает.


Медиапроект «Открытая Россия»** существовал параллельно с общественным проектом олигарха под точно таким же названием. Когда в 2017 году следственные органы установили, что «Открытка»** финансируется из-за рубежа, организация была признана нежелательной на территории РФ, а вслед за «общественниками» под запрет попали и журналисты Ходорковского»            .

НА МИТИНГ ПОД ФИОЛЕТОВЫМ ФЛАГОМ

«Однако само СМИ закрыто не было, оно превратилось в издание Open Media, зарегистрированное в Лондоне. Руководить переходным периодом и создавать новый проект Ходорковский предложил еще одному беглецу — миллиардеру Евгению Чичваркину. Он сразу обозначил, какие задачи ставятся перед командой.


В общем, «Открытые Медиа» занимаются штамповкой так называемых расследований. В их центре неизменно оказываются известные российские политики и чиновники. Вся работа направлена исключительно на дестабилизацию ситуации внутри страны, о чём и говорил Чичваркин.

Но самым известным информационным проектом олигарха без сомнения является «МБХ Медиа», заблокированный теперь Роскомнадзором. Издание даже названо в честь него и состоит из инициалов имени — Михаил Борисович Ходорковский. «МБХ» стал духовным наследником признанной нежелательной и заблокированной «Открытой России».

Новой оказалась только вывеска, даже руководить коллективом осталась все та же Вероника Куцыло. Ребрендинг был проведен с единственной целью — обойти российское законодательство. Впрочем, помогло это не на долго: в 2018 году первый сайт издания был заблокирован за призывы к беспорядкам. Олигарх же ответил созданием клонов на других адресах, но вести себя редакция стала более прилично во избежание новых претензий Роскомнадзора».

ПОСТРАДАВШИЕ АКТИВИСТЫ

«Редакции «независимых» СМИ 27 августа обратились с петицией к президенту России Владимиру Путину, главам силовых ведомств и парламентариям с требованием отменить закон об иноагентах, поскольку его можно рассматривать, как давление и уничтожение негосударственных медиа. Обращение они разместили www.change.org:

«Мы требуем пересмотра решений о закрытии редакций наших коллег, присвоении им статусов нежелательных организаций и иностранных агентов. А также настаиваем на пересмотре уголовных и административных дел против журналистов и расследовании случаев их избиения», сказано в петиции.

Давайте вспомним историю выше: «Европейский фонд борьбы за демократию» Основные задачи фонда – поддержка «демократических активистов», «укрепление демократии», «содействие местным инициативам».

Как вы помните, EED последовательно поддерживает «правильные русскоязычные СМИ и продвигает проекты создания «единой фабрики контента» для противостояния «российским нарративам, отягощенным советским прошлым».

Повторяем, в интервью украинским СМИ руководитель фонда прямо заявил, что в конечном итоге фонд существует для «борьбы с российской пропагандой», являясь по сути частью инфраструктуры информационно-психологической войны, которую страны НАТО ведут против РФ.

А ЧТО ДУМАЮТ ОБ ЭТОМ ГЛАВРЕДЫ «НЕЗАВИСИМЫХ ИЗДАНИЙ»?

Юлия Ярош*, бывший главный редактор «Открытых медиа»:
(Объявлена «физическим лицом, выполняющим функции СМИ-иностранного агента» 15 июля 2021 года. 4 августа Роскомнадзор заблокировал сайт «Открытых медиа», 5 августа издание объявило о прекращении работы)

«Мне со всех сторон рассказывают, что мир стал другим, что надо делать выбор и что объективная журналистика, когда ты пишешь про кого-то и спрашиваешь комментарий обязательно у [главы «Роснефти» Игоря] Сечина или [министра обороны России Сергея] Шойгу, — это лишние игрушки. Это многолетний спор: что есть журналистика, а что есть активизм»?, - сказала Ярош в интервью «Медузе»

Иван Колпаков, главный редактор «Медузы»*:

(Издание объявлено «СМИ-иностранным агентом» 23 апреля 2021 года.

«Наш бизнес — очень хороший и эффективный — полностью разрушен, теперь «Медуза» живёт на деньги, которые мы собираем с помощью краудфандинга

— и мы бесконечно благодарны всем, кто в нём участвует.

(«Подписывайтесь на регулярные платежи «Медузе». И ничего не бойтесь», - призывает иноагент «Медуза». Так и хочется добавить: «И не переживайте, если вас в перспективе объявят пособником иностранного агента, финансирующим запрещённую на территории России организацию» - прим. FLB.ru)

Роман Доброхотов, главный редактор издания The Insider*

(Издание объявлено «СМИ-иностранным агентом» 23 июля 2021 года)

Доброхотов в том же интервью был до глупости откровенен:

«- Я думаю, что The Insider получил эту «премию» от Минюста не за конкретные заслуги, а просто как член большого коллектива независимых СМИ. И без лейбла сейчас остались только «Медиазона», «Новая газета», «Эхо Москвы». Все уже получили по шее, но у меня впечатление, что это только начало: судя по масштабу, задача не просто осложнить жизнь, а просто сделать так, чтобы эти издания как бизнес были уничтожены.

— Какие проблемы принесло присвоение этого статуса вашему изданию и, возможно, отдельным его сотрудникам?
-
Журналисты, которые в принципе могут работать из-за рубежа — как некоторые наши расследователи, которые обходятся без источников, — уже перебрались в Европу. И вся наша инфраструктура тоже укрепляется, чтобы на случай блокировки мы получили наименьший ущерб в смысле падения аудитории.

— Как вы решаете эти трудности?
— В подробности вдаваться не буду, чтобы не давать подсказок властям. Они не должны знать, какие у нас способы защиты против их нападений. Но могу сказать, что мы уже, по сути, сделали так, чтобы ничего в нашей рабочей структуре — включая финансы, краудфандинг, сайт, сервера — ничего бы не было завязано на российские власти. Чтобы у них не было возможности на это повлиять. И теперь даже если в России вырубят интернет, как в Северной Корее, и начнут расстреливать журналистов на улицах — всё равно The Insider продолжит работать.

— Рассматриваете ли вы возможность закрытия, сворачивания деятельности? Регистрации издания в России и отказа от «иностранного финансирования» в любом его виде?
— Если уж начнут расстреливать журналистов, нужно будет уходить в партизаны — и по мере сил отстреливаться тоже».

Тихон Дзядко, главный редактор телеканала «Дождь»*:

(Телеканал объявлен «СМИ-иностранным агентом» 20 августа 2021 года)

- «Неформальные последствия таковы — мы не знаем, как себя поведут наши партнёры. Мы рассчитываем, что они себя поведут ответственно, что телеканал несмотря на слова, которые к нам добавились, никак не изменился. Но тут можно лишь надеяться, как себя поведут рекламодатели, прочие партнёры».

Роман Анин*, главный редактор издания «Важные истории»*:

(Издание объявлено «СМИ-иностранным агентом» 20 августа 2021 года. В тот же день «иностранными агентами-физическими лицами» были объявлены сам Анин и пятеро сотрудников «Важных историй» — редакторы Роман Шлейнов и Олеся Шмагун, журналисты Дмитрий Великовский, Ирина Долинина, Алеся Мароховская)

- «Будем говорить с юристами, но думаю, естественно, не питая никаких иллюзий и надежд. Единственное, зачем мы это делаем, — это необходимо технически, чтобы дальше дойти до ЕСПЧ.

- Вы будете как-то перегруппирововаться, переезжать, менять схемы финансирования?
- Пока нет, мы ничего не меняем, кроме этих пометок. Мы живём на гранты и пожертвования читателей. Естественно, наша мечта — жить полностью на пожертвования читателей».

Роман Баданин*, бывший главред издания «Проект»*:

(Издатель «Проекта», компания Project Media, Inc., был объявлен «нежелательной» организацией на территории России 15 июля 2021 года. В тот же день Баданин и четверо журналистов «Проекта» были внесены в реестр «иностранных агентов — физических лиц»

- «… Я всё-таки устранюсь. Слишком легко либо сказать ** [ерунду], либо выдать что-то, что я не хотел бы пока выдавать. Так что не обессудь. Да и жанр этот, разговор с главными редакторами)) как-то не моё», - намекнул на что-то иноагент Баданин в интервью СМИ-иноагенту «Медузе».

А уже 1 сентября стало известно, что бывший главред интернет-издания «Проект» Роман Баданин получил стипендию в родном ему Стэндфордском университете. Как сказано на сайте университета, «следующие десять месяцев Роман Баданин проведёт в Стэндфордском университете и сосредоточится на поиске альтернативных способов продолжения работы, которая заставила российские власти объявить его издание нежелательной организацией. В сообщении подчеркивается, что цель университета – предоставить журналисту безопасные условия и прямую поддержку».

Пристроился, в общем. Вернее, пристроили.


По этому поводу едкий телеграм-канал «Беспощадный пиарщик» спросил: «А чо там с журналистами, которые благодаря вам статус иноагента получили? Уже всех эвакуировали»?
Обзор FLB.ru

НЕОБХОДИМОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:

*Insider - юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 23.07.2021

*«Важные истории» - юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 20.08.2021

*Роман Шлейнов – журналист, включенный в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 20.08.2021

*Олеся Шмагун – журналист, включенный в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 20.08.2021

*Дмитрий Великовский – журналист, включенный в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 20.08.2021

*Ирина Долинина – журналист, включенный в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 20.08.2021

*Алеся Мароховская – журналист, включенный в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 20.08.2021

*Роман Анин, главный редактор издания «Важные истории» – журналист, включенный в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 20.08.2021

*Рубин Михаил Аркадьевич журналист, включенный в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 23.07.2021

*«Медуза» - СМИ, включёное в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ от 23.04.2021

*Юлия Ярош – журналист, включенный в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 15.07.2021

*«Дождь» - Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь. СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 20.08.2021

*ФБК Алексея Навального - Фонд борьбы с коррупцией включён в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ от 09.10.2019.

*Баданин Роман Сергеевич – журналист, включенный в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 15.07.2021

**NED - «Национальный фонд в поддержку демократии» (The National Endowment for Democracy) — организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ по решению Генеральной прокуратуры от 28.07.2015.

**NDI - Национальный Демократический Институт Международных Отношений (National Democratic Institute for International Affairs) – организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ по решению Генпрокуратуры 10.03.2016

**«Европейский фонд борьбы за демократию» - European Endowment for Democracy (не путать с «Национальным фондом борьбы за демократию»* из США) – организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ по решению Генпрокуратуры от 06.03.2020 года

**Фонд Сороса – организация «Открытое общество» (Open Society Foundations, также известный как фонд Сороса – организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ по решению Генпрокуратуры от 26.11.2015

**«Проект» он же «Проект.Медиа»* - Project Media, Inc. («Проект Медиа») (США), – организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ по решению Генпрокуратуры 15.07.2021

**Otkrytaya Rossia («Открытая Россия», Великобритания) – организация, деятельность которой признана нежелательной на территории России по решению Генпрокуратуры от 26.04.2017 года

**Open Russia Civic Movement (общественное сетевое движение «Открытая Россия», Великобритания) - организация, деятельность которой признана нежелательной на территории России по решению Генпрокуратуры от 26.04.2017 года

**Institute of Modern Russia, Inc – организация, деятельность которой признана нежелательной на территории России по решению Генпрокуратуры от 26.04.2017 года

**«Институт современной России», США – организация, деятельность которой признана нежелательной на территории России по решению Генпрокуратуры от 26.04.2017 года

*- включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

** - организация, деятельность которой признана нежелательной на территории России

'khayr:main.comment' is not a component

Мы в соцсетях

Новости партнеров