Общество 27.02.20 19:43

ИТ-компании России обяжут бороться с fake news

FLB: Компании в сфере IT-технологий в нашей стране должны будут выработать регламенты и нормы борьбы с недостоверной информацией. Об этом договорились эксперты 27 февраля в Москве

ИТ-компании России обяжут бороться с fake news

ИТ-компании, работающие в России, должны сами выработать регламенты или нормы работы по борьбе с недостоверной информацией и фейковыми новостями. К такому выводу пришли участники заседания комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России, которое 27 февраля состоялось в Московском государственном юридическом университете. Об этом проинформировало ТАСС. В дискуссии принимали участие редставители Государственной думы, Роскомнадзора, «Яндекса», Mail.Ru Group, Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и другие эксперты.

В частности, высказала свою позицию директор Института проблем правового регулирования ВШЭ Анна Дупан, «сначала ИТ-компании нужно обязать иметь в России представительство, это необходимо для исполнения законодательства по цифре. Второй шаг - это утверждение собственных политик, условий ведения бизнеса - называть их можно как угодно, то есть норм, которые компании обязуются сами соблюдать. Третий момент - это нужно понять, кто будет контролировать выполнение таких норм компаниями, это может быть саморегулируемая организация или госорган, тот же Роскомнадзор, например».

Также Дупан добавила, что завершающим этапом должна стать выработка законодательных актов, которые должны предполагать то или иное наказание за неисполнение организациями собственных норм.

В то свою очередь директор по связям с государственными органами Mail.ru Group Константин Голуб сказал, что компания уже реализует разные нормы по борьбе с опасным контентом.

А пресс-служба соцсети «ВКонтакте» ранее отчиталась о том, что за 2019 год удалила почти 7 млн единиц опасного для детей контента, заблокировав более 300 тыс. профилей и 2 тысячи сообществ, распространявших опасные для детей материалы, в том числе связанные с поощрением самоубийств или нанесением увечий. Кроме этого ими было удалено более 290 тысяч единиц контента, которые пропагандировали насилие в школах.

Голуб уверен, что саморегулирование в этой сфере работает. «Мы отметили, что, наверное, мы уже соответствуем мировым практикам в этой сфере, но, как всегда, есть несколько нюансов. В нашем случае мы считаем, что саморегулирование - это гибрид между модерацией и обращением госорганов». Но, считает Константин Голуб, у соцсети нет права оценивать размещенные материалы: «Мы не суд, мы не уполномоченный госорган, мы не редакция СМИ, поэтому в спорных случаях решение должно оставаться за третьим лицом».

Он также высказал пожелание о детализации критериев, по которым ИТ-компании могут модерировать или блокировать тот или иной контент.

Своеобразный итог дискуссии подвёл председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев, сказав корреспондентам ТАСС:

«Участники пришли к выводу, что, во-первых, эта проблема нуждается в регулировании; во-вторых, какая-то часть регулирования должна остаться прежней, но и новая нормативная база тоже должна быть принята. При этом новые нормы должны идти от самих участников рынка, то есть это может быть неким добровольным объединением, которое сможет консолидировано создавать какие-то правила. Аналогию здесь можно провести с антипиратским меморандумом или работой Ассоциации больших данных; по Big Data, например, законы не приняты, но участники рынка добровольно поддерживают нормы».

К этому Журавлев добавил, что если участники рынка договорятся о самостоятельном регулировании этого вопроса, то не нужно будет разрабатывать множество новых правовых актов. «Может быть, и не нужно будет в дальнейшем принятие закона о саморегулировании в данной сфере, следовательно, не будет дополнительной нагрузки на регулятора, на суды по этой части, а участники за счёт собственного администрирования и консолидированных критериев и правил смогут бороться с такими явлениями как фейк-ньюс, распространением недостоверной информации в интернете и с противоправным контентом"», - заключил эксперт.

Напомним, что в России существует огромный рынок ИТ-компаний. И вопрос самоопределения их в связи с фейковыми новостями и недобросовестным и противозаконным контентом – одна из важнейших в последнее время.

Соцсети уже начали борьбу с fake news. Так, Twitter тестирует систему, которая позволит «подсвечивать» ложную информацию и вознаграждать пользователей, которые будут обеспечивать «критический контекст, чтобы помочь людям адекватнее воспринимать информацию».


В ноябре 2019 года в Страсбурге, в штаб-квартире Совета Европы, состоялся Всемирный форум за демократию, который обсудил вопросы опасности дезинформации, способов распознавания фейковых новостей и как общество может противостоять этому. Укрепление демократии в информационном пространстве – один из главных вопросов работы форума, который собирался уже восемь лет подряд. Представители корпорации IBM и компании Facebook, участвовавшие в международном форуме, заявили о своей готовности и в дальнейшем оказывать помощь конкретным пользователям в различении правдивой и ложной информации. По их мнению, деятельность социальных медиа и профильных компаний по распространению информационного контента можно регулировать, однако предстоит четко определить, какими должны быть границы этого регулирования.

А еще раньше – в сентябре 2019 года - BBC созвала саммит Trusted News, на который прибыли не только представители медиакомпаний, но технологические гиганты. «Фейковые новости и дезинформация представляют угрозу для всех нас. Самый плохой сценарий – угроза демократии и даже жизни людей», - сказал тогда генеральный директор BBC Тони Холл.

В ходе встречи были разработаны механизмы борьбы с фейками, среди которых - система раннего оповещения участников. Она позволит быстро пресечь распространение фейков и информации, которая несет угрозу людям или демократии. Также компании сделают акцент на онлайн-медиаобразовании и широком информировании потребителей контента во время выборов.

Добавим, что в России с марта 2019 года действуют законы о фейковых новостях, которые запрещает распространять информацию, признанную недостоверной. За исполнением законов следит Генпрокуратура.

Мы в соцсетях

Новости партнеров