Общество 20.02.20 15:37

В России усилят поддержку жертв преступлений

FLB: К Международному дню защиты прав потерпевших Фонд Ольги Костиной подготовил предложения по усилению государственной защиты пострадавших  от преступной деятельности на законодательном уровне

В России усилят поддержку жертв преступлений

22 февраля – Международный день защиты жертв преступлений, когда весь мир отмечает день солидарности общества с теми, кто стал жертвой криминала и нуждается в восстановлении своих прав, а также в психологической и духовной помощи.

С 17 по 23 февраля 2020 года в России проходит «Неделя в поддержку прав жертв преступлений», которую традиционно организует и проводит Фонд поддержки пострадавших от преступлений, с 2008 г. являющийся членом Европейской Ассоциации Поддержки Потерпевших Victim Support Europe, а принимают участие в мероприятиях простые граждане, волонтёры, правозащитники, общественные и государственные деятели.

К 22 февраля 2020 года Фонд приурочил анализ ситуации в сфере защиты прав потерпевших от преступлений в Российской Федерации, который в виде основных тезисов представлен в аналитическом докладе «Оценка потенциала государственной сферы защиты прав потерпевших от преступлений».

Авторы исследования проанализировали законодательство Российской Федерации, правоприменительную практику в сфере защиты прав потерпевших от преступлений, состояние преступности и размеры причиняемого ею вреда на основании данных официальной статистики и подготовили соответствующие предложения законодательного характера.

Напомним, что 10 декабря 2019 года Президент РФ Владимир Путин озвучил свою позицию на встрече с региональными уполномоченными по правам человека, где отметил необходимость именно государственной поддержки потерпевших в вопросах возмещения вреда, причинённого преступлением, а также необходимость создания государственного механизма для полноценного восстановления социальной справедливости. Здесь стоит отметить, что последняя законодательная инициатива, улучшающая положение потерпевшей стороны, была предпринята в 2013 году (Федеральный закон № 432-ФЗ от 28.12.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве»). После него при том, что проблем стало больше, ни одного соответствующего закона принято не было.

Проблемы защиты потерпевших и пути их решения

Авторы исследования, основываясь на практике деятельности Фонда, отмечают, что требуются законодательные коррективы на стадии предварительного расследования, а также постфактум, т.е. после совершения преступления.

После того, как авторы исследования определили проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются потерпевшие, ими были выделены основные направления в работе по защите и укреплению прав потерпевших от преступлений. Выяснилось, что чаще всего проблемы возникают:

- на стадии возбуждения уголовного дела;

- при ознакомлении с процессуальными документами, непосредственно затрагивающими его права;

- при попытке компенсации вреда, причиненного преступлением и/или получения медицинской и психологической помощи.

В частности, говорится в докладе, во-первых, потерпевший сталкивается с препятствиями при реализации своих прав на стадиях: подачи заявления о преступлении, рассмотрения заявления о преступлении, ознакомления с процессуальными решениями по принятому заявлению и проверки законности вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором.

Заявители о преступлениях все чаще не получают от правоохранительных органов уведомления о принятых по заявлениям процессуальных решениях, а также копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Во-вторых, из правоприменительной практики следует, что до формального признания следователем (дознавателем) потерпевшего соответствующим постановлением, лицо (заявитель), фактически являющееся потерпевшим, не имеет даже части прав потерпевшего, закрепленных в ч. 2 ст. 42 УПК РФ. Действующая редакция закона не предусматривает право заявителя подавать на стадии проверки сообщения о преступлении ходатайства.

В-третьих, на практике складывается ситуация, при которой после получения прокурором копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, без жалобы потерпевшего прокурорская проверка законности принятого решения фактически не производится, поскольку на законодательном уровне остается неурегулированным вопрос о сроке предоставления органами дознания и органами предварительного следствия материалов проверки по сообщению о преступлении, которые в адрес прокурора могут и не поступить. Соответственно, прокурор начинает проверку законности принятого решения после получения жалобы от потерпевшего, которая, в свою очередь, не поступит до того момента, пока заявитель не получит копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В- четвёртых, всё чаще возникают проблемы с ознакомлениями с материалами проверки сообщения о преступлении. Зачастую заявители получают немотивированные отказы от органов дознания и предварительного следствия в ознакомлении с материалами проверки сообщения о преступлении по его заявлению, в случае принятия процессуального решения в виде постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Фактически, не имея доступа к материалам проверки сообщения о преступлении, заявитель вынужден принимать на веру только субъективно оцененные и изложенные должностным лицом данные, полученные в ходе проверки сообщения о преступлении, не имея доступа к объективному источнику информации – материалу проверки.

В-пятых, сейчас действует редакция ст. 160.1. УПК РФ, устанавливающая обязанность следователя (дознавателя) принять меры по установлению имущества подозреваемого, (обвиняемого) стоимость которого обеспечивает возмещение причиненного только имущественного вреда.

Таким образом, у следствия отсутствует обязанность по принятию мер к установлению и аресту имущества подозреваемого (обвиняемого) по уголовным делам, по которым потерпевшему был причинен неимущественный вред, т.е. например вред здоровью (гл. 16 УК РФ).

В-шестых, до сих пор никоим образом не разрешён крайне острый вопрос, касающийся социальной, медицинской и психологической реабилитации потерпевших от преступлений, оказания им различной помощи, которой в России сейчас нет.

В-седьмых, отмечают авторы доклада, в части проблем компенсации причиненного вреда преступлением на сегодняшний день потерпевшая сторона не может рассчитывать на адекватную социальную помощь со стороны государства, а возмещение вреда не является безусловной обязанностью виновного лица и производится только при наличии приговора суда. Социальная статья 52 Конституции Российской Федерации, гарантирующая право на компенсацию причиненного ущерба, практически не реализуется на практике.

В итоге получается, что потерпевший не может рассчитывать на возмещение вреда, причиненного преступлением, в случаях, если:

- преступник не установлен;

- он установлен, но скрывается от следствия;

- у преступника нет материальной возможности возместить вред, даже частично.

Авторы доклада приводят статистику, согласно которой в 2019 году количество уголовных дел, которые находились в производстве правоохранительных органов, составило 2 394 508. По всем этим уголовным делам был установлен материальный ущерб в размере 627,7 млрд. руб. (из них 447,2 млрд. по преступлениям экономической направленности).

Материальный ущерб в 627,7 млрд. руб. , отмечают авторы исследования, необходимо представить в следующей структуре:

- По оконченным уголовным делам (812 тыс. дел) – 388 млрд. руб.;

- По материалам об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (232 тыс. дел) – 6,2 млрд. руб.;

- По приостановленным уголовным делам (917 тыс. дел) – 234 млрд. руб.

Однако, считают эксперты, представленная структура не даёт возможности полностью оценить шансы примерно 1,5 млн. потерпевших возместить имущественный вред, причиненный преступлением. Для приблизительной оценки этих шансов, необходима структура статистических показателей, отражающих данные о предварительно расследованных преступлениях.

В 2019 году из 2 394 508 уголовных дел, находящихся в производстве, было расследовано 1 052 441 дело. В случае нерасследованных преступлений, потерпевший, даже при наличии установленного имущественного ущерба не может рассчитывать на его возмещение, так как правоохранительными органами либо не была проведена работа по установлению обстоятельств совершенного деяния и, следовательно, установлены причастные лица, либо расследование уголовных дел было приостановлено.

Из 917 тыс. приостановленных уголовных дел, 895 тыс. приостановлены на основании не установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Но даже в случае расследованных 1 052 441 уголовного дела, поясняют авторы доклада, не в каждом деле потерпевший может рассчитывать на возмещение вреда, так как из 1 052 млн. расследованных уголовных дел, только 812 735 уголовных дел направлено в суд с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением, т.е. когда правоохранительными органами установлено лицо причастное к совершению преступления. Впоследствии, в случае, если в отношении этого лица судом будет принято обвинительное решение, только тогда потерпевший может воспользоваться правом на возмещение имущественного вреда и имущественной компенсации морального вреда.

Но самой главной проблемой, по мнению экспертов, является то, что даже при наличии установленного имущественного ущерба, виновного лица в причинении вреда, и обвинительного приговора в отношении такого лица, потерпевшему не гарантируется возмещение причиненного преступлением вреда. Связанно это в первую очередь с характеристикой лиц, которые в России совершают преступления. Так, из 884 661 выявленных лиц совершивших преступления, которые должны возмещать причинённый своими действиями имущественный и моральный вред, 609 831 лиц не могут этого сделать по причине низкого финансового достатка. 609 831 неплатёжеспособное лицо статистика делит на следующие категории:

учащиеся – 37 090;

студенты – 3 820;

не имеющие постоянного источника дохода – 563 986 (из них безработные – 4 935).

Авторы доклада отмечают в связи с этим, что только в сотрудничестве с потерпевшим и при защите его прав государство сможет создать эффективную и действенную систему правосудия в Российской Федерации, которое будет не только карать, но и восстанавливать нарушенные права, помогая потерпевшей стороне.

Поэтому авторы исследования считают необходимым:

1. Осуществить криминологическое и виктимологическое обоснование разрабатываемых проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в уголовное, уголовно–процессуальное, уголовно–исполнительное законодательство, включающего, в том числе, детальный анализ последствий принимаемых изменений для лиц, совершивших преступления, и граждан, пострадавших от их действий.

2. Провести полноценный национальный виктимологический опрос в целях получения объективной и надёжной информации в отношении объёмов и причин латентности преступности.

3. Разработать проекты федеральных законов, предусматривающих:

- изменение процедуры начала производства по уголовному делу;

- корректировку уголовно-процессуального законодательства в части порядка уведомления потерпевшего (заявителя) о принятом по заявлению процессуальном решении;

- корректировку порядка проверки законности вынесенного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором;

- закрепление в уголовно-процессуальном законодательстве статуса заявителя;

- устранение пробелов уголовно-процессуального законодательства, в части возмещения вреда, причиненного преступлением.

4. Разработать и внедрить программы возмещения ущерба пострадавшим от преступных посягательств, программы оказания психологической, медицинской и социальной помощи свидетелям и жертвам преступлений.

5. Создать Национальный фонд поддержки потерпевших от преступлений – это должно быть, по мнению Фонда, отдельное звено уголовной системы, которое позволит производить выплаты за тяжкие и особо тяжкие насильственные преступления даже в том случае, если отсутствует возможность взыскания денежных средств с преступника, при этом не освобождая преступника от дальнейшего возмещения денежных средств уже в пользу государства в регрессном порядке.

6. Проводить мониторинг правоприменения сферы защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений.

Авторы доклада напоминают, многие страны давно реализуют самые разные модели и подходы к решению вопросов компенсации причинённого вреда и медико-социального сопровождения потерпевших. Такие программы работают в в странах Евросоюза, США и Великобритании, а также в Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Эстонии. В Республике Беларусь под председательством Председателя Конституционного Суда Петра Миклашевича в конце 2019 года было принято решение о подготовке и принятии законодательного акта, предусматривающего поэтапное создание комплексного механизма возмещения причиненного преступлениями вреда и регулирующего вопросы осуществления государственных компенсационных выплат.

В России значительная работа в данном направлении ведётся Комиссией Ассоциации юристов России по вопросам определения размеров компенсации морального вреда, в которой специалисты Фонда поддержки пострадавших от преступлений также принимают участие.

Справка.

Фонд поддержки пострадавших от преступлений создан 8 июня 2016 года в результате преобразования МПОО «Сопротивление» (с 15 декабря 2005 года по 7 июня 2016 года – Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление») и является унитарной некоммерческой организацией, преследующей социальные, научные, образовательные и иные общественно полезные цели.

Миссия Фонда – оказание бесплатной профессиональной адресной юридической помощи пострадавшим от преступлений, содействие оптимизации в сфере профилактики правонарушений, изучения латентной преступности, обеспечения прав потерпевших от преступлений, создания в России полноценной системы компенсации причиненного им вреда и оказания медико-социальной помощи.

Возглавляет организацию Председатель Совета Фонда, член Правительственной комиссии по профилактике правонарушений, Доверенное лицо кандидата в Президенты РФ Владимира Путина в 2018 и в 2012 гг. Ольга Костина.

'khayr:main.comment' is not a component

Мы в соцсетях

Новости партнеров