Общество 12.02.19 12:21

Паллиативная помощь расширит свои права

В Госдуме проходят слушания законопроекта, в котором закрепят право вне зависимости от места пребывания на помощь неизлечимо больным, в том числе право на обезболивание

Паллиативная помощь расширит свои права

Россиянам гарантируют паллиативную помощь вне зависимости от места жительства. Соответствующие парламентские слушания начались 11 февраля 2019 года. Второе чтение законопроекта о поддержке неизлечимо больных депутаты планируют провести 19 февраля, информирует «Парламентская газета».

При этом председатель Госдумы Вячеслав Володин призвал добиваться того, чтобы паллиативная помощь без проблем оказывалась не только по месту регистрации гражданина, но и по месту его пребывания. Документ, как подчеркнул спикер палаты, разрабатывается при активном участии экспертного сообщества и представителей регионов: только в слушаниях приняли участие около 700 специалистов из 74 субъектов Федерации.


Вячеслав Володин. Фото пресс-службы Госдумы

Почти революционное решение собираются принять парламентарии. Речь идёт о праве на обезболивание, которое собираются закрепить в законе.

Председатель Госдумы уверен: нормы документа могут затронуть любого человека. «Если мы снимем проблемы, которые на сегодня остаются нерешёнными, у нас законопроект, безусловно, станет лучше. А это значит, что сотни тысяч людей получат качественную медицинскую паллиативную помощь», — отметил спикер.

Если закон будет принят, что практически неоспоримо, то неизлечимо больные смогут рассчитывать на поддержку не только в больнице, но и в условиях дневного стационара, а также на дому, причём заботиться о них будут и медики, и волонтёры, и соцработники.

Вероника Скворцова. Фото «ПГ», Игорь Самохвалов

Глава Минздрава Вероника Скворцова подчеркнула в своём выступлении, что стационарная паллиативная помощь в России активно развивается: число паллиативных коек для взрослых и детей за последние пять лет выросло в 4,8 раза. «Сейчас в России 12 329 коек паллиативной медицинской помощи и более 16 тысяч коек сестринского ухода», — сообщила министр. Всё больше в России становится и хосписов: только за последний год их число увеличилось с 23 до 73, в том числе детских — с пяти до 14. Растёт и финансирование этой сферы — объём расходов на оказание паллиативной медицинской помощи в 2018 году увеличился на 24 процента к объёму 2017 года.

Но несмотря на это в стране предстоит наладить саму систему помощи неизлечимо больным людям, поскольку паллиативная помощь, как сказал председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР), это не только хосписы, «это комплекс: и медицинская помощь, и социальная, и психологическая, и моральная».


Андрей Исаев. Фото «ПГ», Игорь Самохвалов

В свою очередь первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев подчеркнул, что самая важная проблема, которая должна быть решена, — это обезболивание. «Только после этого можно говорить о каких-то иных видах помощи: боль затмевает всё. Сейчас пока речь идёт об облегчении боли, а не избавлении от неё, и о доступных методах обезболивания. «Считаем, что должна быть найдена юридическая формулировка, которая нацеливала бы медиков на полное исключение боли и использование всех необходимых для этого методов», — уверен депутат.

По словам Андрея Исаева, при доработке закона о паллиативной помощи необходимо решить вопрос с обеспечением неизлечимых пациентов необходимым медицинским оборудованием нa дому. «Необходимо чётко описать возможность, кто будет отвечать за это оборудование, его сохранность, его качественную работу, отвечать за диагностирование по этому оборудованию. Это мы должны увидеть если не в законе, то в подзаконных актах», — сказал он и добавил: «Сегодня прозвучала важная мысль о том, что человек, переехавший из региона в регион, в результате межбюджетных трансфертов получит помощь, хотя он состоит на медицинском учёте в другом субъекте. Однако в стране есть субъекты, которые, по итогам прошлого года, вернули в федеральный бюджет средства, выделенные на организацию паллиативной помощи, так как не смогли их освоить. Это означает, что паллиативная помощь в этих субъектах не организована в принципе. Это означает, что мы можем столкнуться с ситуацией, что право человека получить возможность достойно прожить свои последние дни будет зависеть от того, в каком субъекте Федерации он прописан. И этого допускать, безусловно, нельзя».

Вячеслав Володин в свою очередь отметил ещё одеу важную проблему, которую необходимо решить: предоставление возможности использовать незарегистрированные в России лекарства при оказании паллиативной помощи. По словам спикера, пока что звучит немало нареканий касательно «большой волокиты» при регистрации препаратов, в результате которой граждане не могут получать «долгожданные препараты».

Уполномоченный по правам ребёнка Анна Кузнецова предложила включить в законопроект оказание помощи не только «уходящему пациенту», но и его семье. «Это позволит развивать стандарты паллиативной и социальной помощи семье», — пояснила она.

А руководитель московского Центра паллиативной медицины Анна Федермессер напомнила, что препятствием для оказания паллиативной помощи остаётся отсутствие детских форм наркотических обезболивающих. Также, по её мнению, в законодательстве необходимо прописать запрет на отказ в оказании паллиативной помощи, если человек проживает без регистрации.

Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов призвал в самом определении паллиативной помощи прописать духовную поддержку. «Это чрезвычайно важно, когда мы говорим о боли, душевной боли и страданиях», — подчеркнул парламентарий.

Для того, чтобы вся эта система заработала, необходимо вовремя прописать и подготовить все подзаконные акты, о чем в своём выступлении сказал Председатель Госдумы Вячеслав Володин, пояснив, что указанный законопроект во многих вопросах — рамочный. «Нам бы хотелось, чтобы с принятием закона эта нормативная база была уже сформирована», — подчеркнул он.

В ответ Вероника Скворцова заверила, что «основной приказ об утверждении положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи полностью готов, прошёл обсуждение на площадках Минздрава и Минтруда и с экспертами. И второй нормативный акт — это изменения критериев лицензирования, он совместно с Росздравнадзором также подготовлен».

В свою очередь, глава Минтруда Максим Топилин заверил депутатов, что министерство готово рассмотреть вопрос о сокращении срока освидетельствования инвалидности для паллиативных больных с тем, чтобы они могли воспользоваться мерами господдержки.

Итак, в Госдуме озвучили наиболее болезненные точки в решении проблемы паллиативной помощи в стране. Уже через неделю парламентарии вновь встретятся на втором слушании законопроекта.

В любом случае, как сказал в одном из интервью «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, «мы должны построить такую систему, чтобы в последние дни, месяцы своей жизни человек был вместе с родными, чтобы он провёл это время в любви и без боли. Важнейшее, практически революционное изменение — закрепление в законе права пациента на обезболивание, в том числе наркотическими и психотропными средствами. И в том числе на дому».

Мы в соцсетях

Новости партнеров