Общество 01.02.19 10:53

Торговля данными: почему людей всё чаще просят сообщить сведения о себе?

В девяностые и нулевые годы на любом российском рынке продавались компьютерные диски с нелегальными базами данных: жителей, абонентов операторов сотовой связи, владельцев автомобилей. С цифровизацией общества такие базы, естественно, никуда не делись, просто они уже не влезают на диски. При этом многие сведения в них попадают по нашей собственной беспечности.

Торговля данными: почему людей всё чаще просят сообщить сведения о себе?

28 января в мире отметили Международный день защиты персональных данных. Значимость этой защиты с каждый годом становится все более явной. Сбор и продажа персональных данных – очень быстро растущий и прибыльный бизнес, по большей части находящийся в тени. В 2018 году оборот этого рынка в одной только России достиг миллиарда рублей, а рост за год составил 20%.

Персональные данные – весьма дорогой товар. На днях Фонд развития интернет-инициатив подсчитал, что если гражданин будет самостоятельно продавать свои же собственные пользовательские данные, то его доход составит от 15 до 60 тысяч рублей в год.

Персональные данные интересуют банки, операторов сотовой связи, маркетологов, но в ещё больше степени – мошенников.

Чем угрожает их утечка?

Обычно личные сведения нелегально уходят к рекламщикам и попадают в списки рассылок всевозможных контор. После этого на мобильный телефон начинают сыпаться назойливые сообщения и звонки с предложениями кредитов и пластиковых окон, сведениями о ненужных акциях и скидках. Это неприятно, но не опасно.

Гораздо хуже, если персональные данные попадают к мошенникам. Такое происходит регулярно. Просто мошенники работают более точечно и индивидуально, поэтому широкого размаха, как у рекламщиков, у них нет. Но под удар может попасть кто угодно. Мошенникам зачастую достаточно знать имя, фамилию и номер телефона человека. С помощью этих сведений уже можно им манипулировать.

Самая распространенная афера заключается в том, что аферисты звонят и говорят человеку: ваш родственник попал в беду. Как правило, речь идет о ДТП. Мошенники по телефону уверяют, что родственнику угрожает уголовное преследование, которого можно избежать за несколько тысяч рублей. Эта афера стала уже классической, но, к сожалению, не устаревает.

В январе 2018 года в Смоленске пенсионеру позвонил незнакомец и, называя его по имени, уверял, что внук мужчины совершил ДТП, и надо выплатить 15 тысяч, чтобы избежать ареста. Пенсионер заплатил, мошенника не нашли, возбуждено уголовное дело.

Иногда таким способом мошенники получают солидные суммы. В Мурманске в 2017 году девяностолетний пенсионер установил своеобразный рекорд: выплатил 250 тысяч рублей за «внука, который сбил пешехода». Немного отстал от него житель Челябинской области, заплативший за «сына, попавшего в ДТП», 230 тысяч.

Другой вариант мошенничества сложнее. Зная фамилию и телефон человека, мошенник легко может найти аккаунт жертвы в соцсетях и выяснить все её интересы. Затем гражданину звонят якобы для участия в интересной ему промоакции. При этом для участия в акции надо назвать код, пришедший на телефон. А в момент звонка мошенники заполняют заявку на онлайн-кредит…

Подобное мошенничество имеет много вариантов. Все они заключаются в том, что из жертвы, имея минимальные сведения, обманом вытягивают ценную информацию, к примеру, представляясь сотрудниками банков, онлайн-магазинов. Чем больше сведений – тем больше у мошенников шансов на успех.

По словам экспертов в компьютерной безопасности, полностью обезопасить себя от утечки персональных данных невозможно. Все мы ежедневно оставляем заметные «цифровые следы» в интернете. Особенно в соцсетях.

В прошлом году на слуху был грандиозный скандал с Facebook, из которого компания Cambridge Analytica выудила персональные данные 50 миллионов пользователей. Сведения собирали через развлекательное приложение, составляющее психологический портрет пользователя (за прохождение теста пользователю платили деньги). Для участия надо было залогиниться паролем от Facebook. Сведения затем использовались для политических манипуляций.

В России недавно появился своеобразный аналог этой истории. Фонд Навального, ещё недавно ратовавший за анонимность в Сети, стал собирать данные бюджетников, обещая им поднять зарплаты с помощью «армии юристов». От граждан требуется сообщить свои email, фамилию-имя-отчество, а также адреса жительства и работы, название своей должности и, самое примечательное, сведения о зарплате, а также разрешить использовать эти персональные данные. Как они будут использоваться, никто не скажет. Но они представляют большой интерес и для политтехнологов, и для маркетологов, и даже для негосударственных пенсионных фондов, которые могут таким образом «приписать себе» накопления бюджетников.

Сбор информации иногда преследует благородные цели. К примеру, пару лет назад одна компания в России стала анализировать персональные данные подростков и отслеживать из поведение в сети. Родители могли оформить подписку и получать сведения, если ребенок начал интересоваться наркотиками или заводить сомнительные знакомства. Но такая база данных могла попасть и к наркоторговцам…

Подсчитано, что к 2025 году более 90% информации в интернете не будет защищена должным образом. Поэтому каждому стоит самому позаботиться о конфиденциальности своих данных.

Рекомендации просты. Специалисты по сетевой безопасности советуют не использовать личную информацию там, где этого можно избежать, не проявлять излишнюю беспечность: ведь даже знакомый сайт может начать воровать информацию после взлома хакерами или с помощью своих фальшивых копий.

Также стоит отключать постоянную геолокацию, внимательнее читать запросы от приложений, добавлять в соцсетях только тех людей, которых знаете лично.

Гигиена в интернете не менее важна, чем в реальной жизни.

Мы в соцсетях

Новости партнеров