Общество 14.11.18 18:41

Учителя о ЕФОМ: «Этот бред окончательно убьёт школу»

Рособрнадзор провёл исследование компетентности учителей. Больше половины – не справились. Планируется введение единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) в 2020 году. Педагоги в шоке.

Учителя о ЕФОМ: «Этот бред окончательно убьёт школу»

В первое постсоветское время, помнится, у нас много смеялись над аббревиатурами, созданными властью большевиков. Но время проходит и всё повторяется. Новая, режущая ухо, появилась сейчас и должна войти в жизнь учителей, став дамокловым мечом.

ЕФОМ – единые федеральные оценочные материалы – прошли обкатку в нескольких регионах страны в октябре. Накануне СМИ опубликовали результаты этой обкатки. Согласно данным, около половины учителей по таким предметным областям, как «математика и информатика» и «основы духовно-нравственной культуры народов России», не справились с работой, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Рособрнадзора. А точнее, 48% преподавателей математики и информатики не справилась с тестом, экзамен также не сдали 28% учителей истории, экономики, русского языка и литературы.

«По результатам апробации единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) по таким предметным областям, как "математика и информатика" и "основы духовно-нравственной культуры народов России", не справились с работой почти половина участников исследования. По истории, экономике, "России в мире", русскому языку и литературе получили неудовлетворительный результат почти четверть учителей. Наиболее успешно справились с "обществознанием" и "правом". Самый высокий уровень подготовки продемонстрировали преподаватели родного языка и родной литературы», — говорится в сообщении ведомства.

И вот новая аббревиатура должна войти в обязательную аттестацию учителей уже в 2020 году. Через неё будут проходить все 1,5 млн педагогов страны.

В пилотный проект применения ЕФОМов попали 19 российских регионов, затронув 615 учителей и 462 студентов педагогических вузов, которые уже высказались по поводу проекта нововведения, который сейчас проходит стадию обсуждения.   Сразу скажу, что в целом всё педагогическое сообщество отрицательно высказалось по поводу ЕФОМов.

Например, Анна Сергеевна — преподаватель русского языка и литературы с двадцатипятилетним стажем — считает новую систему «бредом», который убьёт школы. ЕФОМ напоминает ЕГЭ — по её словам, такое тестирование ведёт к ухудшению образования. В качестве примера она назвала случаи, когда университеты перепроверяли работы абитуриентов с сотней баллов и находили ошибки.

Того же мнения придерживается саратовский педагог Екатерина. Она предлагает для начала повысить зарплату учителям хотя бы до 50 тысяч рублей, избавиться от профессионального выгорания и облегчить работу преподавателям.

Двое педагогов из московских школ отметили, что на новый проект власти выделили внушительную часть бюджета. По их словам, всё повторяется как с ЕГЭ: создатели системы будут «отмывать деньги» на учебниках — а это больше похоже на унижение преподавателей.

Доктор физико-математических наук Александр Иванов на страницах сетевого издания для педагогов и учащихся общеобразовательных учреждений «Фонд 21 века» назвал ЕФОМы «гробом для нашего образования», сказав, что сам тест «безобразный» в нём есть ошибки, а задания чужды школам по своему содержанию. Она проверяет не методику преподавателя, а его скорость и умение решать тесты. Александр Иванов считает, что это приведёт к потери важных кадров — пожилых учителей, которые не могут быстро написать экзамен.

Но проблема не только в потере опытных кадров, за спиной которых лет 25 стажа, но и в выхолащивании самой системы образования. Пока все последние изменения ведут к оценке количества знаний, но никак не качества развития учащихся, о котором просто некогда заботиться. И, похоже, с 2020 года вообще не придётся.

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов уверяет, что цель ЕФОМ — сделать «соответствующие выводы» для системы педагогического образования и повышения квалификации учителей. «Лучше объективная оценка, чем высокая и оторванная от реальности»,- говорит Кравцов и добавляет, что его результаты никак не повлияют на работу учителей и школ. Но сама идея подобного тестирования уже оторвалась от жизни. Учителя это бурно обсуждают в сообществах разного уровня, высказываясь категорично и единодушно.

Как сказал доктор физико-математических наук Александр Иванов в интервью «Накануне.RU», было изначально объявлено, что тестирование будет анонимным, во-первых, а во-вторых, добровольным, но учителей загоняли на это тестирование, естественно. Более того, тестирование, как говорил Кравцов, нацелено на апробацию самих тестов – насколько они адекватны.

Но учителя, которые вынуждены были писать тесты, говорят о том¸ что нереально справиться с таким заданием за отведенные два часа, а многие, кого привлекли к апробации, просто поставили один большой жирный крест на весь лист.

Справочно

Можно попробовать свои силы в самооценке, ведь выложены уже демоверсии по некоторым предметам. В 2020 году, кстати, планируется, что такие ЕФОМы будут созданы по всем школьным предметам.

ЕФОМ состоит из трёх блоков, о чем подробно рассказала в конце октября «Российская газета».

Коротко:

Первый «блок» - письменная работа по предмету, на выполнение которой отводится два часа. Нужно не только ответить на вопросы предмета, но и решить методические задачи, например, найти ошибку в ответе школьника и выстроить свой материал так, чтобы помочь ему исправить свою ошибку. Также необходимо составить план урока так, чтобы любой ребенок его усвоил.

Второй «блок» - оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций учителя, когда учитель должен снять кино про свой урок, а независимые эксперты посмотрят и оценят его. Учитываться будет воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование навыков у ребенка. Плюс к этому нужно будет предоставить самостоятельные работы учеников и анализ учителем собственной работы.

Последний, третий «блок» - это решение так называемого «педагогического кейса на компьютере, когда даётся ситуация из реальной жизни, и как учитель будет её решать. Учитель должен составить план действий.

На всё это, по мнению создателей ЕФОМов, у учителей должны уйти часа четыре, но не в один день. Это по их мнению, изменит качественно ситуацию с аттестацией. Более того, именно такой профессиональный экзамен надо будет сдавать выпускникам педвузов, чтобы «войти в профессию». И через некоторое время снова сдать ЕФОМ, чтобы доказать, что ты имеешь право называться учителем и работать в школе. А если не пройдет учитель такую аттестацию, то его направят на курсы повышения квалификации, а потом снова прогонят через тесты.

Однако в аттестационный «портрет учителя» входят ещё три элемента, отмечает «4ЕГЭ», но собирать их будет администрация школы: справка работодателя, анализ образовательных результатов учеников, мнения выпускников. За всё максимально можно набрать 100 баллов. До 60 - за прохождение ЕФОМ. Ещё 20 баллов «подарят» успехи учеников, а условия профессиональной деятельности - максимум 5. И еще 15 баллов могут принести индивидуальные достижения учителя.

Говорят педагоги

«Кто останется в школе после ЕФОМов?» – такой вопрос ставят практически все учителя, обсуждающие новый проект. Вот комментарий учителя истории:

«Я из числа тех, кто в режиме апробации проходила тестирование ЕФОМ по истории. Общее впечатление - очень сложно. Работа состоит из двух частей: знание предмета и историографии; знание методики, психологии, педагогики, решение практических задач. В первой части очень много вопросов по Всеобщей истории (гражданская война в США, синхайская революция, наполеоновские войны, история Франции, вопросы внешней политики России в разные эпохи). Думаю, что задания создавались преподавателями ВУЗов достаточно высокого уровня сложности. За 20 лет стажа мы и историографию подзабыли. Во второй части мне было менее сложно, но все равно пришлось повторять, много заданий по работе с детьми с ОВЗ, детьми разного уровня развития, памяти, аудиалов, визуалов. Мне попалось задание по составлению индивидуальной траектории обучения для мальчика-спортсмена, часто пропускающего уроки. Задание на проверку сочинения по истории (ЕГЭ), нужно было оценить работу ученика по критериям и спланировать мою дальнейшую работу по ликвидации пробелов знаний. Задания на умение планировать и реализовывать учебные проекты по региональной истории. Задания на планирование урока в соответствии с ФГОС. В целом, работа сложная, результатов еще не знаю. Готовиться нужно будет основательно, поднимать университетский материал по истории, повторять историографию, методику, психологию. Всё надо выполнить за два часа».

Можно покопаться в Сети и посмотреть другие комментарии, кому интересно. Но вывод, к которому приходят учителя, один, кто их спросит, введут и всё. Как ввели ЕГЭ, где важнее всего правильно поставить галочку, или наговорить в эссе кучу умных и, главное, правильных слов, чем показать свои навыки и умения мыслить, что-то делать, выбирать и решать. Мозги включать не нужно. Клип. Шаблон. Метафоры. Штампы.

«В итоге, практически уничтожив существующую систему образования, за эти годы мы получили поколение, которое отвыкло напрягать мозги. Главным стало выбрать вариант и нажать правильную кнопочку при ответе. И для этого оказались ненужными Тургенев, Блок, Достоевский, Есенин… А сейчас новая инициатива, которая, вслед за системой образования и учеников, окончательно убьет учителей. Просто уничтожит, как класс», - отметила одна из собеседниц агентства Deita.ru.

Такого же мнения придерживаются во многих российских регионах. Но при этом высказывают полную уверенность в том, что ЕФОМы все-равно будут введены в школах, а «широкое общественное обсуждение» - не более, чем трюк. Будут услышаны только мнения «за».

«На разработку уже ушли большие деньги, на полное введение ЕФОМ также выделено немало средств, - говорит учитель физики одной из элитных московских школ Елена Петровна, - все дело в деньгах, которые будут получать те, кто окажется задействован в проведении ЕФОМов. Всё повторяется, как с ЕГЭ, новыми учебниками и так далее. Признаться честно, казалось, что учителей нельзя еще больше унизить. Но чиновники минобрнауки доказали обратное».

Педагог из Москвы Татьяна просто считает, что сначала надо спросить мнение учительского сообщества, а уж потом проводить разные эксперименты.

«Перестаньте отмывать деньги на учебниках, которые уже заполнили все книжные магазины, - сказала Татьяна, - лучше обратите внимание непосредственно на учебную программу. Например, как можно сдавать экзамен зоологии по ОГЭ в 9-ом классе, если учебник Лотюшина для 7 класса рассчитан только на одни час в неделю? Как найти время для занятий с учениками, если мы уже до макушки завалены бумагами? Такой бред могли придумать только «министры». Лучше бы для себя экзамены устроили – докажи, что ты чиновник! Достойны ли они, которые учились в школе на «тройки» и «двойки», занимать высокие кабинеты? А тут – получаешь гроши, да еще и докажи, что учитель. Если еще фильмы снимать и экзамены сдавать, то последние учителя из школ разбегутся. И так практически остались фанаты своего дела, для которых профессия учителя – это жизнь».

Пока ни среди собеседников разных агентств, ни среди участников форума, ни среди моих бывших коллег и знакомых учителей не нашлось ни одного, кто поддержал бы ЕФОМы. Пока обсуждается только компетентность чиновников, которые как будто живут в другом государстве.

Насколько такая¸ а на самом деле, любая другая система тестирования учителей может показать качество работы педагога, главная задача которого - не донести сумму знаний (это при желании можно сделать самому и при помощи репетиторов, что, в общем-то, многие и делают), а помочь сохранить желание узнать новое и расширить горизонты своего познания, сделать их более глубокими и разносторонними? Сколько можно вбивать так называемые «знания», когда к ним можно просто стремиться, потому что без них никак нельзя? В тех рамках, в которых оказывается современный учитель, как можно успеть дать необходимый объём информации без ущерба для его качества и сохранить свою и ученическую мотивацию на познание и учение? Часов не хватает, количество документации не уменьшается, здоровых детей все меньше и меньше, да и мотивация на учёбу пропадает у большинства из них достаточно скоро. А тут, представьте, ещё и учитель будет нервный, поскольку ему надо подумать, как решить такие тесты и соответствовать рейтингу школы, чтобы сохранить рабочее место и немного повысить зарплату, чтобы обеспечить свое существование, а ещё дома быть мамой или папой.

Конечно, апробация пройдёт, можно будет упростить задания, ведь нельзя же в грязь лицом всех учителей окунать в стране, будут другие итоговые показатели, формат будет определён заранее, что, вероятно, и обеспечит «прогресс системы образования». Но что будет с самим образованием?

Мы в соцсетях

Новости партнеров