Десять лет назад была принята Государственная программа обеспечения безопасности полётов воздушных судов гражданской авиации. Спустя ещё четыре года, в 2012 году, были внесены дополнения в Воздушный кодекс РФ. Кроме того чуть ли не ежеквартально ведомства подписывают и рассылают строгие приказы и распоряжения об усилении контроля, бдительности, дисциплины в российской авиации. Почему же мы никак не можем перейти от слов к делу? Собственно, с таким вопросом обратились к генпрокурору России два авторитетных российских эксперта: член правления Всемирного фонда безопасности полётов Валерий Шелковников и член Всемирного фонда безопасности полётов Сергей Мельниченко. Специально для Юрия Чайки они составили «Профиль безопасности полётов Российской Федерации в ХХI веке», в котором перечисляются все авиакатастрофы в стране с начала века.
Генеральному прокурору Российской Федерации Чайке Ю.Я.
Уважаемый Юрий Яковлевич,
Направляем вам «Профиль безопасности полётов Российской Федерации в ХХI веке» в порядке надзора за соблюдением законов по обеспечению безопасности полётов. Полагаем, что информация будет вам полезна в деле повышения безопасности полётов, в том числе и государственной авиации. Используя опыт профессионалов, можно изменить положение дел к лучшему. Помните, мы все пользуемся воздушным транспортом!
С уважением,
Валерий Шелковников, президент Международного Консультативно-аналитического агентства «Безопаcность Полётов», лауреат Государственной премии СССР в области безопасности полётов, член правления Всемирного фонда безопасности полётов.
Сергей Мельниченко, генеральный директор Международного Консультативно-аналитического агентства «Безопаcность Полётов», член Всемирного фонда безопасности полётов.
ПРОФИЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В XXI ВЕКЕ
Статистика:
2001, 4 июля, Иркутская область. При выполнении захода на посадку в Иркутске потерпел катастрофу самолёт Ту-154 авиакомпании «Владивосток Авиа». Все 145 человек погибли.
2001, 4 октября, Чёрное море. При следовании на эшелоне самолёт Ту-154 авиакомпании «Сибирь» был сбит ракетой, выпущенной украинскими военными. Погибли 78 человек (все).
2001, 1 декабря, Новая Иня. На самолёте Ил-76ТД погранвойск начался пожар. При попытке произвести срочную посадку самолёт столкнулся с землёй. Все 18 человек, находившиеся на борту, погибли. Самолёт нёс регистрационные знаки коммерческого воздушного судна.
2004, 24 августа, после вылета из Домодедова из-за взрыва бомб на борту при выполнении полёта потерпели катастрофу самолёт Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс», на котором погибли 44 человека (все) и самолёт Ту-154 авиакомпании «Сибирь», на котором погибли 46 человек (все).
2005, 16 марта, Варандей. Самолёт Ан-24РВ авиакомпании «Регионавиа» потерпел катастрофу при выполнении захода на посадку; из 52 человек 28 погибли.
2006, 9 июля, Иркутск. При выполнении посадки потерпел катастрофу самолёт Airbus А-310 авиакомпании «Сибирь». Из 203 человек погибли 125.
2007, 17 марта, Самара. При выполнении посадки потерпел катастрофу самолёт Ту-134 авиакомпании ЮТЭЙР». Шесть человек из 57 погибли.
Распоряжением Правительства РФ 641-р 6 мая 2008 года была утверждена Государственная программа обеспечения безопасности полётов воздушных судов гражданской авиации. Не помогло:
2008, 26 мая, Челябинск. При возвращении в Челябинск из-за возникновения пожара на борту самолёт Ан-12 авиакомпании «Московия» упал, не долетев 11 км до аэродрома. Погибли все 9 человек, находившиеся в самолёте.
2008, 14 сентября, Пермь. При выполнении захода на посадку потерпел катастрофу самолёт Boeing 737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд». Все 88 человек, находившиеся на борту, погибли.
2009, 9 января, Алтай. Во время охоты потерпел катастрофу вертолёт Ми-171, в котором погибли 7 человек из 11 находившихся на борту.
2010, 22 марта, район аэродрома Москва/Домодедово. Самолёт Ту-204 авиакомпании «Авиастар-Ту», в котором находились лишь восемь членов экипажа, потерпел катастрофу при выполнении захода на посадку на аэродроме назначения. Все остались в живых, но самолёт был разрушен.
2010, 3 августа, Игарка. Самолёт Ан-24 авиакомпании «Катэк-Авиа» потерпел катастрофу при выполнении захода на посадку. Погибли двенадцать человек из пятнадцати.
2010, 4 декабря, Москва/Домодедово. При выполнении аварийной посадки самолёт Ту-154М авиакомпании «Дагестанские авиалинии» выкатился за пределы полосы и разломился. Два человека погибли.
2011, 1 января, Сургут. Из-за начавшегося на земле пожара в электросистеме самолёта Ту-154 авиакомпании «Когалымавиа» воздушное судно полностью сгорело, три человека из 134 погибли.
2011, 5 марта, Белгородская область. При выполнении испытательного полёта перед передачей заказчику потерпел катастрофу самолёт Ан-148. Все шесть человек, находившиеся на борту, погибли.
2011, 20 июня, Петрозаводск. При выполнении посадки потерпел катастрофу самолёт Ту-134А3 авиакомпании «РусЭйр». Погибли 47 человек из 52 находившихся на борту.
2011, 11 июля, р. Обь. После пожара двигателя экипаж самолёта Ан-24РВ авиакомпании «Ангара» произвёл посадку на водную поверхность реки Обь. Из 37 человек погибли семеро.
2011, 9 августа, Омсукчан. Из-за пожара двигателя самолёт Ан-12 авиакомпании «Авис-Амур» возвращался в Магадан, однако потерпел катастрофу в районе Омсукчана. Все 11 человек, находившиеся на борту, погибли.
2011, 7 сентября, Ярославль. При выполнении взлёта потерпел катастрофу самолёт Як-42 авиакомпании «Як-Сервис». Из находившихся на борту 45 человек погибли 44.
2012, 2 апреля, Тюмень. После взлёта потерпел катастрофу самолёт ATR72 авиакомпании «ЮТЭйР». Погибли 33 человека из 43 находившихся на борту.
2012, 12 сентября, Палана. Самолёт Ан-28 авиапредприятия Петропавловск-Камчатский при выполнении посадки потрепал катастрофу, 10 человек из находившихся на борту четырнадцати погибли.
25 декабря 2012 года вышел Федеральный закон Российской Федерации № 260-ФЗ «О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации», который дополнил его статьёй 24.1, ставшей важнейшей поправкой к Воздушному кодексу в вопросе о Системе управления безопасностью полётов в Российской Федерации.
Статья 24.1. Реализация государственной системы управления безопасностью полётов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.
Правительство Российской Федерации в рамках обеспечения реализации государственной системы управления безопасностью полётов гражданских воздушных судов устанавливает порядок разработки и применения систем управления безопасностью полётов воздушных судов юридическими лицами – разработчиками и изготовителями гражданских воздушных судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, юридическими лицами, осуществляющими техническое обслуживание гражданских воздушных судов, аэронавигационное обслуживание полётов воздушных судов, образовательными организациями и организациями, осуществляющими подготовку пилотов гражданских воздушных судов, операторами сертифицированных аэродромов гражданской авиации в отношении воздушных судов, разработка, производство, эксплуатация или обслуживание которых осуществляется указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, образовательными учреждениями.
В целях управления безопасностью полётов гражданских воздушных судов, уполномоченный орган в области гражданской авиации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет сбор и анализ данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полётов гражданских воздушных судов, хранение этих данных и обмен ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.
Похоже, и это не помогло:
2012, 29 декабря, Москва/Внуково. В результате выкатывания за пределы полосы после посадки самолёта Ту-204 авиакомпании Red Wings погибли пять человек из восьми находившихся на борту.
Совет ИКАО 25 февраля 2013 года принял Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации «Управление безопасностью полётов» (изменений в соответствии с этим документом принятая в 2008 году Государственная программа не претерпела)
2013, 2 июля, Депутатский. Вертолёт Ми-8 «Полярных авиалиний» потерпел катастрофу, в которой погибли 24 человека из двадцати восьми.
2013, 17 ноября, Казань. При выполнении ухода на второй круг потерпел катастрофу самолёт Boeing 737-500, все 50 человек погибли.
2014, 20 октября, Москва/Внуково. Выполнявший взлёт самолёт Dassault Falcon 50EX столкнулся с остановившимся на взлётно-посадочной полосе снегоуборщиком. Все 4 человека в самолёте погибли.
2016, 1 июля, Иркутская область. При тушении лесного пожара столкнулся с поверхностью земли самолёт Ил-76 МЧС России. Самолёт нёс регистрационные знаки коммерческого воздушного судна. Все 11 человек, находившиеся на борту, погибли.
2016, 21 октября, п-ов Ямал. Не долетев 45 км до места назначения, столкнулся с поверхностью земли и завалился набок вертолёт Ми-8 авиакомпании «Скол», на борту которого находилось 22 человека. В результате катастрофы 19 человек погибли.
2016, 25 декабря, Сочи. После выполнения взлёта столкнулся с поверхностью моря и затонул самолёт Ту-154, эксплуатировавшийся 223 лётным отрядом Министерства обороны РФ. Самолёт нёс регистрационные знаки коммерческого воздушного судна. Погибли все находившиеся в самолёте 92 человека.
2018, 11 февраля, Подмосковье. После выполнения взлёта потерпел катастрофу самолёт Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии». Погибли все находившиеся на борту – 71 человек.
Продолжение следует? Что нужно сделать, чтобы безопасность полётов в России обеспечивалась на деле, а не на бумаге? Нам интересно Ваше мнение.
Среди пассажиров потерпевшего катастрофу самолёта оказался преподаватель Санкт-Петербургского университета гражданской авиации, известнейший авиационный эксперт Борис Александрович Кармалеев, заслуженный пилот России. МКАА «Безопасность полётов выражает соболезнование родным, близким и друзьям Бориса Александровича.