В мае этого года СМИ сообщили, что команда культового мультфильма «Маша и Медведь» покидает Россию. В студии «Анимаккорд» эту информацию сразу же опровергли. Однако Prigovor.ru нашёл документы, которые доказывают: ещё в 2022 году руководство компании запланировало ликвидацию российского юрлица из-за СВО, санкций и падения доходов.
Создатели «Маши» и чиновники всегда позиционировали мультфильм как полностью отечественный продукт и предмет национальной гордости. Однако российским в нём остались, пожалуй, только гражданство создателей и юрлицо. Судя по отчётности, основная часть дохода давно формируется за счёт зарубежных контрактов. А инвестор и автор идеи мультфильма давно живут в США и развивают там собственные проекты. Долю же в самой студии, входящей в кипрский холдинг, ещё в 2017 году выкупил один из крупнейших в Германии производителей игрушек.
Prigovor.ru разбирался, как устроен бизнес производителя одного из самых популярных в мире мультфильмов и почему его создатели готовы попрощаться с Россией.
МАША С МЕДВЕДЕМ УХОДЯТ ПО-АНГЛИЙСКИ
«Маша и Медведь» эвакуируются из России, — написал в начале мая на своей странице «ВКонтакте» журналист Иван Ильин. — Первая волна сотрудников покинула "Анимаккорд", студию, подарившую миру феноменально успешный мультсериал».
По его словам, в московском офисе начались массовые увольнения, и руководство готовится полностью свернуть деятельность в России.
Из поста в «ВК» Ивана Ильина: «Утро первого мая 2025 года началось с шокирующей новости для российской анимационной индустрии — первая волна сотрудников покинула “Анимаккорд”, студию, подарившую миру феноменально успешный мультсериал “Маша и Медведь”. Как выяснилось, одна из немногих по-настоящему глобальных российских медиафраншиз окончательно перестаёт быть российской. Это не просто корпоративная реструктуризация — это симптом куда более глубокой системной перекройки».
«Увольнения в «Анимаккорде» проходят волнами — последняя накроет оставшихся аниматоров к 30 июня. Звучит как цунами, только вместо потоков воды — уведомления об увольнении. Создатель «Маши и Медведя» Олег Кузовков изначально оформил права на персонажей на себя лично, что позволило ему в один день разорвать отношения со столичным офисом…»…
… «Агентство сетует: «Когда во всех кейсах истории успеха анимации мы видим “Машу и Медведя” и у российского руководства в голове, что это русский экспорт, то это всех вводит в заблуждение».
Символическая принадлежность не вызывала вопросов, пока всё было в порядке. Никому не хотелось проверять паспорт Маши. Удобнее было не обращать внимания на флаги, они не вписывались в красивый национальный нарратив.
С начала 2010-х «Машу» гордо демонстрировали как пример российской «мягкой силы», покоряющей детскую аудиторию по всему миру. На каждом международном форуме мультсериал преподносился как доказательство эффективности государственной поддержки анимации».
Российская студия-производитель «Маши и Медведя» заработала в прошлом году 119,5 млн рублей, правда, закончив год с убытком 62,1 млн рублей, согласно базе «Контур.Фокус». В 2023 году чистая прибыль составила 14 млн рублей.
Мультик знают, кажется, все поколения — от бумеров до зумеров. Суммарное количество просмотров серий «Маши и Медведя» только на YouTube составило 46,4 миллиарда. Ещё 31 миллиард раз её посмотрели на английском языке.
Новость тогда мгновенно подхватили крупные паблики и федеральные СМИ, от «Двача» до РБК. В студии поспешили опровергнуть информацию Ильина. Продюсер и директор сериала Дмитрий Ловейко заявил, что «офис в Москве не закрывается», а «сериал остаётся в России».
На самом деле, как выяснил Prigovor.ru, юридические корни «Маши и Медведя» давно находятся не в России, а основу прибыли составляют доходы от продаж прав на зарубежное вещание и мерча.
СОЮЗ ТВОРЧЕСТВА И БИЗНЕСА
Мультсериала «Маша и Медведь» не было бы без двух людей: автора идеи, мультипликатора Олега Кузовкова, а также мецената, бизнесмена Сергея Кузьмина. Первый придумал «Машу», второй дал денег на проект.
Скриншот из дзен-канала «Культурология»
Кузовкову 64 года, он родом из Свердловской области. Проработав карикатуристом в «Литературной газете» и «Огоньке», отучился на курсах аниматоров при студии «Пилот». Получив навыки мультипликатора, переехал в 1998 году в Лос-Анджелес, где приложил руку к созданию полутора десятка мультфильмов. В СМИ он появляется редко. В 2016-м прессе о жизни Кузовкова было известно, что он «мотается между Лос-Анджелесом и Москвой».
Идея «Маши» родилась у него ещё в 1996-м в Крыму после встречи с непоседливой девочкой, ставшей прототипом главной героини сериала. «Это была дочка наших друзей. Они поехали вместе с ней отдохнуть. Отдохнули. Вместе с ними — весь остальной пляж. На самом деле таких девочек довольно много, как вы понимаете. Сейчас всякие письма приходят — получается, что прототипов чуть ли не полстраны», — рассказывал в интервью Олег Кузовков.
Сценарий дожидался своего часа 12 лет. Первая серия вышла в 2009 году благодаря финансированию предпринимателя Сергея Кузьмина — соучредителя студии «Анимаккорд».
Скриншот статьи в журнале Forbes
Кузьмин начинал карьеру в середине 80-х в новосибирском Институте ядерной физики, где получил учёную степень, но в 90-х переключился на бизнес. В 1993 году переехал в США, где занимался инвестициями в сибирские предприятия.
В начале двухтысячных Кузьмин возглавил холдинг Ritzio Entertainment Group — ему принадлежала самая популярная и крупная по тем временам сеть игровых салонов «Вулкан». В течение нескольких лет он активно готовил азартный бизнес к IPO (но так и не вывел её на биржу — прим. Prigovor.ru). Когда в 2009-м азартные игры в России запретили, предприниматель решил переключиться на что-то более стабильное. Выбор пал на детскую анимацию.
Так Кузьмин и Кузовков нашли друг друга. В 2008 году они основали студию «Анимаккорд» специально для производства мультсериала «Маша и Медведь». Кузовков стал художественным руководителем проекта. Управляющим директором назначили Дмитрия Ловейко, который прежде к миру анимации отношения не имел, зато занимал руководящую должность на авиационном заводе.
В конце нулевых — середине 2010-х уставной капитал российского юрлица ООО «Анимаккорд» принадлежал американской ISB Development Corp и Дмитрию Ловейко. Американская компания, как выяснил Prigovor.ru из реестра юрлиц D&B, принадлежит Кузьмину.
Первый год работы студии популярности проекту не принёс: было создано всего две серии. Всё изменилось, когда на мультсериал обратил внимание Первый канал и показал его в эфире «Спокойной ночи, малыши!». Первая серия вышла на экраны в 2009 году. И сразу же вывела детскую передачу в десятку самых рейтинговых на канале.
Несмотря на быстрорастущую популярность проекта, собрать с него первые сливки удалось лишь спустя 5 лет. По словам создателей, производство одной только серии длиной семь минут стоило около $250 тысяч.
«У него [Кузьмина] как раз очень хорошая смесь каких-то амбиций о своей студии, и плюс ещё чтобы денег заработать. Очень конструктивная смесь, не маниловская», — отзывался мультипликатор Кузовков об инвесторе Кузьмине в интервью в 2010 году.
С самого начала было понятно, что для инвестора «Маша» была в первую очередь бизнес-проектом. «У нас в стране принято: если вчера вложили, то позавчера вы должны были получить дивиденды», — добавляет в том же интервью Кузовков.
В 2012 году на Кипре регистрируется компания Animaccord LTD, которой полностью владеет Сергей Кузьмин. Она получает исключительные права на бренд и контент, которые прежде принадлежали лично Кузовкову. Российская студия с этого момента превращается в подрядчика по производству контента.
Из-за попыток оптимизировать расходы отношения между инвестором и художественным руководителем сериала постепенно ухудшались. По словам журналиста Ильина, отход от оперативного управления главного идеолога «Маши» сопровождался конфликтами. Кузовков критиковал «конвейерный» подход студии, который, по его мнению, снижал качество новых серий. Креативная составляющая постепенно уступила место коммерции.
Первые звоночки об отдалении Кузовкова от проекта появились ещё в 2015 году — после выхода на экраны более 50 серий мультсериала. Тогда Дмитрий Ловейко заявил, что у студии может «не хватить ресурсов» на новый сезон.
Однако проект продолжил жить — и всё большее влияние в управлении получало кипрское юрлицо. Через него студия обзавелась множеством иностранных партнёров. Как следует из материала Forbes, не последнюю роль в этом сыграли американские связи Кузьмина. К 2017 году права на вещание франшизы у Animaccord LTD приобрели телеканалы Cartoon Network, британский Cartoonito, немецкие KIKA и Sony Music France 5 и испанский Panda. Также кипрская студия продала более 150 лицензий на производство товаров с героями мультсериала. Среди покупателей выделялись такие гиганты, как Ferrero и Danone.
КАК ПАТРИОТЫ СТАЛИ КИПРИОТАМИ
Основной доход кипрской компании «Animaccord LTD» — роялти от продажи прав на использование бренда. У неё три источника выручки: продажа прав на использование образов и брендов для производства товаров (партнёры платят процент с продаж и гарантированные минимальные суммы), предоставление прав на трансляцию мультсериалов, а также доходы от живых выступлений и рекламных кампаний (бренды платят за интеграцию персонажей в свою рекламу).
Prigovor.ru изучил годовой и аудиторский отчёт головного юрлица за 2022 год, который в соответствии с законодательством Кипра был подан в 2024 году. Согласно этим отчётам, после начала СВО выручка в 2022 году просела на 8,5% — до $18,46 млн против $20,1 млн в 2021-м. Ещё раньше, в 2020-м, размер доходов составлял 21,5 млн.
Доходы «Маши и Медведя» по направлениям
Основной удар пришёлся на цифровой сегмент — доходы от вещания упали на $1,5 млн, лицензионные доходы сократились на треть. Единственный рост показал мерчандайзинг: с $3,8 до $3,96 млн. В эту группу входит как раз продажа фигурок с персонажами мультика.
Из годового отчёта следует, что права на мультсериал появились у кипрской «Animaccord» в 2013 году. Этот объект интеллектуального права оценивался на тот момент в 13 миллионов рублей.
Балансовая стоимость прав на мультфильм на 2013 год
Выбор Кипра, очевидно, обусловлен налоговой оптимизацией: ставка корпоративного налога здесь 12,5%. А дивиденды вообще при определённых условиях налогами не облагаются. За десять лет структура собственности кипрской «Animaccord Ltd.» претерпела кардинальные изменения.
Что было в 2012 году
К моменту взрывной популярности мультфильма в 2017 году в неё вошли международные компании. Около 80% акций сосредоточилось в руках американской ISB Development Corp (штат Атланта). Согласно базеданных юрлиц Dun&Bradstreet, она полностью контролируется Сергеем Кузьминым. Ещё 4,5% стал контролировать генеральный продюсер «Маши и Медведя» Дмитрий Ловейко.
Что стало в 2017 году
Перестройка корпоративной структуры осенью 2017-го была самой крупной, но не последней. Сегодня структура акционеров выглядит так: основатель проекта, Сергей Кузьмин, через свою компанию ISB Development сохранил участие, но его доля сократилась c 80% до 45%. Несмотря на уменьшение доли, именно Кузьмин (по документам) остаётся ключевым собственником организации.
Ultimate owner мистер Кузьмин
Около 25% держит кипрская «Rodleport Holdings». По данным «Ведомостей» на 2016 год, этой компанией владел фонд прямых инвестиций UFG. На сегодняшний день UFG перешёл под контроль ГК «Регион», продолжив свою деятельность как АО «УК Регион Инвестиции». Головная структура «Региона» занимается банковской, страховой и лизинговой деятельностью, а также оказывает услуги брокерского и депозитарного обслуживания. Основные владельцы группы «Регион» — Сергей Судариков (по данным Forbes, его состояние оценивалось в $2,3 млрд) и его давний деловой партнёр, который в рейтинг не попал, Андрей Жуйков.
Пакет акций 4,5% другого основателя «Animaccord Ltd» Дмитрия Ловейко в 2022 году вскоре после начала СВО перешёл к американской компании «Komodo Labs LLC» (Флорида). Согласно реестру юрлиц штата, директором «Komodo Labs» является сам Ловейко — то есть он сохранил свой пакет, просто переоформив его на юрлицо.
Animaccord Actual ShareHolders
Другие миноритарные пакеты остались неизменными с 2017 года: 9,5% у американской компании «SEC Dynasty» из штата Делавэр, который не раскрывает собственников фирм. И 1% у гибралтарской «Fenestree Holdings Limited».
В декабре 2017 года в состав учредителей кипрской компании вошёл немецкий производитель игрушек «Simba Dickie Group». В своих руках он сосредоточил 1,5 тыс. акций (~15% уставного капитала) и продолжает их держать и по состоянию на 2025 год.
«Simba Dickie Group» сегодня — четвёртый по величине производитель игрушек Германии, управляет 30 дочерними компаниями от Гонконга до Франции. Основанная в 1982 году как скромная семейная мастерская «Simba Toys», сегодня она контролирует известные в ЕС бренды: от деревянных игрушек Eichhorn до моделей поездов Märklin. Но главный «трофей» в её портфеле оказался из России.
Свидетельство о приобретении акций «Animaccord» группой Simba
Сделка по вхождению в состав акционеров «Animaccord Ltd» позволила немцам запустить масштабное производство игрушек по мотивам «Маши и Медведя», в числе которых фигурки героев, выпускаемые на заводах в Китае и Франции, линейки для творчества и тематические игровые наборы в коллекциях Smoby Toys. Продукция бренда представлена в нашей стране повсеместно, в том числе на Ozon и других маркетплейсах, а также в «Детском мире». В маркетинговых материалах Simba Dickie называла мультфильм «российской метафорой», делая акцент на его «семейности» и «патриотической ауре».
То есть, когда бизнесменам было выгодно они активно эксплуатировали русскость и душевность мультфильма…
«Маша и Медведь» остаётся на отечественных экранах, игрушки с символикой мультсериала продолжают продавать на родине. Однако юридически и финансово проект всё дальше уходит от российских корней, превращаясь в глобальный продукт с акцентами на Кипре, в США и Европе.
РЕШЕНИЕ О ЛИКВИДАЦИИ РОССИЙСКОГО ФИЛИАЛА БЫЛО ПРИНЯТО В 2024 ГОДУ
В аудиторском отчёте кипрского юрлица за 2022 год прямо отмечается решение совета директоров и акционеров ликвидировать российскую дочку. Это противоречит заявлениям руководства российской компании в 2025 году, которое отрицало сворачивание российского бизнеса.
«Решение о ликвидации российского филиала было принято руководством Компании и утверждено Советом директоров и акционерами в 2024 году, — сообщается в отчёте. — Шаги и действия по данному вопросу уже предприняты и будут реализованы, как только будут сделаны необходимые приготовления».
Не стоит удивляться тому, что в отчёте за 2022 год сообщается о событиях 2024-го: документ датирован 29 ноября 2024 года.
«Подготовительные шаги (по ликвидации российского юрлица — прим. «Prigovor.ru») уже сделаны, осталось оформить формальности», — говорится в отчёте. В нём также отмечается, что дальнейшее ведение бизнеса в России несёт компании риски потери прибыли из-за санкций, скачков курса, кибератак и «нестабильной политической обстановки».
В 2022 году «Animaccord LTD» сократила выплаты дивидендов акционерам на 35% — до $6,5 млн против $10 млн в 2021-м. Финансовые документы показывают, что выплаты дробились на четыре этапа, самый крупный из которых ($2,5 млн) пришёлся на февраль 2022-го.
Дивиденды в пользу двух акционеров
Несмотря на опасения акционеров и падение выручки, дивиденды, которые получают акционеры студии «Анимаккорд», в числе которых Сергей Кузьмин, исчисляются миллиардами рублей. В финансовом отчёте «Animaccord Ltd» за 2022 год сообщалось о намерении выплатить акционерам в предстоящие два года в совокупности $20 млн, что эквивалентно 2,2 млрд рублей.
Какую долю получил каждый из акционеров, в отчёте не указано. Однако, по общим стандартам, дивиденды распределяются пропорционально количеству акций у каждого держателя. Это значит, что $9 млн из $20 млн может получить американская «ISB Development», контролируемая Кузьминым, поскольку ей на сегодняшний день принадлежит доля акций в 45%.
Расставание с Россией для создателей мультсериала, вероятно, не окажется слишком болезненным: структуру доходов студии уже сейчас на 75% формируют контракты с иностранными контрагентами. Такой процент получается, если вычесть доходы основного российского юрлица — ООО «Маша и Медведь» — из общих доходов кипрской материнской компании.
В 2022 году российская студия заработала 225,1 млн. рублей, согласно данным «Контур.Фокус». Если считать по среднему курсу доллара в 2022-м, то это будет равно $3,3 млн. Меньше четверти от выручки кипрского юрлица, составившей $18,5 млн в 2022 году.
Доходы российского юрлица
Очевидно, что и российские, и иностранные акционеры всё меньше заинтересованы в том, чтобы продукт ассоциировался с Россией и новые серии производились здесь. Поэтому руководство кипрской компании делает в годовом отчёте следующие выводы:
«Деятельность в России сопряжена с некоторым риском политической нестабильности, который может включать изменения в правительстве, негативную политику и гражданские беспорядки, — говорится в документе. — Финансовые и экономические санкции, введённые мировым сообществом в отношении отдельных секторов российской экономики, а также предприятий и частных лиц в России в первом квартале 2022 года, и контрмеры, введённые Россией <...>, могут потенциально представлять риск для деятельности Компании».
Эти факторы, утверждают авторы годового отчёта, могут оказать негативное влияние на организацию цепочки поставок компании, потоки капитала и способность студии обеспечить внешнее финансирование.
«В зависимости от продолжительности конфликта между Россией и Украиной, израильско-палестинского конфликта <...> Компания может столкнуться с дальнейшими негативными результатами, ограничениями ликвидности и понести дополнительные обесценения своих активов в 2023 году», — резюмируют составители документа.
Несмотря на пессимистическую картину, прописанную в отчёте, российское юрлицо до сих пор не ликвидировано. Хотя если посмотреть на сайты студии «Анимаккорд», нет сомнений в том, что ставка сделана на «международное позиционирование» компании. На русскоязычном сайте всего две страницы: раздел «О нас», в котором всего два предложения о том, чем занимается компания, а также «Контакты».
Зато англоязычный сайт наполнен новостями, пресс-релизами и прочими материалами о деятельности студии. При этом полностью отсутствует хоть какая-нибудь привязка к России.
ГОЛЛИВУДСКИЙ СТАРТАП ПЕРВОГО ПАПЫ «МАШИ И МЕДВЕДЯ»
Основные интересы мажоритарного владельца бренда Дмитрия Кузьмина и аниматора Олега Кузовкова давно сосредоточены не в России, а в США.
После глобального успеха «Маши и Медведя» Олег Кузовков не остановился на достигнутом. В 2021 году он вместе с женой Еленой и сыном Николаем основал в Лос-Анджелесе мультипликационную компанию «Knock Animation». Новый проект стал полноценным семейным предприятием, где сын получил должности главного аниматора и арт-директора, а супруга стала продюсером и операционным директором. Сам Кузовков сосредоточился на креативном руководстве.
В открытых источниках нашёлся только один проект с аналогичным названием, которым может управлять юрлицо «Knock Animation». Это одноимённый бренд «Knock-Knock Animation Studio». На американском видеохостинге Vimeo студия позиционирует себя как «мост между восточной эстетикой и западными технологиями». Однако интересы её сосредоточены отнюдь не на Западе, а в Азии.
Студия создаёт мультфильмы в стиле аниме и рекламные ролики для крупных партнёров на Востоке. Например, динамичную рекламу игровых ноутбуков и видеокарт тайваньского производителя MSI.
Несмотря на молодость, студия быстро получила международное признание. Об этом свидетельствует её Instagram**, пестрящий профильными наградами: Sundance (2021), Göteborg (2021), Calgary (2021).
Зарегистрирована студия в историческом районе Лос-Анджелеса в 10 минутах от «Disney Animation Studios» и в 15 — от «DreamWorks». Интересно, что тот же адрес фигурирует в качестве почтового лично у Кузовкова и, возможно, является не просто местом юридической регистрации бизнеса, но и резиденцией аниматора.
Дом мультипликатора в Лос-Анджелесе
Для Сергея Кузьмина мультфильм про Машу также не стал единственным проектом. Идея о создании квантового компьютера, которая зародилась у него ещё в 80-х, нашла продолжение в 2012 году. Когда мультфильм стал приносить бизнесмену миллионы, Кузьмин и основатели «Parallels» Сергей Белоусов и Илья Зубарев создали венчурный фонд «Quantum Wave Fund» (QWave). Стартап обещал революционизировать подход к вычислениям и, наконец, создать первый в мире квантовый компьютер. В QWave было вложено порядка $50 млн инвестиций, однако, как отмечал сам Кузьмин в интервью Forbes, в ближайшие два с половиной десятилетия открытия не предвидится. Затем один из отцов «Маши и Медведя» переключился на нечто более реальное — вместе с партнёрами он анонсировал создание нового фонда для развития искусственного интеллекта.
История «Маши и Медведя» наглядно показывает, как работает современный международный бизнес. Студия не спешит полностью рвать с Россией — здесь остаются производственные мощности, часть команды и привычная аудитория. Но когда санкции начинают угрожать основным доходам, основатели проекта сделали свой выбор – деньги решили всё…
А на другой чаше весов остались радость, смех и внимание нескольких поколений российских детишек, полюбивших «Машу и Медведя». Именно благодаря любви детей и, не забудем, программе российского телевидения «Спокойной ночи, малыши» эти взрослые мульт-дяди так успешно стартовали в 2009 году и в итоге стали долларовыми миллионерами.
Владельцы «Анимаккорда» действуют по классическим законам бизнеса: минимизируют риски и сохраняют прибыльность. Пока компания официально не объявляет об уходе из России, но документы говорят, что подготовка к ликвидации российской дочки идёт полным ходом.
Автор: Алексей Веларов
*Иноагенты, экстремисты; **экстремистские террористические нежелательные организации

















