Сердюков и Васильева разорили авиаторов до стола и стульев
FLB: «Придворный» авиаперевозчик прежнего руководства Минобороды, которому военные отказались платить, не может расплатиться с контрагентам и сотрудниками
При экс-министре Анатолии Сердюкове "Чкалов авиа" получила контракты на аутсорсинг по обслуживанию военного аэродрома Чкаловский. "Чкалов авиа" фактически являлась официальным перевозчиком военного ведомства с 2011 года. Однако своих ресурсов для этой деятельности у компании не было, поэтому она стала посредником и пользовалась услугами других компаний, в том числе ООО "Идеал-тур".
- В соответствии с договором нам поступали от "Чкалов авиа" заявки, мы их обрабатывали и за свои средства приобретали проездные документы, - рассказывает исполнительный директор "Идеал-тура" Павел Васин. - После этого "чкаловцы" должны были нам возмещать понесенные затраты: стоимость и комиссионный сбор в размере 200 рублей с каждого билета. Мы исправно выполняли свои договорные обязательства вплоть до февраля 2013 года, но денег так и не дождались. Сумма задолженности составила 2,8 млн рублей.
В 2012 году у компании начались проблемы с оплатой. Сумма задолженности составила 2,8 млн рублей. Подрядчик подал заявление в Арбитражный суд и выиграл его, но денег так и не получил. Выяснилось, что на счетах "Чкалов Авия" денег нет, а из имущества - только несколько столов, пара стульев и старый компьютер. При этом в самой "Чкалов авиа" категорически отрицают, что компания была пустышкой».
Аналогичный иск в арбитраж подала компания ООО «Авиастар», которой «Чкалов Авиа» задолжала 3,4 млн рублей. Однако, как уверяют истцы, контрагентов, с которыми не смогли рассчитаться за авиа- и ж/д билеты, гораздо больше. Но они не хотят судится, понимая, что денег всё равно не получат.
— Мы выиграли суд — и что? — разводит руками Васин. — Оказалось, что на счетах «Чкалов Авиа» денег нет, а всё имущество — это несколько столов, пара стульев и старый компьютер. А ведь эта фирма ворочала бюджетными миллиардами и казалась солидной.
Замдиректора ООО «Чкалов-Авиа» Сергей Манаков утверждает, что компания никогда не была «пустышкой».
— У нас в фирме работали 400 сотрудников, которые полностью обеспечивали жизнедеятельность Чкаловского аэродрома, — рассказывает Манаков. — Это были специалисты высокого уровня, которые выполняли весь комплекс работ — от обслуживания самолетов до уборки территории.
В марте 2013 года компания «Чкалов Авиа» обвинила Минобороны в неисполнении обязательств и предъявила в Арбитражный суд Москвы иск на 411,6 млн рублей. Иск на 40 млн рублей, недополученных фирмой от военного ведомства в качестве аванса, в конце июня суд отклонил.
Между тем, как выяснило издание, «Чкалов Авиа» задолжала не только своим субподрядчикам и контрагентам, но и собственным сотрудникам. По данным редакции, общий долг по зарплате составляет почти 60 млн рублей. Сотрудники с легкостью выигрывают суды по взысканию своих зарплат, однако получить их также не могут».
9 августа 2013 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Чкалов Авиа» cтолкнули трапом «Вольво» говорилось: «в арбитражном суде Москвы прошло очередное заседание по иску против Министерства Обороны РФ о взыскании почти полмиллиарда рублей за выполненные по госконтракту работы аутсорсинговой компании «Чкалов Авиа», обслуживавшей аэродром Чкаловский.
Это не первое судебное слушание по делу. За время прошедшее с прошлого заседания юристы Минобороны и войсковой части, расположенной на аэродроме Чкаловский, успели затребовать от истца более детальные акты о проделанных на аэродроме работах, чем вызвали недоумение у представителя «Чкалов Авиа» - копии всех документов давно имеются в распоряжении военных.
В связи с этим юристу «Чкалов Авиа» пришлось привезти в суд 16 томов, примерно по 150 листов каждый – отчеты о проделанных на аэродроме работах.
На само судебное заседание потребовалось немного времени. После того, как судья по делу огласила ходатайство истца о приобщении детальных актов о выполненных работах к делу, представители ответчика попросили время для ознакомления с представленными документами.
Дополнительно юристы «Чкалов Авиа» ходатайствовали о приобщении к делу еще 2-х актов о проделанных на аэродроме работах от 1 мая 2012 года.
Судья, спрашивая юристов Минобороны о том, будут ли они брать дополнительное время на ознакомление с документами, показала руками: «Там во-о-о-от такая пачка», на столе лежали две кипы папок, которые, если сложить вместе, составили бы высоту около полуметра.
Судья также потребовала от сторон впредь после ознакомления с представленными документами, например, с актами о проделанных работах, представлять письменные отзывы на полученные бумаги с изложением своей позиции в виду того, что дело грозит затянуться из-за значительного объема представленных сторонами документов.
Как ранее сообщало FLB.ru, сервисная компания «Чкалов Авиа» подала в арбитражный суд Москвы иск против Минобороны о взыскании 411 641 088 рублей за проделанные на аэродроме работы. Однако позже, Минобороны подало встречный иск к компании за выплату неустойки в связи с выполнением работ ненадлежащим образом на сумму 587 018 950 рублей.
После судебного заседания корреспонденту FLB.ru Дмитрию Флорину удалось побеседовать с юридическим представителем «Чкалов Авиа» в суде, который, по каким-то причинам опять просил не указывать его имени:
- Что происходит сейчас с этим делом?
- Ситуация обстоит таким образом - в настоящее время мы по инициативе суда и по инициативе ответчика, представляем дополнительные документы, в частности те же самые акты о проделанных работах.
Изначально мы предоставили сводные акты, которые занимали меньший объем, там информации тоже было поменьше, но судья захотел увидеть акты, те, которые составлены по форме государственного контракта. Соответственно, нам пришлось все это предоставить. Получился большой объем, надеюсь, они успеют ознакомиться.
Тем не менее, ответчик до сих пор так и не предоставил документы по своему встречному заявлению, которое было сделано накануне. В пятницу я его получил, была опубликована дополнительная информация на сайте арбитражного суда Москвы.
Само по себе их встречное исковое заявление сейчас идет без каких либо дополнительных документов. Пока нет каких-либо доказательств, они ссылаются на нарушения, допущеные при выполнении контракта.
А в госконтракте прописано, что стоимость этих нарушений – вычет 5 процентов от стоимости производимых работ за каждое нарушение.
Получается, что сумма, которую они могут истребовать, выходит больше той суммы, которую требуем мы. Это 587 миллионов рублей с небольшим.
- Были ли ранее оговорены сроки, в течение которых должны выставляться претензии? Почему они появились спустя такое продолжительное время и только уже в суде?
- Конечно, в договоре все это есть. Первое условие – в случае обнаружения недостатков в течение суток должны были составляться акты, имеется в виду – военными, и потом на основании этого акта о недостатках обе стороны встречаются, обговариваем каким-то образом это, обсуждаем, что-то исправляем, как требует контракт, и в течение 6 месяцев они могут это куда-то направить.
- По срокам, когда перестало Минобороны оплачивать работы?
- Они изначально не оплачивали. Был аванс, который мы выработали, а денег они нам так и не заплатили, просто потом мы приостановили работы. Это произошло 1 марта 2012 года. Прошло 14 месяцев.
- Сроки же уже прошли?
- Сроки да, но с другой стороны, заявить то они имеют право, в своем отзыве я обращу на это внимание, что претензии должны были быть предъявлены в течение 6 месяцев, но судьи обычно как-то закрывают на это глаза.
- На что?что прошли сроки.
- С момента нашего последнего заседания, что-то еще важное для дела происходило?
- Все было примерно как сейчас.
- То есть они просили какую-то дополнительную информацию, и процессы переносились из-за того, что им надо было с ней ознакомиться?
- Совершенно верно. Мы на самом деле позицию высказали, чтобы судье было понятно, она посидела сама почитала и начала вопросы задавать. На прошлом и на позапрошлом заседании мы более-менее обговорили все насчет нашей позиции. После этого и возник вопрос о том, что нужно предоставить акты о проделанных работах, подробные. Мы представили, судья теперь знает, что у нас есть все эти документы.
- То, что судья сейчас сказала, что в следующий раз, когда сторона получит какую-то дополнительную документацию, она должна предоставить отчет о том, что они знакомились с этими бумагами, это что такое?
- Если есть какие-то возражения или недостатки, если сторона увидит какие-то факты, чтобы они еще дополнительно высказали свои замечания.
- Это делается для того, чтобы все это еще до заседания было сделано?
- Это делается исходя из двух моментов, первое – документы должны быть отправлены заинтересованным сторонам и суду, чтобы все успели заранее подготовиться. Почему требуют, чтобы все было в письменном виде, чтобы они могли ознакомиться, обычно стороны по привычке все это приносят уже в судебное заседание, каждый в меру своей профессиональной пригодности оценивает эти доводы, и далее или суд откладывают или сторона на месте высказывает свои возражения. Потом отзыв на возражение и потом все идет дальше, судебное заседание продолжается.
В данной ситуации объем очень большой, аргументаций много, и чтобы судье было проще ориентироваться, она просит, чтобы это было в письменном виде. Чтобы она могла спокойно сесть, когда будет отписывать решение, смотреть на аргументы такие-то в исковом заявлении, в возражении аргументы такие-то, контраргументы такие-то, на них контраргументы такие-то и на основании письменных заключений она уже будет писать свое решение.
Это судья будет смотреть при составлении результативной части, а в мотивировочной части она будет ссылаться на разные моменты, а без подсказки это сделать очень сложно. Все-таки судья должна изучить большой объем, запомнить, приводить его в решении.
- Сумма иска фиксированная, а время-то идет? Если все будет хорошо, потом планируете подавать на неустойку, перерасчет, пени?
- Ну для начала надо выиграть этот суд, каким-то образом, а дальше уже будем смотреть. Я думаю, есть смысл подавать…
В ходе дела «Чкалов Авиа» стали вскрываться многие, ранее не широко известные факты. Например, дорогостоящая современная иностранная техника для обслуживания воздушных судов и поддержания работоспособности взлетных полос, аэродромного оборудования, была, по нашей информации, закуплена в большом количестве – примерно для половины всех военных аэродромов России. В настоящее время почти вся она находится на консервации, так как нет специалистов для работы на ней. Сажать солдата срочной службы на аэродромный “Вольво” - произведенный в Швеции, оснащенный высокоточной аппаратурой и стоящий несколько миллионов рублей – военные опасаются.
Как говорили в кулуарах арбитража накануне судебного процесса, сразу после прекращения работ «Чкалов Авиа» на аэродроме Чкаловский, военные пытались самостоятельно обучить нескольких солдат для работы на этой технике, но в первый же день солдат-срочник трижды ударил самолет трапом, чем нанес ему серьезные и дорогостоящие в ремонте повреждения.
В настоящее время офицеры Чкаловского сами, как могут, пытаются работать на этой технике. Что не всегда получается.
«Чкалов-Авиа» был пилотным проектом Минобороны – экс-министр Анатолий Сердюков широким взахом передавал целые отрасли военного сервиса на обслуживание аутсорсинговым компаниям для производства профессиональных точных работ. Что из этого вышло – мы видим.
В случае “Чкалов Авиа”, то оплата компании со сторон Минобороны не производилась вообще. Первый транш, на который были наняты специалисты (как правило, бывшие сотрудники этого же аэродрома) был выдан в виде аванса-кредита, который, по условиям договора вообще должен был быть возвращен Минобороны спустя некоторое время.
Именно за счет этих денег и производились все работы на Чкаловском, который использовался в том числе и для дислокации и полетов борта министра обороны.
Когда встал вопрос об оплате работ, Минобороны отвечало, что де «деньги будут, вы работайте». Сотрудникам фирмы пришлось выплачивать по половине заработной платы. В итоге задолженность перед каждым работником «Чкалов Авиа» к моменту приостановки работ составила около 100 000 рублей в счет только заработной платы, не говоря уж о затратах на обслуживание, расходные материалы и приобретение дополнительной современной техники.
Если бы проект удался, фирма «Чкалов Авиа» планировала взять на свое обеспечение другие военные аэродромы страны. Их специалисты уже выезжали на места – для ознакомления с обстановкой и возможностями других аэродромов. Однако этого не произошло. Теперь, после смены руководства Минобороны, на сотрудников «Чкалов Авиа» иногда смотрят как на «сердюковцев», недвусмысленно намекая, что де это вы договаривались с предыдущей командой.
По мнению экспертов, судебный процесс изначально затягивался стороной ответчика. Позже возник встречный иск за якобы выполнение работ в ненадлежащем качестве. Причем, по иронии судьбы, сумма встречного иска превышает сумму иска «Чкалов Авиа».
Что же касается якобы найденных Минобороны недостатков в выполнении работ в Чкаловском, это очень скользкая материя. Так как зачастую возможность выполнения работ на аэродроме зависела от военного руководства. Были случаи, когда во время прилета особо важных гостей, военные по приказу перекрывали доступ на аэродром всей обслуживающей техники. Это приводило к срывам сроков обслуживания.
По словам некоторых представителей истца, четких формулировок критериев качества выполненных работ не существует. Существуют некоторые военные нормы: «там целый талмуд» - как пояснил корреспонденту FLB.ru один из присутствовавших на прошедшем суде наблюдателей процесса.
Однако, по его словам, при желании, найти причину для написания рапорта о каких-либо недостатках не сложно.
К примеру, в прошлом году, во время сильных снегопадов, техника чистила аэродром от снега, который не переставал идти практически несколько дней. После первого прохода снегоочистительной техники не проходило и нескольких минут, как по существующим нормам взлетную полосу необходимо было чистить снова, что порой было невозможно физически.
К тому же контролем за передвижением аэродромной техники владели военные, которые зачастую сами выполняли не вполне логичные к сопоставимым задачам приказы, перегоняя машины с места на место, мешая графикам выполнения работ.
Помимо дорогостоящей новой иностранной аэродромной техники, «по наследству» аутсорсинговой компании перешли и старые военные машины, часть которых имела серьезные неисправности, которые приходилось исправлять за свой счет зачастую самим водителям.
К сожалению, по словам представителей «Чкалов Авиа», судье о таких нюансах неизвестно. В связи с этим «чкаловские» планируют ходатайствовать в суде о вызове свидетелей, как из состава своих сотрудников, так и из состава военнослужащих части, дислоцирующейся на Чкаловском.
Так планируется на примере нескольких эпизодов, представленных сейчас военными как некачественное оказание услуг, показать суду детальные причины, повлекшие нарекания.
Появилась также информация о том, что этот «пилотный проект» с привлечением частной организации в роли подрядчика по обслуживанию аэродрома, вызвал большое недовольство среди некоторых офицеров Чкаловского.
С проектом были связаны сокращения части военнослужащих аэродрома, в том числе и ряда офицеров, которые, как выражаются некоторые из представителей «Чкалов Авиа»: «неплохо там сидели все эти годы». Естественно, замена старой советской системы военного обслуживания на новую, частно-гражданскую (юридически, так как большинство из сотрудников компании имели опыт работы на аэродромах, в том числе и на самом Чкаловском), вызвало недовольство среди «старослужащих» офицеров.
Отчасти в компании именно с этим связывают, как они их называют «придирки» ряда офицеров к качеству работы «Чкалов Авиа».
В настоящее время юристы «Чкалов Авиа» все еще не оставляют надежды на суд, который, по их мнению, обязан принудить своим решением Минобороны выплатить долги за проделанную компанией работу.
Однако встречный иск «за недостатки», хоть пока и без предоставления доказательств, сбивает их с толку. К тому же, по нашим сведениям, Минобороны готовит новый «контраргумент» для отказа в выплатах – по мнению военных юристов, согласно договору, «Чкалов Авиа» не имело права останавливать свою деятельность, так как они обязаны были выполнять условия контракта, а приостановка деятельности могла понести серьезный ущерб работе аэродрома.
Однако, по словам представителей «Чкалов Авиа», о том, что в случае невыплат они приостановят деятельность, они предупреждали Минобороны еще за 3 месяца. В распоряжении их юристов якобы имеется письмо командира войсковой части, базирующейся в Чкаловском, о том, что он просит не прекращать работы, а денежные средства должны будут поступить на счета фирмы в ближайшее время. Однако выплат так и не последовало. По словам наблюдателей, прецедент с «Чкалов Авиа» может надолго отбить охоту частных компаний связываться с этим ведомством.
Причем, как полагают некоторые сведующие люди, если произошедшее еще можно было бы с натяжкой свалить на предыдущее, «сердюковское» руководство Минобороны, однако то, что происходит сейчас, не делает чести и новому руководству».