Как стало известно “МК” из заслуживающих доверия источников, в предпраздничные дни окружные прокуратуры завели ряд уголовных дел, в которых фигурируют либо губернаторы, либо их родственники. Сколько всего заведено дел и на кого конкретно, пока держится в строжайшей тайне, однако уже просочилась информация, что дел не менее четырех. Пока Генеральная прокуратура отказывается комментировать эту новость, по старой доброй традиции не опровергая слухи, но и не подтверждая их. А другие официальные органы, куда мы обратились за разъяснением, не преминули заявить, что “борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений российской внутренней политики”, видимо, намекая на недавние очередные резкие заявления президента Путина.
Одним из первых, кто оказался под прицелом прокуратуры, стал самарский губернатор Константин Титов. Точнее, его сын, Алексей Константинович Титов, и тесть, Игорь Панибратов. Подробности этого дела прояснить в правоохранных органах еще не удалось, но известно, что сын губернатора возглавляет коммерческий банк, который является уполномоченным Самарской области (в нем размещены бюджетные средства области). Панибратов, в свою очередь, возглавлял государственное унитарное предприятие “Самараавтодор”. По нашим данным, претензии прокуратуры сводятся к тому, что ближайшие родственники губернатора на пару акционировали и приватизировали это предприятие (естественно, по неполной стоимости), которое имело почти монопольное право на строительство дорог в области. Кроме того, Алексей Константинович, по мнению правоохранителей, оказался замешан в спекуляции дисконтными векселями (финансовыми обязательствами правительства Самарской области с реальной стоимостью намного ниже номинала). Якобы территориальный дорожный фонд области (опять же структура правительства региона), в котором аккумулировались значительные финансовые средства на дорожное строительство, принимал эти векселя в качестве налогов от ряда крупных предприятий, специализирующихся на поставках топлива, что является весьма скользкой операцией. То есть, правительство области само себе платило — заведомо убыточными бумагами.
— Суть в том, что в середине девяностых местными властями был запущен в оборот огромный объем ценных бумаг, стоимость которых не была ничем реально подтверждена, — согласился прокомментировать ситуацию сотрудник УБЭП МВД РФ на условиях анонимности. — По сути, это аналоги ГКО с теми или иными особенностями. В некоторых областях уровень насыщенности этими бумагами рынка был таков, что и сейчас эти регионы находятся на грани финансового банкротства. Это одна из главных головных болей правительства России и правоохранителей — как изъять эти бумаги из оборота. Ведь под них выдавались кредиты, ими расплачивались за поставки горючего или, как в данном случае, за какую-то предполагаемую работу... И в случае с Самарой я не вижу никакой политической подоплеки. Идет нормальная плановая работа. Не знаю, как в Генпрокуратуре, но в нашем ведомстве это одно из приоритетных направлений работы, на которое мы специально ориентируем свои региональные подразделения.
Любопытно, что в правительстве Самарской области, куда мы попытались обратиться за информацией, наше сообщение прозвучало, как разорвавшаяся бомба. Как заявили в администрации, губернатор области ничего не знает о данном уголовном деле...
Между тем версия о том, что уголовное дело на сына Титова не является политической заказухой, получило косвенное подтверждение в столице. Одно из крупных московских пиар-агентств разместило в крупных центральных изданиях материалы почти на 200 тысяч долларов (по нашим подсчетам). Главной темой публикаций стали предполагаемые злоупотребления властью самарского областного прокурора Ефремова. Не беремся судить о степени достоверности данных материалов, но именно прокурор области, как вы понимаете, принимает решения об открытии (закрытии) уголовных дел такой тематики. Нам точно известно, что заказ на производство этих статей размещало не правительство области, а весьма крупная финансовая структура, имя руководителя которой у всех на слуху (по понятным причинам мы не можем назвать его).
То есть, получается, и в самом деле в этом конкретном случае отец за сына не отвечает? Но тогда встает сразу другой вопрос: а как быть еще с тремя губернаторами (в кулуарах называются имена глав Тверской, Смоленской и Костромской областей РФ)? Ведь известно, что дела такого рода не возбуждаются в нашей стране без участия Кремля. А тут замешаны сразу четыре высших региональных руководителя! Выходит, Путин и в самом деле решил разобраться с коррупцией?
— Нет, я не согласен с таким выводом, — откомментировал нам ситуацию Георгий Сатаров, бывший советник Ельцина, ныне руководитель Фонда политических исследований, специализирующегося на теме коррупции в стране. — Можно бороться с тараканами на кухне в целом, а можно гоняться за каждым конкретным в отдельности. Результат, как вы понимаете, в каждом случае будет разный. Так и здесь: идет борьба с коррупционерами, а не с явлением в целом. То есть не думаю, что это результат продуманной государственной политики.
Как бы то ни было, уголовные дела, по крайней мере в Самаре, точно есть. Кто на очереди? Следите за нашими публикациями — мы продолжаем расследование и в ближайших номерах сообщим об остальных губернаторах, попавших на прицел правоохранителей...
|