30 апреля прошло у татарстанских чиновников под девизом: "Больше ведомств - необычных и разных!". Пока президент ставил свою подпись под указом о создании Агентства по массовой коммуникации для усмирения журналистского пыла в предвыборный год, второй человек в республике Рустам Минниханов породил на свет Центр развития народных художественных промыслов и ремесел РТ.
Центр образован путем переименования Департамента по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при Министерстве экономики и промышленности. В самом МЭПе, правда, считали, что этот департамент состоит при Министерстве торговли. Но так или иначе, а поддерживать департамент уже два года никого не мог, ибо все его функции отошли к агентству по развитию предпринимательства. Двухлетняя борьба директора департамента Нури Мустафаева за право единолично отстаивать права малого бизнеса завершилась тем, что Нури Амдеевич увлекся всерьез народными промыслами. Да так далеко это его завело, что иного выхода, как создать под это дело центр на бюджетном содержании, у правительства не было.
Внимательное прочтение устава центра никого не сможет оставить равнодушным. Уже в первых строках этого документа провозглашается, что центр призван
"реализовывать государственную политику в области развития народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства и ремесел". Просто гениальная мысль. И действительно, как это до сих пор матрешки, тюбетейки и разные ложки выходили из-под рук мастеров без соответствия государственной политике?
Отныне этому произволу будет положен конец. Только в Казани центр будет проводить госполитику по ремеслам через три филиала: центр скорой юридической помощи, которого вышивальщицам и резчикам по дереву сильно не хватало при работе с нитками и чурками; информационно-аналитический центр, что, конечно, облегчит труд декораторов-прикладников; особый филиал в виде целой газеты
"Предприниматель". И не беда, что по закону госучреждение не имеет права создавать филиалы - ради такого дела можно хоть три создать в одном городе.
Учитывая значимость ведомства для экономики Татарстана, ему отвели место в одном здании с Министерством экономики и промышленности РТ. Деятельность планируется самая разно-образная: от развития инфраструктуры опять-таки государственной поддержки народных промыслов до содействия в привлечении иностранных инвестиций, внешнеэкономической работы, финансовой поддержки Палаты народных промыслов и ремесел РТ. Последнее наводит на мысль, что вскоре при центре должен появиться очередной бюджетный фонд. Иначе откуда деньги? Ведь госучрежде-ния не могут заниматься коммерцией. Так гласит закон. Но премьер взял и разрешил центру участие в коммерческих организациях. На всякий случай.
Былые амбиции господина Мустафаева должны проявиться и в работе с ремеслами. Ему дано право (простите за корявый русский, но так написано в уставе центра) "организовывать в пределах своей компетенции работу республиканских частей межправительст-венных комиссий". Подобного еще никому не дозволяли, и разве что только ради государственного влияния на ремесленников пойдешь и на такое.
Директор столь важного и необходимого ведомства будет назначаться лично премьер-министром и только ему станет отдавать на утверждение годовой отчет и баланс учреждения. Нетрудно угадать с одной попытки, кто станет этим директором с рекордно низким числом подчиненных в четыре человека. Неясно, какова будет численность сотрудников филиалов и представительств, которые на радость народным умельцам и бюджету директор лично будет создавать без всяких ограничений.
Беспрецедентное постановление правительства венчает беспрецедентный порученческий пункт: "Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Центр развития народных художественных промыслов и ремесел РТ". Проще говоря, они еще будут сами себя контролировать.
30 апреля оказалось действительно непростым днем в истории государствен-ного строительства республики. Построили, что смогли, и отправились отмечать Первомай, обдумывать очередные грандиозные планы.
|