Премьера Михаила Касьянова давно раздражают правоохранительные органы. В узком кругу он жаловался, например, на прокурорских работников, которые в прошлом году вытащили экс-министра путей сообщения Николая Аксененко с семейной вечеринки, чтобы предъявить ему обвинение (дело так и не дошло до суда). А на брифинге в прошлую субботу, комментируя уголовное дело против нового главы "Славнефти" Юрия Суханова, Касьянов назвал правоохранителей одним из тормозов экономического роста. По мнению премьера, несколько сотен миллионов рублей, потраченных на реформу органов, могут принести бизнесу миллиарды долларов в виде прибыли и инвестиций.
Выходит, премьер солидарен с олигархами из бюро РСПП, которые давно говорят, что прокуратура с милицией подрывают авторитет компаний и страны в целом. Например, в январе РСПП выпустил заявление по поводу задержания главы "СИБУРа" Якова Голдовского, в котором говорилось, что в результате таких действий силовиков "об успехах в деле улучшения инвестиционного климата, достигнутых за последние два года, можно будет забыть", потому что "российский бизнес. .. приобретет славу криминально-мафиозного".
Есть, однако, все основания полагать, что бизнесмены опасаются скорее за себя, чем за инвестиционный климат. О задержании Голдовского было объявлено 9 января. Вскоре после этого акции "Газпрома", который, собственно, инициировал задержание, начали быстро расти. Если 3 января одна акция газовой монополии стоила на МФБ 16,4 руб. , то 31 января - уже 18,3 руб.
Пугают ли наши активные силовики иностранных инвесторов? На этот вопрос нет однозначного ответа. Аналитики иностранных инвестбанков с воодушевлением восприняли послевяхиревскую "зачистку" "Газпрома". А когда в конце 2000 г. налоговая полиция возбудила уголовное дело против руководителей "ЛУКОЙЛа", акции нефтяной компании сперва упали, но уже на следующий день их курс достиг прежних значений. То есть рынок, через который вкладывают деньги те же иностранцы, воспринимает уголовные дела скорее как повод для спекулятивной игры, чем как серьезный инвестиционный риск. В результате за урожайный на грязные разборки I квартал 2002 г. иностранные инвестиции, причем в основном именно портфельные, выросли на 40%.
Инвесторов можно понять: действия силовиков нечасто оказывают заметное влияние на производственные и финансовые показатели компаний. Не то в Америке: там решительные действия властей в "деле Enron" уже помогли разорить не только эту крупную энергетическую компанию, но и аудитора "большой пятерки" Andersen. Вот где президент должен усмирить зарвавшихся контролеров, наносящих ущерб национальной экономике! Но не усмирит, потому что, конечно, в первую очередь экономике вредят все-таки жулики, а не следователи.
У нас проблема в том, что жулики ловятся избирательно. Генпрокуратура проводит обыски и заводит дела тогда, когда кто-то важный - то ли государство, то ли политически влиятельная компания - об этом просит, а вовсе не тогда, когда требуется восстановить справедливость. И это создает неблагоприятные условия для подавляющего большинства компаний.
Еще со времен Юрия Скуратова Генпрокуратура превратилась в своеобразное пиар-ведомство, регулярно рассылающее свои весьма предварительные выводы через информагентства. При этом никакого механизма ответственности прокуратуры нет. Само обилие громких дел и убежденность граждан, что "воруют все", как бы оправдывают ее существование. Хотя мерилом успеха должно, по идее, выступать количество судебных процессов, выигранных прокурорами.
А пока громкие заявления прокуроров и следователей продолжают девальвироваться. Едва ли не главной задачей реформы правоохранительных органов, - которую, правда, Касьянов считает необходимым начать только в следующий президентский срок, - могла бы стать борьба с этой девальвацией. Но она обошлась бы вовсе не в сотни миллионов рублей - тут премьер, пожалуй, излишне оптимистичен.
"Дешевая правоохранительная система в конечном счете обходится обществу дороже: ее сотрудники думают не о защите экономики и правопорядка, а об использовании своих административных возможностей для дополнительного заработка", - писал в "Ведомостях" глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский. Правда, он предлагал повысить зарплату правоохранителям за счет сокращения их численности. Но даже если из нынешних 45 000 сотрудников прокуратуры оставить 5000 самых лучших, их зарплата вряд ли дорастет и до $2000 в месяц. Наверное, олигархам такое положение дел понравилось бы: контролеров мало, а люди они все равно небогатые. А вот воров ловить стало бы некому.
Вливания нужны и в судебную систему. Пока судьям можно "занести", бесполезно оценивать прокуроров по числу судебных побед.
Касьянову с Путиным придется заплатить за реформу правоохранительных органов столько, сколько она реально стоит. То есть много. Найти средства будет непросто - и в прямом, и в политическом смысле. Но расчет был бы в том, чтобы в долгосрочной перспективе создать надежный и эффективный правовой механизм в интересах всех, а не отдельных групп интересов, будь то портфельные инвесторы, олигархи или государство. Только она - опять-таки в долгосрочной перспективе - обеспечит тот рост, за который все ратуют.
|