В четверг новый президент компании "Славнефть" Юрий Суханов хотел встретиться со следователем Сергеем Журиным, расследующим дело о злоупотреблениях служебными полномочиями. Но не встретился. Следователь занят другими делами. Тем не менее 36 депутатов Думы из разных фракций обратились в четверг к Счетной палате с просьбой изучить деятельность "Славнефти" и роль Суханова в продаже горюче-смазочных материалов по якобы заниженным ценам. И в четверг же думские коммунисты заявили, что до конца мая потребуют отставки правительства Михаила Касьянова. Это все на поверхности и не столь драматично. Зато "под ковром", похоже, вновь обострилась борьба властных группировок. Происходит это в тесной связи с борьбой за "Славнефть". Пока рано говорить, что это кончится отставкой Касьянова. Но, видимо, пора говорить о том, что под него кто-то сильно "копает".
Думский шум вокруг нового президента "Славнефти" начал депутат-коммунист Юрий Никифоренко, направив запрос в МВД и Генпрокуратуру. Этот депутат в думских кулуарах вообще имеет репутацию активного автора запросов по острым экономическим разборкам. Сам Никифоренко, отвечая на вопрос "Известий", чем он руководствовался в данном случае, ответил - "совестью". Возникло желание выяснить поподробнее. И вот что он рассказал:
- Есть фирма "Славнефть-Бельгия", и Юрий Суханов, будучи вице-президентом "Славнефти", заключил сделку с этой фирмой, продав дизельное топливо в количестве 1,8 млн тонн. Но установил ничем не обоснованную скидку - 25 долларов на 1 тонну. Из-за одной этой сделки государству нанесен ущерб в 5 млн долларов. У Суханова было примерно 16 подобных сделок.
Примечание "Известий". В ГУВД Москвы нам сообщили, что 29 апреля Главным следственным управлением ГУВД Москвы в отношении тогда еще вице-президентов компании "Славнефть" Юрия Суханова и Дмитрия Перевалова было возбуждено уголовное дело по статье 201, часть 2 УК - превышение полномочий лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, приведшее к тяжким последствиям. Основанием для этого стали обращение депутата Госдумы, проверка Счетной палаты и ГУБЭП МВД.
- Нас крайне удивляет, - продолжает Никифоренко, - что Михаил Касьянов безоглядно утвердил Суханова. Суханов - человек Романа Абрамовича, а тот тесно связан с "семьей" (имеется в виду окружение президента Ельцина. - Прим. "Известий"). Похоже, Касьянов выполняет кадровые пожелания олигархов.
- А за другими кандидатами в президенты "Славнефти" разве не стояли фигуры других олигархов? Источники говорят, что не обошлось без Сергея Пугачева из Межпромбанка?
- У меня нет информации на этот счет.
- То есть это не противостояние "семьи" и "питерских"?
- Это как раз момент противостояния: Абрамович с одной стороны, государственнические силы с другой.
- Чем может завершиться ситуация?
- Если все подтвердится, то нужно ставить вопрос об отставке Касьянова как премьера, который лоббирует интересы олигархов.
Между тем вице-президент "Славнефти" Андрей Шторх в четверг категорически опроверг "продолжающую появляться информацию о предъявлении Суханову обвинения в злоупотреблении полномочиями". По словам Шторха, Суханов фигурирует в уголовном деле в отношении "Славнефти" в качестве свидетеля. Он предположил: "Вероятно, за этими действиями стоят несогласные с инициативой правительства назначить Суханова президентом "Славнефти", они намеренно раздувают скандал, чтобы максимально сбить цену на выставляемый на продажу госпакет ее акций".
Повлияет ли эта ситуация на продажу 19% госпакета ее акций?
Говорит аналитик "Тройки-Диалог" Валерий Нестеров: "Смена руководства накануне продажи столь крупного пакета - большой минус. Если торги пройдут осенью, то это скорее всего отрицательно скажется на стоимости продаваемого пакета. Косвенно государству может быть нанесен ущерб". Несколько иное мнение у аналитика "Проспекта" Дмитрия Дружинина: "Вокруг компании происходит борьба: кто купит госпакет акций, а затем, приобретя акции у других акционеров (в частности, ТНК и других портфельных инвесторов), сможет установить контроль над этой компанией. Главный вопрос - кто получит почти 20%, которые продает государство. Судя по всему, одна из противоборствующих сторон - "Сибнефть". Другая - Межпромбанк, финансовый капитал, который хочет приобрести промышленный актив".
В свою очередь, аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский считает: "При покупке пакета главную роль будут играть деньги. "Славнефть" - один из последних неприватизированных объектов. Кадровый ресурс не играет роли, решают вопрос только деньги. Ну произошла смена директоров, против назначенного государством кандидата возбудили уголовное дело. Это говорит лишь о том, что интерес к этим активам очень серьезный. "Славнефть" - компания скандальная. В прошлом году три раза пытались подбросить документы Касьянову на ее приватизацию, а он не подписывал".
Очевидно одно: борьба вокруг нефтяной компании политизирована, нити тянутся на самый верх российского политического Олимпа. И там нет единства. Основных группировок по-прежнему две...
Вторая волна обострения отношений между "питерскими" (еще их называют "питерскими чекистами", они набрали политический вес во время правления Путина и хотят добавить вес экономический) и "непитерскими" (их костяк составляют выходцы из ельцинской команды) была зафиксирована около трех недель назад. В кремлевских кулуарах шептались, что после "осеннего обострения" в ноябре-декабре Путин лично вмешался в конфликт и он поугас. Но в апреле вновь пошли разговоры, что ситуация возвращается в "осеннюю фазу". Это совпало с резкой публичной критикой Путиным правительства Касьянова (за "неамбициозные" экономические цели, занижение темпов экономического роста). Буквально за две недели президент трижды жестко "проехался" по правительству. И возникли подозрения: уж не готовит ли Путин общество к отставке правительства или его "чистке".
За ситуацией вокруг "Славнефти" наблюдали во многом именно с этих позиций: если победит "человек Касьянова" - Суханов - значит, позиции так называемых "волошинцев" (по имени унаследованного Путиным от Ельцина главы кремлевской администрации) еще сильны. За избранием Суханова выстраивалась логическая цепочка: он готовит к продаже 19-процентный госпакет, его приобретает "Сибнефть" - во многом компания становится подотчетной Абрамовичу. В противном случае приход Барановского, которого поддержал Минск, означал резкое усиление в "Славнефти" позиций "Роснефти" и Межпромбанка, которые осведомленные источники называют "подконтрольными питерцам".
Впрочем, в тех же кулуарах не исключали "сценария "СИБУРа" - возбуждения букета уголовных дел, по итогам которых Суханов уйдет сам. Похоже, к этому и идет. Пока же произошел обмен ударами между двумя фракциями. Тактический перевес пока на стороне "волошинцев". (Так же, кстати, все развивалось с якутскими президентскими выборами, "осенним обострением": тогда две группировки никак не могли договориться по поводу кандидатуры "желаемого" президента алмазной республики. И пока не договорились, суды принимали по поводу предвыборной якутской борьбы одно скандальное решение за другим.) Зато у "чекистско-питерских" - выигрыш репутационный. Если смотреть обывательски, получается, что премьер рекомендовал на важный пост чуть ли не "уголовника". Опять "крайний" Касьянов? И планы у него "неамбициозные", и кадры подбирает сомнительные.
Однако высокопоставленные кремлевские источники убеждены, что и этим ударом позиции Касьянова не пошатнуть - "отставка правительства абсолютно невероятна". Мол, зачем тогда это делать на ровном месте? А место пока, по мнению представителей "волошинцев", ровное. На это явно есть и другие мнения...
Если же подняться над этими дрязгами, то извне ситуация в России выглядит не без изъяна. Провозглашаемые Путиным национальные сверхзадачи - административная реформа, реформа армии или интеграция в Европу, не говоря уже об экономическом прорыве, - так и останутся благими пожеланиями, если раз в полгода внутри команды Путина будут вспыхивать персональные (хотя таковыми он их никогда не признает) конфликты с применением главного козыря - силовых органов и особенно прокуратуры. Можно долго говорить о "спорах хозяйствующих субъектов", но только "споры" эти возникают тогда, когда необходимо убрать или назначить "своего" на ту или иную компанию независимо от сферы ее бизнеса.
Впереди у Путина важные международные встречи: российско-американский, европейский саммиты, "большая восьмерка". Между тем за последний месяц Россия уже дала миру немало поводов поволноваться. Начиная от запретов на въезд католических священников (не надо иллюзий - очень скоро тезис о религиозной нетерпимости в России может громко зазвучать на высоком международном уровне) и заканчивая "странными" инициативами депутатов вернуть смертную казнь и начать сажать гомосексуалистов. Последнее давно выглядит одиозным во всем цивилизованном мире. Так кому же в Москве не терпится подчеркнуть "одиозность" под прикрытием "своеобычности" России, ее непохожести ни на что вокруг? И главное - во имя провозглашения идеи недопустимости сближения с Западом. Теперь очередной громкий экономический скандал. Если все эти вопросы будут подняты на международных встречах, Владимиру Путину придется потрудиться, чтобы убедить своих визави, что никакой опасной политической подоплеки здесь нет.
Впрочем, руководитель аналитической группы "Меркатор" Института географии РАН Дмитрий Орешкин считает, что не все так страшно:
- В событиях вокруг "Славнефти" "питерские" упустили победу. Они не очень сильны в маневрировании экономическими рычагами. Эти рычаги ловко перехватили те, кого принято относить к "семье". Но вряд ли можно говорить, что эти события являются Рубиконом, за которым последует обострение конфронтации среди разных группировок в высших эшелонах власти. Звериный оскал борьбы вокруг "Славнефти" - это привычная игра элиты "кость в кость", а не новый стиль решения экономических проблем. Это отрыжка политики, когда для достижения определенных целей и уголовные дела возбуждают, и в тюрьму сажают.
...Похоже, нам еще долго ходить вдоль берега этого Рубикона...
Справка "Известий"
"Славнефть" - вертикально интегрированная компания, занимающаяся добычей и экспортом нефти, переработкой и сбытом нефтепродуктов. Основана 26 августа 1994 года по решению правительств России и Белоруссии. Акции распределены так: у Минимущества России - 55,27%, у Российского фонда федерального имущества (РФФИ) - 19,68, у Мингосимущества Белоруссии - 10,8, у аффилированных с Тюменской нефтяной компанией структур - 12,58%. В "Славнефть" входит четыре нефтегазодобывающих предприятия - ОАО "Славнефть - Мегионнефтегаз", ЗАО "Славнефть - Красноярскнефтегаз", ЗАО "Ариголнефтегеология" и ООО "Славнефть - Нижневартовск". Не так давно компания приобрела пять акционерных обществ в Западной Сибири, Ульяновской области и Ямало-Ненецком округе: "Нафта - Ульяновск", "Обьнефтегазгеология", "Узуннефть", "Шебурское", "Мессояханефтегаз". Продажа госпакета "Славнефти" в 19,68% намечена на осень. Государство хочет выручить на аукционе не менее $350 млн.
|