Петербург ставит новый печальный рекорд - вряд ли какой-нибудь другой субъект Федерации может похвастаться сразу четырьмя подследственными вице-губернаторами. Вице-губернатор и председатель комитета финансов Виктор Кротов стал очередным высокопоставленным чиновником Смольного, фамилии которых нынче фигурируют различных уголовных делах. Конечно, это совершенно разные уголовные дела, но, несмотря на эту разность, было бы слишком наивно полагать, что злоключения, постигшие наших чиновников, никак не связаны между собой. Если в отдельно взятой маленькой психиатрической больнице правоохранительные органы вдруг интересуются одним завхозом, это еще не значит ровным счетом ничего. Если под подозрением один за другим оказываются четверо - это, согласитесь, уже тенденция. Следующим на очереди наверняка окажется главврач?
В КУЛУАРАХ вице-губернатора Кротова долгое время называли в ряду тех, кто рано или поздно попадет под колпак. Между тем еще полтора года назад Виктор Юрьевич оказался героем ряда публикаций, повествовавших о прегрешениях, якобы имевших место со стороны председателя комитета финансов. Деятельности Кротова даже был посвящен персональный интернет-сайт с интригующим названем krotov.net. У той кампании был вполне определенный заказчик. Называли даже банк, где ранее трудился господин председатель и к которому он неожиданно охладел, оказавшись на высоком посту. Бывшие коллеги якобы не смогли пережить перевод из означенного финансового учреждения в другое бюджетных счетов, приносивших солидную копеечку. Война, впрочем, закончилась, когда банк поменял хозяев.
Насколько известно, теперь факты, давно озвученные в средствах массовой информации и на упомянутом сайте, фигурируют в "деле Кротова". По информации, которой мы располагаем, Управление по борьбе с экономической преступностью, инициировавшее возбуждение дела, интересовалось следующими вопросами: размещение средств городского бюджета в коммерческих банках и воспрепятствование Кротовым переводу этих счетов в федеральное казначейство; операция по досрочному погашению городом еврооблигаций, проведенная комитетом финансов; и, наконец, выгодные кредиты, полученные в некоторых банках гражданкой Еленой Шевчук, хорошей знакомой Виктора Кротова. По всей видимости, следствие попытается доказать, что именно кредитами Шевчук с Кротовым расплачивались за преференции.
По некоторым сведениям, за три дня до того, как было объявлено о возбуждении дела, представители правоохранительных органов имели продолжительную беседу с предполагаемым фигурантом, в входе которой Кротов обстоятельно ответил на поставленные вопросы. Стороны вроде бы расстались довольные друг другом, и ничто не предвещало такого развития сюжета. Видать, что-то изменилось.
Теперь не исключено, что правоохранители не ограничатся этими эпизодами и в деле появятся новые обстоятельства и фигуранты. Эта история не может не задевать и банки, вовлеченные в процесс. Но далеко не факт, что следствию удастся доказать корыстный умысел в действиях чиновника.
Итак, примечательно не то, что Кротовым всерьез занялись органы, а что занялись они им сейчас.
МОЖЕТ быть, поэтому в окружении Владимира Яковлева абсолютно уверены, что нынешняя история имеет политический подтекст. Руководитель пресс-службы губернатора Александр Афанасьев даже говорит о новом "ленинградском деле", проводя параллели со знаменитым процессом полувековой давности. Афанасьев считает, что новое дело также направлено против руководящей верхушки города, и указывает на заказчика: "полпредство умеет возбуждать уголовные дела, и больше ничего". "Можно говорить о войне, которую ведет полпредство против Смольного", - заявляет Афанасьев.
Впервые в администрации города столь жестко и откровенно высказываются о том, что давно было предметом обсуждения на страницах газет и в коридорах власти. Впрочем, некоторые информированные наблюдатели полагают, что нынешняя атака на чиновников из команды губернатора не является разработкой ведомства Виктора Черкесова, которому не по зубам столь многоходовые и изощренные комбинации. Полпредство якобы причастно к событиям в качестве куратора и наблюдателя.
ТАК ИЛИ ИНАЧЕ, губернатор оказывается в определенном кадровом вакууме. И не просто в вакууме. Ситуация гораздо неприятнее: из окружения Яковлева выбиваются лояльные фигуры, контролирующие серьезные финансовые потоки. (Тот же Кротов в бытность Игоря Артемьева председателем КЭФ был назначен первым заместителем отдельным распоряжением Яковлева в обход Артемьева.) Уголовные дела на заместителей становятся красными флажками вокруг первого лица города. Потеря ключевых фигур может сказаться уже в ближайшие месяцы. В декабре должны состояться выборы в Законодательное собрание. Эти выборы принципиально важны для Смольного, потому что только лояльное Собрание может провести изменение в Устав города и дать Владимиру Яковлеву шанс переизбраться на третий срок.
А ЗЛОУПОТРЕБЛЯЛ ли г-н Кротов своими полномочиями - вопрос абсолютно риторический. Более того, с обывательской точки зрения можно предполагать, что злоупотреблял почти наверняка. Как и другие подследственные чиновники. Потому что в России не злоупотребляющий чиновник - явление, скорее, исключительное, стоящее в одном ряду с белым носорогом.
Александр ГОРШКОВ
|