Из нашего досье:
Внешний коммерческий долг России к 1993 году составил порядка 8 миллиардов долларов. Что это значит? Это значит то, что наше государство было должно миллиарды различным иностранным фирмам и компаниям, которые что-либо когда-либо поставляли нам.
Основные финансовые должности в тот период были в России распределены следующим образом:
Александр Шохин - заместитель председателя Совмина РФ, председатель Комиссии по государственному внешнему долгу и финансовым активам Российской Федерации;
Сергей Глазьев - министр внешних экономических связей Российской Федерации;
Михаил Касьянов - начальник отдела внешнего долга и кредитов Минфина Российской Федерации.
В нашем распоряжении оказались удивительные документы, авторы которых были на сто процентов уверены, что именно эти бумаги никогда не попадут в руки журналистов.
Итак, Комиссия по государственному внешнему долгу в лице председателя А. Шохина при согласовании с Минфином и министром внешних экономических связей Глазьевым утверждает и запускает в жизнь весьма странную схему расчета по внешним коммерческим долгам России. Кстати, помимо основных "подписантов", все документы готовил уже знакомый нам господин Касьянов. Суть схемы проста, как правда.
Министерство внешних экономических связей "...с целью принятия мер по скорейшему погашению долговых обязательств, образовавшихся... в связи с осуществлением закупок по критическому импорту в 1991 - 1992 гг. продуктов питания, медикаментов, медицинской техники и других социально значимых товаров..." выделяет через "Разноимпорт" некоей немецкой фирме "Металлгезельшафт" различные металлы для продажи их на Западе. Всего на 60 миллионов долларов. Причем 30% от этой суммы попадают в графу так называемых накладных расходов немецких партнеров, а 70% направляется для погашения внешнего коммерческого долга России различным фирмам и компаниям.
Помимо того, что 18 миллионов долларов (30% от суммы) уже исчезло в немецкой "Металлгезельшафт", остальные 42 миллиона были решением этой самой комиссии по внешнему долгу направлены в распоряжение совсем маленькой американской фирмешки под названием "МГ Эмерджинг Маркетс", которой и было поручено приобретать российские коммерческие долговые обязательства на внешнем рынке. И при этом добрый господин Шохин со товарищи разрешил этой самой "МГ Эмерджинг Маркетс" покупать долги аж за 70% от их первоначальной стоимости. И это в то время, когда советские и российские коммерческие долги предлагались к продаже за 10-15 процентов. То есть непосредственно на саму покупку долгов России из 60 миллионов долларов пришлось всего около десяти миллионов "зеленых". А куда же делись остальные пятьдесят? И, как выяснилось, туда же "утекли" совсем не пятьдесят, а почти восемьсот миллионов долларов.
А делись эти деньги, вероятно, на люксембургские счета авторов этой "гениальной" схемы по очистке российского бюджета от денежных излишков. Об этом нам говорят следующие интересные факты.
Во-первых, документы, которые мы публикуем, являлись только первой попыткой обкатки самой схемы авантюры. Далее под эти протоколы подкладывались новые и новые разрешения на квоты и выкуп долговых обязательств. Всего их было более пятидесяти. За три года, с 1993 по 1996-й, через схему имени Шохина, Касьянова и Глазьева был прокручен один миллиард долларов США, из которого 80% ушли по приведенной нами схеме. Вот вам и получается 800 млн долларов.
Во-вторых, обратите внимание на тот список "Приоритетных выплат российского долга", который был составлен Касьяновым и Шохиным и по которому "выкупала" обязательства "МГ Эмерджинг Маркетс". Это сигареты фирм "Филип Моррис" и "Набиско" на общую сумму 137 миллионов долларов, мясо и масло на 60 млн и невероятное количество сои (!!!) - на 40 млн. Эту сою не в состоянии переработать все китайские рестораны планеты. Однако, как мы уже упоминали, наши герои утверждают в своих протоколах, что именно эти товары являются "...медикаментами, медицинской техникой и другими социально значимыми товарами". При этом интересен еще и тот момент, что все фирмы, названные в списке приоритетных долгов, интересовало в первую очередь проникновение на российский рынок, а никак не старые долги советского правительства. В список Касьянова не попала ни одна уникальная западная технология, которые так необходимы стране. Почему? А потому, что компании, располагающие такими сложнейшими технологиями, никогда не отдадут свои долги за 10-15 процентов. А вот "Филип Моррис" - пожалуйста...
В-третьих, от имени "МГ Эмерджинг Маркетс" документы подписал некий русский американец по фамилии Л. Фишер-Зернин, который и являлся владельцем этой самой фирмы. Но, как стало известно, Фишер-Зернин - не единственный акционер "МГ Эмерджинг Маркетс", совладельцем фирмы являлся также... председатель комиссии по внешнему долгу РФ вице-премьер Александр Шохин. И еще в качестве дополнения - у Михаила Касьянова также имелась подобная фирма для "работы с долгами", она зарегистрирована на Кипре в городе Лимассол. Но это отдельный разговор.
В протоколе комиссии по внешнему долгу я наткнулся еще на один интересный абзац: "...Службе внешней разведки России провести необходимую проверку фирмы "МГ Эмерджинг Маркетс" и представить комиссии свои заключения". И теперь возникает естественный вопрос: неужели главе СВР Евгению Примакову не доложили, что в результате проверки "МГ Эмерджинг Маркетс" выяснилось, что это - маленькая подставная фирмочка, созданная российскими чиновниками для финансовых махинаций с коммерческими долгами России? За разведчиков обидно...
P.S.Все документы, упоминаемые в материале, имеются в распоряжении редакции.
|