Сегодня, 5 октября, весь мир отмечает Всемирный день учителя.
В этот день в Кремлевском дворце подведут в очередной раз итоги конкурса «Учитель года России-2017», который в стране проводится уже четверть века. Проведение такого конкурса свидетельствует о том, какое значение придает государство деятельности и личности учителя.
Президент Владимир Путин встретится с финалистами и выступит на праздничном концерте, посвященном Дню учителя. Вечером страна узнает, кто из пятерых финалистов получит «Большого хрустального пеликана».
Напомним, в финал вышли:
• словесник лицея №16 при УлГТУ Анастасия Мингачева • учитель истории и обществознания из санкт-петербургской гимназии №16 Илья Демаков • математик из самарской школы №132 Владимир Пономаренко • биолог из московской школы №171 Иван Смирнов • математик из лицея-интерната №2 города Казани Алмаз Хамидуллин.
Финал проводится именно в Международный День учителя, 5 октября. Праздником этот день объявил ЮНЕСКО в 1994 году, а намного ранее, 5 октября 1966 года, на межправительственной конференции в Париже ЮНЕСКО и Международная организация труда был принят первый документ о правовом статусе работников образования. Именно в этом документе закреплены права и обязанности учителей и международные нормы подготовки, повышения квалификации, приема на работу и условий труда учителей.
В XXI веке учитель становится ключевой фигурой, именно в руках учителя находится тот человеческий капитал, который формирует будущее. Без образованных и воспитанных людей ни у одной страны мира нет перспектив. От количества качественно образованных людей зависят все микро и макроэкономические показатели, качество жизни, мирное сосуществование на Земле всех народов. Именно поэтому Учитель – это не просто профессия, это всегда служение, миссия, связанная с колоссальным напряжением. Это не менеджер и функционер. Учитель – этот тот, кто всего себя отдает людям, воспитывая общечеловеческие и гражданские качества. В нашей стране сегодня от российских учителей зависит преумножение интеллектуального ресурса, развитие человеческого капитала.
Учитель с большой буквы всегда работает не за деньги, им движет чувство ответственности, любовь к жизни, потребность узнать новое. Именно поэтому Учитель – особая категория людей в обществе. Но эту особую категорию, безусловно, надо беречь. Уважение к учительскому труду в любом обществе должно быть глубоким. В России сейчас возвращение престижа учительской профессии – одна из главных задач. И она обоюдная: и со стороны государства, и со стороны того, на кого возложена миссия, кто пришел к детям, чтобы их учить.
Чтобы российское образование стало высокотехнологичным, государство обеспечило российские школы доступом к Интернету, постоянно внедряются цифровые технологии и инновационные системы образования. Напомним, что с 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» проводилась последовательная информатизация школ. Сейчас все школы России подключены к сети Интернет. Но цифровые технологии не могут заменить живого педагога, который через свое отношение к миру пробудит интерес к учебе, будет прививать патриотизм, ответственность и человечность – наверное, самые главные кирпичики, которые могут обеспечить России лидерство на мировой арене.
Ежегодный конкурс «Учитель года» свидетельствует о том качественном росте, который происходит в учительской среде, каждый раз убеждая, что есть ценности, неподвластные времени, а возраст, место проживания не имеют значения.
С чем Россия пришла к Дню учителя-2017
Давайте поговорим, прежде всего, о достижениях. Недостатки есть всегда – это жизнь.
К началу нового учебного 2017 – 2018 года в России открыто 76 новых школ, а в течение года примут учеников еще 170. В них смогут обучаться 100 000 ребят. В прошлом учебном году было открыто 185 новых школ. Это рекордные цифры для страны. Именно это позволит в ближайшие три года отказаться от трехсменного обучения, и перейти на двухсменное . Регионы, где остро стоит эта проблема в связи с демографическим ростом именно младшего поколения, ежегодно получают до 25 млрд рублей из бюджета на решение проблемы.
В этом году в первый класс пошли 1,8 млн граждан страны, а в целом учатся в школах 15,5 млн ребят, которых обучает около 2 млн педагогов. Причем около 1 млн – это молодые учителя, чей возраст не достигает 35 лет, о чем заявила недавно министр образования Ольга Васильева. Таким образом доля молодых учителей и учителей с большим стажем сравнялась. Во многом этому способствует программа поддержки молодых специалистов, включающая очень большие тут текст ссылки льготы.
Именно молодые учителя несут с собой новые подходы, новую энергетику. Это, в свою очередь, способствует тому, что само качество российского образования повышается, российские школьники успешно конкурируют со своими ровесниками на международных олимпиадах.
Напомним, в прошлом году абсолютным победителем конкурса «Учитель года-2016» стал преподаватель русского языка и литературы школы № 7 города Армавира Александр Шагалов.
Жюри оценило его новаторский подход к работе, знание современных технологий, умение заинтересовать детей предметом. Напомним, когда на встрече Владимир Путин спросил о зарплате Александра Шагалова, то ответ, мягко скажем, смутил президента. В ответ на уклончивые слова Шагалова президент предупредил: «Я ведь все равно не отстану». В итоге выяснилось, что жалованье победителя конкурса составляет 26-28 тысяч рублей в месяц.
«Но ведь это ниже среднего по России, - заявил Путин. – В 2015 году средний оклад учителя был 32,5 тысяч рублей. А в этом году — 36 тысяч». Тогда педагоги рассказали, что жалованье учителя зависит от того, на сколько ставок он работает: одну, полторы или две.
Это с одной стороны еще раз подтверждает мысль, что Учитель работает не за зарплату…С другой – что вопрос материальной поддержки учителей будет оставаться во внимании главы государства.
Отметим, что, несмотря на санкции и экономический кризис в России, зарплата учителей продолжает повышаться. Согласно данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в образовании в 2000 году составляла 1240 рублей, в 2016 году – 28 088 рублей. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в образовании в мае 2017 года составила 33 942 рублей. Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных школ в 2017 году в среднем по России составила 38 572 рублей. В 2018 году, по словам министра образования, учителей ждет очередное повышение зарплаты. На рост зарплат бюджетников на 2018 год заложено уже 26 трлн рублей.
Накануне Дня учителя Минобразования опубликовало список ТОП-500 школ, которые стали лучшими в 2017 году. В ТОП-25 школ, дающих самое лучшее образование, вошли:
1. «Президентский физико-математический лицей №239». Санкт-Петербург.
2. «Республиканский лицей для одаренных детей», Саранск.
3. Школа №1329, Москва.
4. СУНЦ школа-интернат им Колмогорова МГУ, Москва.
5. «Пятьдесят седьмая школа», Москва.
6. Московский институт открытого образования СОШ №179, Москва.
7. Лицей №1535, Москва.
8. Школа-интернат «Интеллектуал», Москва.
9. Московская гимназия на Юго-западе №1543, Москва.
10 Лицей НИУ «Высшая школа экономики», Москва.
11. Лицей «Вторая школа», Москва.
12. Гимназия №1514, Москва
13. Лицейно-гимназический комплекс на Юго-Востоке, Москва.
14. Лицей №31 Челябинск.
15. Гимназия №26, Набережные Челны
16. Специализированный учебно-научный центр НГУ, Новосибирск.
17. СУНЦ «Уральский федеральный университет», Екатеринбург.
18. Вологодский многопрофильный лицей, Вологда.
19. Лицей №131, Казань.
20. Школа с углубленным изучением испанского языка №1252, Москва.
21. Школа №218, Москва.
22. Многопрофильный образовательный центр развития одаренности №117, Омск
23. Экономико-математический лицей №29, Ижевск.
24. Лицей «Физико-техническая школа» ФГБОУ ВО «СПНИАУ РАН», Санкт-Петербург.
25. Кировский экономико-правовой лицей, Киров.
Министр образования РФ Ольга Васильева прокомментировала статистику: «В Топ-25 вошли в основном школы, где учатся самые талантливые ребята региона. Это чаще всего интернаты. Но Топ-500 - это школы где нет конкурсного отбора, учителя там работают в обычных условиях. И я с гордостью хочу сказать, что мы видим, как расширяется география этого рейтинга: в прошлом году он был представлен 71 регионом, в этом году их 72. А в рейтинге лучших сельских школ эта динамика еще заметнее: год назад он был представлен 43 регионами, сегодня здесь школы из 57 республик и областей. И это при росте порогового балла, который необходимо набрать для вхождения в список лучших! Я считаю это показатель реальных успехов российского образования».
Говоря об успехах отечественного образования, особо остановимся на тех высших наградах, которые на международных олимпиадах в 2017 году завоевали российские школьники. Так, на олимпиаде по физике в Индонезии российские школьники завоевали пять золотых медалей. На олимпиаде по математике в Бразилии - одну золотую, три серебряные и две бронзовые медали. На международной олимпиаде по информатике в Тегеране – одну золотую и три серебряных медали.
На олимпиаде по информатике в 2015 году сборная России завоевала три золотых медали и одну серебряную медаль, в 2016 году – три золотых, четыре серебряных и одну бронзовую медаль. На олимпиадах по математике и физике в 2016 году российские школьники завоевали по четыре золотых и одной серебряной медали.
Наконец, когда в мире констатируется кризис школьного образования, в России продолжается систематическая работа по совершенствованию управления качеством образования и воспитания в школе, государство и лично президент Владимир Путин держат руку на пульсе.
Читайте последние новости России на страницах Агентства Федеральных Расследований и в наших группах в СоцСетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и Livejournal
|