Пока Президент Турции Тайип Эрлоган ведет в Анкаре секретные переговоры с главой запрещенной в России организации "Меджлис крымско-татарского народа" Мустафой Джемилевым, Крым живет своей жизнью и успешно обходит, выходит, выпрыгивает из санкций, становясь полноценным экономически рентабельным регионом России. О некоторых сторонах жизни Крыма сегодня – в обзоре FLB.ru
Что продает и покупает Крым
Санкции против Крыма начали действовать с июня 2014 года. Первые ограничения были связаны с запретом ввоза в страны ЕС товаров из Крыма без украинских сертификатов. Потом новых запретов становилось все больше, рассказывает «Провед».
Государствам, которые присоединились к санкциям, запретили ввозить в Крым отдельные виды товаров, которые используются в транспортном, телекомуникационном и энергетическом секторах, а также связаны с добычей и разведкой углеводородов. Запрещено осуществлять инвестиции, покупать недвижимость, импортировать крымские товары. На полуострове прекратили работу многие крупные компании. Мировые бренды Apple, Google, McDonald's и другие сделали свои продукты и услуги недоступными для жителей полуострова.
Все это привело к тому, что в 2015 году торговля обрушилась еще в два раза – до $179,5 млн, в 2016 году еще в полтора раза – до $114,69 млн, такие данные приводит Крымская таможня.
С каждым годом Крым все больше теряет своих торговых партнеров. Если в 2014 году полуостров торговал со 121 страной, то в 2016 году их осталось 57.
Итоги торговли за первый квартал 2017 года демонстрируют более оптимистичные результаты. Крым наторговал на $20,7 млн, что больше чем за тот же период 2016 года на 16%. Отчасти этому способствовало небольшое укрепление рубля и восстановление цен на сырьевые товары.
После того как начали действовать санкции, товарная структура экспорта Крыма почти не изменилась. Самая крупная статья – это машины и оборудование. Их объем вывоза достигает $13,3 млн, что составляет почти треть всего объема поставок за рубеж. Крымчане продают судостроительную продукцию, электрические машины, средства наземного транспорта. На втором месте – продукция химической промышленности: ее объем экспорта составляет почти $12 млн. В основном это дубильные вещества и экстракты, пластмассы и каучук.
Из продовольственных товаров крымчане экспортируют алкогольные и безалкогольные напитки и мясо, пишет издание.
Структура импорта за последние годы изменилась сильнее. Во многом это произошло из-за того, что прекратились прямые поставки отдельных видов товаров из стран Евросоюза. Раньше более половины импорта приходилось на продукцию машиностроения, а теперь ее доля снизилась до 32% – из-за сокращения поставок из Европы. В Крым везут аппаратуру, механические станки и машины, оборудование для сепарации грунта и камня, доильные аппараты и двигатели.
Вторая по популярности категория товаров, как ни странно, – продовольствие и сельскохозяйственное сырье. Она занимает почти половину всех поставок на полуостров. В Крым из-за границы везут молоко, орехи и фрукты, а самое главное – алкогольные и безалкогольные напитки, которые прибывают из Испании, Эквадора и Армении.
Основным направлением крымского экспорта стал Китай. В 2016 году эта страна закупила треть от всех экспортируемых крымских товаров на общую сумму в $17,8 млн. Китайцев больше всего интересует крымское спиртное, технические текстильные материалы, металлы и машины и оборудование.
На втором месте, пишет «Провед», – Украина. Украинцы закупают в Крыму мясо и пищевые мясные субпродукты – это самая крупная статья их закупок, на которую приходится 34% поставок из Крыма на украинский рынок. Среди других товаров – алкоголь, металлы, пластмассы и средства наземного транспорта.
Отдельно стоит отметить и Турцию: в 2014 году она занимала лидирующие позиции в крымском импорте (14,6%) и продолжала их сохранять и в 2015 году. После того, как между Россией и Турцией разгорелся конфликт из-за сбитого Су-24, экономические санкции заметно снизили турецкие позиции в общем объеме поставок. По итогам 2016 года она стала лишь третьим по величине поставщиком. Сегодня из Турции в Крым везут машиностроительную продукцию, металлы, фрукты и овощи.
Теперь на первое место среди поставщиков выбились белорусы. За 2016 год они продали в Крым товаров на $12,5 млн. Крымчане покупают белорусское молоко, готовые пищевые продукты, древесину и химические продукты.
Несмотря на действующие санкции, среди поставщиков товаров в Крым по-прежнему присутствуют и европейские страны. Среди них – Швейцария, Испания, Германия, Франция и Италия, которая оказалась по итогам годам вторым по величине поставщиком с объемом поставок в $9 млн. Итальянцы везли в Крым станки и оборудование, свежие цветы, черные и цветные металлы.
Европейский бизнес, хоть и не официально, но продолжает торговать с Крымом.
Не туризм, а деловое путешествие
Туркомпании из ЕС нашли лазейки, позволяющие продавать услуги в Крыму. Об этом сообщает Deutsche Welle , рассказывает «Украина.ру»
« Предлагать гостиницы в Крыму можно вполне легально, если речь идет якобы о деловом путешествии . Именно этой лазейкой и воспользовалась компания из Нидерландов Booking.com», — отмечается в публикации.
В самой компании утверждают, что не нарушают закон.
Издание решило продолжить эксперимент и забронировать номер в отеле для гипотетического путешественника из Германии, развивает тему РИА ФАН . На этом этапе эксперимента возникли сложности: в течение трех дней после подтверждения бронирования необходимо перевести полную сумму в рублях, а кредитные карты, выпущенные в ЕС, теоретически не должны работать в Крыму из-за санкций. Тем не менее, как сообщила изданию представитель гостиницы «Ялта-Интурист», оплата иногда проходит.
«Попробуйте, иногда оплата проходит. Из итальянских карт у нас проходило недавно», — рассказала она.
Почем жить у моря?
С вхождением Крыма в состав России подход к покупке жилья в Ялте не изменился: его продолжают покупать в основном для отдыха. Только теперь это делают преимущественно не граждане Украины, а жители материковой России, пишет РИА Новости (Крым) и подробно рассказывает что по чем в Крыму и как избежать рисков. Мы же остановимся только на уровне цен на жилье.
Наибольшим спросом пользуется Ялта. Мягкий климат, теплое море, горы и уникальный воздух всегда привлекали в Ялту отдыхающих.
Интеграция Крыма в российское правовое поле повлекло введение временных ограничений на выделение земли и строительство. Объемы вводимого в эксплуатацию жилья сократились до 60,8 тыс кв м в 2015 году и 61,8 тыс кв м в 2016 году. Но это явление временное. Уже сейчас в Ялте приступили к реализации крупных проектов, которые значительно увеличат объемы вводимого жилья.
В администрации Ялты заявили, что одобрены инвестиционные соглашения по строительству четырехсекционного жилого дома по ул. Красноармейская, реконструкция объекта капитального строительства по ул. Партизанская, 5, строительство многоквартирного жилого дома по ул. Горького, 23. Объем инвестиций по этим объектам превышает 1 млрд рублей, отмечает агентство.
Всего власти Ялты уже подготовили более 70 заключений о возможной целесообразности реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования. В основном это проекты, касающиеся реконструкции предприятий санаторно-курортной отрасли, строительства жилья.
Стоимость недвижимости в Ялте "кусалась" и во времена Украины (в 2013 году средняя стоимость кв м составляла около 1,2 тыс евро). Вхождение Крыма в состав России еще больше "взвинтило" цены на жилье в курортном городе.
«После референдума цены подскочили на фоне ажиотажного спроса примерно на 30%», — рассказала РИА Новости (Крым) эксперт рынка недвижимости Елена Филимонова.
Однако продолжалось это не долго. «С 2015 года цены постепенно снижались и постепенно пришли к уровню цен времен Украины до референдума», — добавила эксперт.
Сегодня средняя стоимость кв м в новостройках Ялты составляет 94 тыс рублей, но продавцы готовы делать скидки на 5-7%. Это ниже, чем в главном курорте Краснодарского края – городе Сочи (средняя цена около 106,5 тыс рублей за кв м), но значительно выше чем в любом другом городе Крыма ( средняя стоимость кв м в Севастополе – 67 тыс рублей, в Симферополе – 64 тыс рублей ).
Основные продавцы на вторичном рынке недвижимости Ялты — граждане Украины.
Квартиры украинцев в основном выкупают жители материковой России. «Сегодня большинство покупателей — около 80% — жители Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Челябинска, Екатеринбурга и северных регионов. Им квартиры нужны в качестве «дачного варианта», — подчеркивает Филимонова.
Стать ялтинцем можно даже менее чем за миллион рублей. «За 07,-1,2 млн рублей можно купить жилье в поселках Большой Ялты. Это комнаты в бывших служебных общежитиях, в старом дореволюционном жилом фонде с деревянными перекрытиями и с общими удобствами, в квартирах коммунального заселения.
Уровнем выше «хрущевки» дома «палубного типа», старый жилой фонд небольшой площади (25-35 кв м). Цены – от 1,2 до 2,5 млн рублей.
Недвижимость уровня «стандарт» площадью 35-55 кв м стоит от 2,5 до 4,5 млн рублей. "Это советские высотки от 9-ти этажей и выше.
От 4 млн рублей стартуют цены на дома «бизнес-класса» площадью от 40 кв м. Это свежие дома, не старше 6-7 лет.
Цены на квартиры класса «элит» – от 7 млн рублей. Это могут быть небольшие студии площадью 30 кв м, и большие полноценные квартиры. Речь идет о новых домах с хорошим внешним видом, расположенных в престижном центре Ялты, рядом с морем и набережной, со своей охраной и администрацией.
Ассоциации грузоперевозчиков и грузовладельцев Крыма
В последних числах июня в Алуште состоялся Крымский транспортный форум, традиционно собравший профессиональную аудиторию транспортников, чиновников и бизнесменов со всей страны. Мероприятие прошло при поддержке Министерства транспорта Республики Крым. Эксперты обозначили все реперные точки развития полуострова и выработали план дальнейших действий, а в рамках автомобильной секции форума было объявлено о создании Ассоциации грузоперевозчиков и грузовладельцев Крыма, информирует ТАСС .
Крымский транспортный форум - одно из первых крупных отраслевых мероприятий, организованных на полуострове с момента включения Республики Крым и города Севастополя в состав России. На протяжении этих лет форум является успешной площадкой для широкой дискуссии вокруг интеграции Крыма в транспортную систему Российской Федерации, отражает основную проблематику процесса и служит действенным инструментом для решения возникающих по ходу этой масштабной работы проблем.
Обо всех проблемах, озвученных на форуме, можно подробно почитать на страницах ТАСС , мы озвучим некоторые из них.
Первый заместитель министра транспорта Республики Крым Сергей Семенов доложил собравшимся о ходе работ на одном из самых приоритетных объектов дорожной отрасли - трассе «Таврида». На строительство трассы «Таврида», которая соединит Керчь с Симферополем и Севастополем, выделено на текущий год 20 млрд руб. и 14 млрд - на следующий .
Автомобильное движение по мосту будет открыто в декабре 2018 г., а железнодорожное - к декабрю 2019 г. Вдоль трассы планируется организовать многофункциональные зоны дорожного сервиса, автозаправочные станции, мотели, пункты питания.
А вот вокруг нынешнего состояния авиаперелетов на форуме разразилась дискуссия. Стоимость авиаперелетов в Крым сегодня, по мнению региональных властей и бизнеса, существенно завышена. Надежда на то, что Федеральная антимонопольная служба проверит обоснованность этих цен и урегулирует вопрос. Уже есть поручение вице-премьера правительства РФ, и ФАС сейчас разбирается в ситуации, ведь развитие внутреннего туризма в России серьезно зависит от транспортной отрасли.
Об обеспечении перевозок в направлении Крымского полуострова через Керченский пролив рассказал Алексей Мельников, первый заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по экономике, финансам и корпоративной координации. По словам эксперта, прогнозные значения грузопотока к 2020 г. в направлении Крымского полуострова составят 9,5 млн тонн в год.
Но самую большую дискуссию на форуме вызвал круглый стол «Автоперевозки и модернизация дорожной сети Крыма: потребности и перспективы», где Анатолий Цуркин, генеральный директор компании «Нова-Групп», сказал: « Сегодня мы выступаем с инициативой на IV Крымском транспортном форуме о создании ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Республике Крым . Данная организация поможет объединить всех участников рынка, за общим столом мы сможем выработать оптимальные схемы доставки грузов, а также и оптимальную стоимость, что сегодня является основополагающим в республике. В эту ассоциацию мы приглашаем всех как владельцев грузов, грузополучателей, автомобильных перевозчиков, экспедиторов, судовладельцев, собственников железнодорожного подвижного состава и всех участников рынка. Также на правах попечительского совета приглашаем Министерство транспорта Республике Крым, государственные унитарные предприятия "Крымские морские порты", "Крымскую железную дорогу", "Морскую дирекцию"».
«Все вместе мы сможем выработать оптимальную, удобную логистику, что, безусловно, приведет в росту экономического потенциала, сделает Крым ярче, доступнее конкурентоспособнее», - резюмировал Анатолий Цуркин.
Крымчанам оставят анонимайзеры
Крыму, находящемуся под воздействием санкций, необходимо дать послабления в случае запрета в России на использование анонимайзеров — технологий обхода блокировки сайтов, считает депутат Госдумы Дмитрий Белик. Об этом рассказывает РИА Новости.
В конце июня Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий использование технологий для доступа к заблокированным интернет-сайтам с противоправной информацией.
«Севастополь и Республика Крым – это особый регион, который находится в санкционной блокаде, и лишить людей доступа к интернету по многим вопросам – недопустимо. Севастопольцы и крымчане заказывают вещи, работают в сфере IT и многое другое, вплоть до скачивания игр детям — все это благодаря анонимайзерам, потому что за пределами России электронные IT-адреса крымчан сразу же отсекаются и блокируются», — сказал РИА Новости Белик.
Депутат подчеркнул, что уже подготовил свои предложения к законопроекту. Он хочет внести поправки, дающие жителям крымского региона определенные послабления по вопросу о технологиях обхода блокировки сайтов .
Давайте сделаем Крым интеллектуальным офшором
5 июля президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в эфире передачи «Право голоса» на ТВЦ заявил, что используемое в Крыму программное обеспечение, разработанное западными компаниями, может стать инструментом давления России на Евросоюз и США. Об этом подробно рассказывает ИА REGNUM .
«По сути всё, что сейчас там (в Крыму) используется из интеллектуальной собственности, правообладателями которой являются западные ТНК, используется нелегально. Потому что они в санкциях против Крыма», — заявил Ремизов.
« Давайте сделаем Крым интеллектуальным офшором. В Крыму можно сделать принудительное лицензирование, можно использовать без отчислений программы Microsoft, программы Apple. Как только мы начнём это реализовывать, западный крупный бизнес начнёт лоббировать отмену санкций против Крыма — не секторальных санкций, а именно санкций против Крыма », — указал он.
«По большому счёту, наш крупный бизнес участвует в санкциях против Крыма. До тех пор пока наш крупный бизнес, включая финансовый и страховой — это самый критичный момент — там не будет роста без финансового и страхового сопровождения», — подчеркнул политолог.
|