Как стало известно "Ведомостям", в правительстве России решили вернуть "Северной верфи" экспортный заказ на два китайских эсминца стоимостью $1,4 млрд, который еще в январе решением межведомственной комиссии был передан от "Северной верфи" Балтийскому заводу.
Источник в аппарате Белого дома заявил "Ведомостям", что заказ на китайские эсминцы проекта 956 ЭМ, дележ которого вызвал самый громкий скандал в российском ВПК за последний год, будет исполнен "в соответствии с первоначальным решением". Под этим первоначальным решением чиновник Белого дома понимает договор между Российским агентством по судостроению и "Северной верфью", заключенный еще весной 2001 г. , согласно которому именно это предприятие было выбрано как исполнитель заказа. Источник, близкий к Минобороны, подтвердил, что соответствующее письмо Российского агентства по судостроению будет разослано в начале наступающей недели. По словам источника, принять решение о возврате заказа на "Северную верфь" (которая принадлежит холдингу "Новые программы и концепции" под руководством бывшего помощника президента Ельцина по ВТС Бориса Кузыка) мог только премьер-министр Михаил Касьянов. Тем самым вернулась на круги своя ситуация, вызванная проведенным межведомственной комиссией в начале января тендером, по итогам которого заказ получил Балтийский завод. Причем, по мнению источника, ревизия январского решения была предопределена не только отставкой с поста вице-премьера Ильи Клебанова, под руководством которого оно и было принято, но и тем, что против передачи контракта на Балтийский завод тогда выступили Минобороны и ФСБ.
В предчувствии такого развития событий гендиректор Балтийского завода Олег Шуляковский 14 марта отправил на имя Касьянова письмо, где заявил, что считает себя победителем как январского тендера, так и ранее проведенного конкурса на постройку корвета для ВМФ России (который тоже выиграла "Северная верфь"). Как сообщил "Ведомостям" Шуляковский, обратиться к премьеру его заставило отсутствие какого-либо движения по контракту в последние два месяца. "Когда контракт оказывается заморожен, это значит, что идет подковерная борьба. К тому же я на днях узнал, что руководство Российского агентства по судостроению в третий раз изменило свое мнение [относительно того, кто будет выполнять китайский заказ]", - сказал Шуляковский. "Дело не в "Северной верфи", дело в тендере. Пусть бы заказ получила "Северная верфь", но в честном тендере или прямым назначением", - говорит директор Балтийского завода.
Если контракт достанется "Северной верфи", Балтийский завод, по словам Шуляковского, откажется участвовать в нем и поставлять оборудование для кораблей. Для завода подрядные работы не выгодны, стоимость комплектующих составляет всего несколько процентов от стоимости контракта. По его словам, заказывать оборудование зарубежным производителям с учетом российской специфики практически невозможно, а в России и странах СНГ подобных производств нет. Балтийский завод действительно является изготовителем трубопроводов, валов и винтов для эсминцев проекта 956 и поставлял эти узлы для предыдущего китайского контракта, который исполняла "Северная верфь". В ответ на письмо Шуляковского источник в аппарате Белого дома заявил, что "правительство не даст себя шантажировать". А источник, близкий к Минобороны, предположил, что если Балтийский завод действительно откажется поставлять необходимые узлы, то у "правительства хватит рычагов для смены его менеджмента, несмотря на то что это частное предприятие". Однако директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов полагает, что письмо Шуляковского во многом вызвано эмоциями. "А когда дело дойдет до денег, то все договорятся, и я уверен, что Балтийский завод будет участвовать в кооперации по производству эсминцев", - сказал он.
|