На днях аналитики, внимательно следящие за деятельностью и трудоспособностью российского президента, получили очередной повод для рассуждений на тему его активизации. Наряду с шагами по повышению эффективности работы федеральных властей, усилением своей внешнеполитической деятельности Борис Ельцин вспомнил и о проблемах российских регионов, в частности Ингушетии. Своим указом он приостановил действие указа Руслана Аушева о проведении в этой северокавказской республике 28 февраля референдума "О регулировании отдельных вопросов обеспечения законности и борьбы с преступностью в Республике Ингушетия". Борис Ельцин предложил Руслану Аушеву вообще отменить соответствующий указ, мотивируя это тем, что проведенный федеральным Минюстом правовой анализ этого документа показал его несоответствие Основному закону Российской Федерации, а также Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Напомним, что власти Ингушетии пытались путем вынесения на всенародное голосование выяснить отношение жителей республики к идее переподчинения Назрани правоохранительных органов городского и районного звена. В то же время правоохранительные органы республиканского значения должны были остаться в ведении федерального Центра.
Решение российского президента, естественно, вызвало крайне негативный отклик ингушского лидера, который счел возможным заявить, что указом главы Российского государства отменить решение о проведении референдума нельзя, доколе не проведены согласительные процедуры по идее всенародного голосования. В день обнародования президентской пресс-службой распоряжения Ельцина Аушев как раз присутствовал на заседании Совета ассоциации "Северный Кавказ". Воспользовавшись случаем, Аушев решил изложить суть своей инициативы. Референдум, по замыслу Назрани, призван конкретизировать статью российской Конституции, определяющую предметы совместного ведения субъекта Федерации и Центра, по наболевшему вопросу - борьбе с преступностью. Из слов Аушева можно было сделать вывод, что "особенности национальной ингушской охоты" за преступниками не предусматривают вмешательство в это дело федеральных властей. Одновременно глава Ингушетии подверг критике российские законодательные акты, заявив: "Мы учитываем наши национальные особенности, а те законы, которые сейчас написаны, - законы не федеративного государства, а унитарного, и мы с этим не согласны".
Подобные заявления ингушского лидера заставили экспертов заговорить о возможных дальнейших шагах Назрани, вплоть до борьбы за суверенитет, и высказать опасения о вероятности развития событий в Ингушетии чуть ли не по чеченскому сценарию. Недоработки в стратегии федеральной политики по отношению к Назрани, похоже, заметили и в администрации российского президента. Оказалось, что Борис Ельцин поручил провести согласительные процедуры, на отсутствие которых сетовал Аушев. Обязанность успокаивать генерала глава России возложил на первого замруководителя своей администрации Олега Сысуева и первого замсекретаря Совбеза Вячеслава Михайлова. В четверг они должны встретиться с Аушевым и попытаться снять возникшие противоречия.
|