Регионы при госзакупках медицинских изделий и лекарственных препаратов регулярно допускают нарушения, которые приводят к необоснованным тратам бюджетных денег. Об этом на Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ – За честные закупки» заявил директор Фонда независимого мониторинга «Здоровье», член Центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов. Эксперты Фонда «Здоровье» установили, что наиболее распространенные нарушения при госзакупках в сфере здравоохранения можно условно разделить на три типа.
«Нарушения происходят, во-первых, при объединении в один лот нескольких наименований медоборудования для их закупки у единственного поставщика, что противоречит закону о конкуренции. Во-вторых, при некорректном формировании начальной максимальной цены контракта, в результате чего цены на закупки одной и той же продукции в разных регионах различаются в разы. И в-третьих, при низкой ориентированности госзаказчиков на российских производителей», – сообщил Эдуард Гаврилов.
По данным экспертов Фонда «Здоровье», к примеру, простой отсасыватель хирургический электрический в декабре 2015 г. закупался по цене от 14,9 тыс. руб. за единицу оборудования Медсанчастью №28 ФМБА России до 35,5 тыс. руб. – Главным военным клиническим госпиталем им. Н.Н. Бурденко Минобороны России.
Мобильный рентгеновский аппарат «С-дуга» с возможностью рентгеноскопии, оснащенный монитором и принтером, был куплен в ноябре 2015 г. администрацией Клинского района для Клинской городской больницы по цене 6,3 млн руб., а соседним Минздравом Тульской области – по цене уже 8,1 млн руб.
«Такая разница в стоимости закупаемого медицинского оборудования говорит о том, что госзаказчики не особенно беспокоятся об эффективности расходования государственных средств. Куда при этом идут деньги налогоплательщиков, остается только догадываться», – отметил Эдуард Гаврилов.
Несмотря на постановление правительства РФ №102, ограничивающее допуск отдельных видов импортного оборудования и медизделий на российский рынок, ссылка на этот документ крайне редко включается в аукционную документацию, отмечают эксперты Фонда «Здоровье».
В результате в 2015 г. часть медицинского оборудования, включенного в постановление, все равно закупалась преимущественно у иностранных производителей, естественно, по более высоким ценам.
«Большинство нарушений можно исправить на уровне нормативного правового регулирования, например путем формирования типовой конкурсной документации на наиболее распространенные виды медицинских изделий, где не будет возможности подогнать техническое задание под конкретного поставщика или объединить в один аукцион несколько позиций медицинского оборудования. Также следовало бы внедрить обязательную регистрацию цен на медицинские изделия», – заключил Эдуард Гаврилов.
|