Фото "Новая Газета"
Желание многих либеральных активистов и даже демократов со стажем, безусловно, всегда считалось, да и будет считаться положительным фактором на выборах любого уровня. Ведь чем больше участников предвыборных баталий, тем выше конкуренция. Чем выше конкуренция, тем легитимнее выборы. Чем легитимнее выборы, тем устойчивее политическая система любой страны. Все эти банальные вещи, прописные истины, знает, ну или должен знать, любой политик, стремящийся пройти во власть через горнило выборов. И, наверное, политики знают. Однако трезво оценивать свои собственные шансы в предстоящей политической схватке могут не все. Хрестоматийным примером в этом смысле является либеральный спектр российского политического поля, где громкие заявления «о силе и мощи» своих кандидатов и партийных структур, особенно в канун крупных электоральных циклов, не имеют за собой ничего кроме красивых пресс-релизов.
"Лучшие" подписи – пустые списки
Вот, к примеру, Парнас, который громко, можно сказать, на весь мир через британскую BBC, «Голос Америки» и радио «Свобода», заявлял о своих «уникальных праймериз» и самых «чистых подписных листах» с автографами избирателей, на осенних выборах-2015 в регионах. Казалось бы вот она, активность, пробуждение и конкуренция. Однако ожидания, не только экспертов, но и, в первую очередь избирателей, мягко говоря, оказались обмануты. «Лучшие подписи» оказались «токсичными» до такой степени, что списки «с прекрасными кандидатами», у которых полно идей и замыслов для преобразований и развития регионов, даже через череду разбирательств, не дошли до регистрации. Списки же кандидатов на поверку оказались во многом дубликатами одного единственного списка, едва-едва набранного «мощной» демократической коалицией, состоящей из кучи организаций, у которых, если верить лидерам «сотни тысяч сторонников по всей России». В реальности они едва набрали полторы сотни человек на три региона – Костромскую, Новосибирскую и Калужскую область. Возникает вопрос: а трезво ли лидеры оппозиции оценивали свои шансы относительно существующей реальности? Возникает подозрение, что нет. При этом, разумеется, никто не против активности в политике новых лиц и новых организаций. Однако если масштаб заявлений никак не соотносится с реальностью, то к таким соискателям избиратель, в лучшем случае посмеявшись, быстро теряет интерес, переключая внимание на тех, кто, может и не так «прекрасен», но зато реален сам, и имеет пусть и спорные, но опять же реальные предложения для своих потенциальных избирателей.
Бег по кругу
Часть политиков это понимает, и выстраивает работу основанную на реальности. Другая же часть, распушив перья, слушать критические замечания, не говоря уже о трезвости оценок своих шансов, попросту не желает. Потом, проваливаясь, громко жалуется на происки властей и оппонентов, на неправильный состав избирательных комиссий, и, наконец, неправильных избирателей. И вот так из года в год, от выборов до выборов. Взять хотя бы всегда лояльный к демократам Санкт-Петербург. Опытных там – хоть отбавляй. Понимание того, что «хорошо бы всем демократам выступить единой силой», имеется. Тем не менее, удивлять Питер, демонстрируя все болячки либерального движения в России, не перестает. Как сообщила пресса, «внесистемная оппозиция Петербурга пойдет на парламентские выборы «тремя колоннами». «С большой вероятностью Петербург пойдет на выборы тремя колоннами, к сожалению. Это колонна ПАРНАСа и Демкоалиции, колонна Оксаны Дмитриевой – Партия профессионалов – и партия «Яблоко. Но мы видим внутри желание договариваться, в Петербурге есть большой запрос на демократическую повестку, на европейские ценности, и много людей, которые разделяют наши цели и идеалы» - поведал председатель регионального отделения партии ПАРНАС Андрей Пивоваров. «Я считаю, что у всех есть шансы пройти, и мы сможем договориться, и в какой-то мере объединить наши усилия с точки зрения честных выборов. Три силы, «Яблоко», ПАРНАС и партия Дмитриевой, будут намного мощнее, и мы сможем закрыть все участки в городе и обеспечить максимальное наблюдение. Не так много кандидатов, которые всерьез смогут выставиться по Заксобранию, поэтому будем договариваться», – добавил политик.
Желаемое и действительное
Таких заявлений, надо сказать, за 20 лет приходилось слышать миллионы раз. На чем основаны предположения «о запросе избирателей на демократические и европейские ценности» не совсем, правда, понятно. Как не совсем понятно и другое. А именно – как связан запрос общества на, условно говоря, демократов, с партиями Касьянова или, например Оксаны Дмитриевой? И если про запрос «на европейские ценности», как и запрос на «демократов» можно узнать из различного рода исследований, то на каком основании Касьянов или Дмитриева записывают данные ожидания избирателей на себя и свои организации – только им и известно. Похоже, делают они это, скорее по привычке, делают примерно так: «раз граждане ожидают «европейских ценностей и демократии», а мы эти ценности тоже разделяем, то это и есть наш избиратель». Практика, однако, этого не подтверждает.
Колонны на пути к провалу
Речь в первую очередь, о Питере, где Оксану Дмитриеву знают давно, и знают хорошо. Из партии «Справедливая Россия» она перекочевала в парию «семейного типа», учрежденную в мае 2015 года под названием «Партия Профессионалов». «У руля одной новой партии Иван Грачев (муж О.Г.Дмитриевой) поставил свою дочь, во главе другой партии – брата. Теперь партия дочери Ивана Грачева создаст «широкую партийную коалицию» с партией брата Ивана Грачева» - сообщало в свое время FLB.ru. С тех пор о «Партии Профессионалов» мало кто слышал. Но вот теперь-то уж, на парламентских выборах, партия себя покажет – ждем масштабных заявлений с претензией на результат. А вот в нем-то есть сомнения. Они основаны на той самой реальности, о которой уже было сказано выше. Проблема в том, что Дмитриева уже вряд ли сможет удивить Северную столицу. Провал ее личного проекта под названием «Выборы губернатора-2014», в котором она хотела участвовать аж с 2012 года, был обусловлен не только банальной неготовностью кандидата к кампании, но и рядом прочих факторов. Среди прочих– потеря поддержки даже среди своих соратников. В итоге игра в «единую Дмитриеву» была закончена скандалом на пороге избиркома – госпоже Дмитриевой не хватило подписей для регистрации на стадии банального «муниципального фильтра». Впрочем, FLB.ru уже рассказывало о том, как и почему развалился питерский проект «Дмитриева – единый кандидат от оппозиции». Повторится ли подобное с «Партией Профессионалов» - покажет ход событий. Тем интересней, что питерский Парнас отрекомендовал ее «мощной силой».
Сами себе мощь
Хотя, честно признаться, в «сильную колонну» Парнас записал не только партию Дмитриевой, но и себя. А это, мягко скажем, рекомендация недостаточная. Ведь Касьянов, как и Дмитриева, завалил свой личный проект под названием «Касьянов -2008», утонув буквально на пороге избиркома в фальшивых подписях избирателей. Фальсификаторов, разумеется, тогда выловили по всей стране, и отдали под суд. Хотя кто являлся спонсором столь экзотического подпольного производства так и осталось за кадром. Точнее за рамками уголовных дел. Касьянова, можно сказать, тогда спасли правоохранительные органы. Сдай Михаил Михайлович плоды производства своих региональных соратников в ЦИК РФ по описи, не миновать бы ему уголовных разбирательств за подделку избирательных документов, заверенных подписью кандидата в президенты РФ. Все это к вопросу о качестве организации внутри партий к серьезному процессу- выборам.
Три минус два
Так что заявленный питерский поход во власть «тремя колоннами» пока видится иллюзорным. Хотя Борис Немцов на своих плечах смог втащить Парнас в перечень организаций, которые освобождены от сбора подписей, вопрос о грамотном использовании этой льготы – висит в воздухе. С «Партией Профессионалов», как и с Парнас, тоже не все ладно, слишком скандален и тяжел багаж прошлого. Остается - «Яблоко». «Яблоко», которое всегда само по себе. Вот и получается усилиями самих же лидеров демократов неразрешимая проблема, где нетрезвая оценка своих возможностей и мощностей на старте, ведет к ситуации «ешьте то, что дают», как говаривал Григорий Явлинский.
|