Параллельно губернаторским выборам 13 сентября 2015 г. в регионах проходят и выборы в региональные ЗАКСы. 32 партии совокупно выдвинули 141 список кандидатов (учтены только те, которые были заверены избиркомами), 87 из них, выдвинутые 19 партиями, зарегистрированы.
Нынешние выборы - заключительная возможность для непарламентских партий приобрести «федеральную лицензию». Так в докладе Фонда развития гражданского общества названо право участвовать в думской кампании, минуя необходимость сбора подписей избирателей. Этим правом, обладают четыре парламентские партии и «ЯБЛОКО». Любой другой партии для получения лиценции необходимо провести по своему списку хотя бы одного депутата в любое из региональных заксобраний. За минувшие годы это удалось лишь девяти партиям - «Гражданской Платформе», «Гражданской Силе», «Зеленым», «Коммунистам России», «Патриотам России», «Правому делу», РПР-ПАРНАС, «РОДИНЕ» и «Российской партии пенсионеров за справедливость».
Однако сегодня активность многих из них оставляет желать много лучшего.
Выборы «в большом городе» в отличие от провинциальных несут в себе некую привлекательность в виде «движухи» для пусть и избалованной различными городскими проектами, но вечно скучающей столичной молодежи. В регионах же политическая апатия превалирует иногда даже над желанием наказать «данайцев», дары в виде непреложных либеральных ценностей приносящих.
Некая напряженность ожидалась в связи с участием в некоторых регионах (Новосибирской, Костромской, Магаданской областях и пр.) т.н. «несистемных» партий, но она погасла себя на первом же этапе. Небрежно проведенные сборы подписей [избирателей] справедливо привели к отказу в их регистрации на выборах. И только в Костромской области, да и то буквально на флажке, и после вмешательства Центризбиркома, РПР-ПАРНАС был зарегистрирован.
Впрочем, по заключениям многих экспертов, сколоченная исподволь накануне выборов коалиция «гражданских активистов», можно сказать, уже выиграла, так как вопреки олимпийским лозунгам целью была не победа на выборах, а… неучастие в них. И теперь они с видом угнетенных революционно прокламируют домашние заготовки: дескать, мы намеревались действовать в рамках закона, участвовать в выборах, но власти сами выталкивают нас на улицу.
- Речь идет о том, что необходимо выполнять предусмотренные законом действия, - отозвался на это пресс-секретарь Президента РФ Дм. Песков. - Там четко все изложено - что нужно делать для регистрации, для участия в выборах, поэтому это вопрос просто соответствия нормам, зафиксированным в законе.
Выборы в региональные, городские, муниципальные законодательные собрания входят в исключительную компетенцию местных властей (это как организация, финансирование самих выборов, так и контроль за их проведением), что подразумевает свободу от вмешательства и тем более давления со стороны федеральных властей. Как мне кажется, Центр не должен участвовать в региональных выборах даже на уровне апелляций или, скажем, во имя справедливости, что в свою очередь может и должно стать дополнительной гарантией объективности, достоверности волеизъявления граждан. Кстати, в Кремле не раз выражали недовольство нарушениями на муниципальных выборах.
- Нам надо сделать все, чтобы формирование власти проходило открыто, легитимно и конкурентно, - более, чем определенно, высказал позицию Кремля первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин. - Ответственность за прозрачность и достоверность результатов выборов лежит в первую очередь на местных органах власти.
Месси или Мессия?
Приобрести заветную «федеральную лицензию», если разобраться, не так и сложно. Надо взять хотя бы один «трофей»: это одно место в законодательном собрании, один зарегистрированный кандидат в губернаторы, один удачно пройденный муниципальный фильтр и пр. Но для этого, опять же, надо «пахать».
Непарламентским партиям необходимо подтянуться до избирателя, и речь вовсе не о «своем избирателе». Разумеется, посредством новых технологий - цветных кубов, ярких программок, радужных буклетов и с помощью юных, подкупающих своей сектантской искренностью волонтеров можно добиться всплеска интереса прохожих. Совсем другое дело - попытаться постигнуть реальные нужды людей, а, главное, принять и разделить их надежды, чаяния и истинные настроения. Увы, понять человека, а пуще попытаться стать для него своим, если не родным, то кровным - практически недостижимая задача для тех, кто вчера ещё считал народ быдлом, анчоусами, крымнашистами и пр. Стать [для избирателя], условным Месси или являться к нему Мессией - вот сущий выбор.
К примеру, либеральная оппозиция - наверное, единственная политическая сила в стране, не поддержавшая т.н. «крымский консенсус», объединивший не только партии, но и абсолютное большинство населения. Это и говорит о непонимании или, скорее, нежелании понять избирателя, принять его таким, какой он есть. Фарисейские попытки играть на всех полях (левых, правых, либеральных, консервативных) иногда нет-нет и обнаруживает в речах иных лидеров патриотические тона, однако, декоративная наигранность и нативное лицемерие выдают их с изнанкой.
Политика - работа; каждодневная, будничная, приземленная, иногда не любимая. Выборы же - экзамен, итог многих лет упорного, неустанного труда; премьерная постановка после длительных репетиций. Выборы можно рассматривать и как бизнес. Эдакая фьючерсная сделка: хочешь получить прибыль, допустим, в 2016 году, рискни здесь и сейчас бросить на это все свое состояние.
Но если же относиться к политике, и выборам в частности, как к некоему разовому действу, как к выставке, модному показу, ярмарке тщеславия, тогда уж заложникам виртуальной популярности лучше оставить заведомо провальное предприятие, упоившись несметностью лайков в фейсбуках или наличию их имени в каком-нибудь Akinator. Как говорится, на Бога надейся, а волонтером выступай сам.
|