Эксперт проекта «ЗА честные закупки» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» Александр Кулаков изучил госзакупки Федерального космического агентства (ныне преобразуется в госкорпорацию «Роскосмос») с 2011 по 2015 г. Эксперт проанализировал закупочную документацию по 100 крупным закупкам стоимостью свыше 1 млрд. рублей.
Результаты превзошли ожидания. В частности, эксперт пришел к выводу, что по большинству прошедших закупок контракты заключены с единственным участником закупки , а по некоторым, где их было несколько, к контракту допускался один, в чем есть признаки нарушения Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». К тому же, как пишет эксперт, контракты с единственным допущенным участником заключались по начальной максимальной цене, а иногда стоимость еще и увеличивалась на сумму до 10%.
Так, например, закупка 0173100007014000160, предусматривавшая поставку семи космических аппаратов «Гонец-М», была сделана повторно с увеличением цены контракта на 9,4%, при этом причины повышения не указывались. «Сумма накладных расходов составляет 309% от ФОТ, что является завышенным минимум на 200 млн. рублей по сравнению с нормами затрат на накладные расходы», пишет эксперт. Таким образом, общая стоимость контракта завышена на сумму около 360 млн. рублей или на 18,7% от цены контракта.
При этом почти по всем закупкам осуществленным заказчиком предусматривались завышенные затраты на накладные расходы (к ним относятся расходы на содержание управленческого аппарата, расходы на содержание непроизводственной сферы, затраты по договорам маркетинга и консультационных услуг), достигающие по большинству контрактов 150-200% от затрат на выплату заработной платы рабочим основного производства (ФОТ), а по ряду закупок накладные расходы составляли 300-700% и даже 1000% от ФОТ.
И далее эксперт приводит несколько примеров:
закупка 0173100007014000194 «Изготовление и поставка 2-х космических аппаратов (далее КА) «Ресурс-П» № 4 и № 5 и их транспортировка на космодром «Байконур». Контракт заключен с единственным участником закупки - РКЦ Прогресс (Самара) по максимальной цене. Накладные расходы - 24395577 т.р. - 23,7 % от цены контракта. Заработная плата основных производственных рабочих - 2,3% от цены контракта. Накладные расходы выше расходов на оплату труда основных производственных рабочих почти в 10 раз!!! или 1000%;
закупка 0173100007012000180 «Изготовление и поставка шести ракет-носителей «Союз-2-1а» для запуска КА «Прогресс-М» № 432, 434, 436, 438, КА «Резонанс» №№ 1, 2 и КА «Резонанс» №№ 3, 4.» Контракт подписан с единственным участником РКЦ Прогресс (Самара) по максимальной цене. ФОТ основных производственных рабочих- 8,7% от цены контракта, Накладные расходы составляют 53% от цены контракта или 618% от ФОТ, что свидетельствует о возможных чрезмерно больших заработных платах руководства и необоснованных тратах, в т.ч. фиктивно оказываемых услугах. Если сократить накладные расходы и сравнять их с расходами на оплату труда основным производственным рабочим, то цена контракта могла бы быть меньше на сумму около 2,5 млрд. рублей!!!! - нерациональное использование бюджетных средств!!!
Закупка 0173100007012000068 «Изготовление и поставка четырех ракет-носителей «Протон-М» для запуска КА «Экспресс-АМ4R», «Енисей-А1», «Спектр-УФ», НЭМ–1 РС МКС». Контракт подписан с единственным участником закупки НПЦ им Хруничева по максимальной цене. ФОТ основных производственных рабочих составляет 4,7 % от цены контракта. Накладные расходы - 17% от цены контракта или 358% от ФОТ основных производственных рабочих. Данная цифра может свидетельствовать о необоснованном завышении заработной платы руководящими работниками (начальниками отделов и их замами) в организации, исполняющей контракт и др. необоснованных тратах!!! С учетом этого, возможно снижение стоимости контракта на 10% или на сумму около 500 млн. рублей!!! Выявлены признаки нерационального использования бюджетных средств!!!
При отсутствии прозрачности накладных расходов, столь большие их объемы могут свидетельствовать как о признаках хищений со стороны менеджмента, так и о недостаточности производственных мощностей в космической отрасли (в том числе из-за отсутствия модернизации), на содержание которых неэффективно используются госсредства, сказал «Ведомостям» Кулаков.
Эксперт также говорит о возможных растратах бюджетных средств при проведении госзакупок Федеральным космическим агентством, когда наблюдались слишком большие суммы затрат на оплату работ сторонним организациям и предприятиям (соисполнителям или субподрядчикам), заложенные заказчиком для головного исполнителя в обосновании начальной максимальной цены контракта, структуре цены и сметах прилагаемых к документации о закупке. В большей части осуществленных закупок данные затраты составляют от 30 - 50%, а в некоторых (около десяти закупок) такие затраты доходят 86% от цены контракта, что можно называть «фактической перепродажей» работ и услуг по уже заключенным контрактам головными исполнителями.
Эксперт также подтверждает эти факты примерами:
закупка 0173100007012000191 «Создание стартового комплекса космического ракетного комплекса «Союз-2» на космодроме «Восточный». Шифр ОКР: «СК-Восток-С». Контракт заключен с единственным участником - ФГУП ЦЭНКИ по максимальной цене. В марте 2015 года заключено соглашение об увеличении цены контракта на 9,5% на сумму 854 916т.р., при этом нет разъяснения, куда пошли эти средства. Накладные расходы - 10,5 % от цены контракта, ЗП основным производственным рабочим - 6,2% от цены контракта. Затраты на оплату работ привлеченных соисполнителей - 79% от цены контракта, что наводит на мысли о необоснованности формирования цены на данные работы и может свидетельствовать о признаках растраты части этих средств!!!
закупка 0173100007012000196 «Создание унифицированного технического комплекса космических ракетных комплексов на космодроме «Восточный». Шифр ОКР: «ТК-Восток». Контракт заключен с единственным участником - ФГУП ЦЭНКИ по максимальной цене, которая впоследствии была еще и увеличена на 10%. В контракте предусмотрены затраты на оплату работ сторонним организациям (соисполнителям) стоимость которых составляет 64% от цены контракта!!!! Зарплата основным работникам производства головного исполнителя составляет 3,1%, а накладные расходы головного исполнителя - 5,3%. Данные цифры свидетельствуют о том, что практически весь объем основных работ приходится на привлеченных соисполнителей, а головной исполнитель участвует в контракте - как посредник, который перепродает заказ Федерального космического агентства!!! Если бы в аукционе принял участие кто-то еще, и документация конкурса способствовала бы этому (не ограничивая возможность подачи и дальнейшего участия в конкурсе), то цена контракта могла бы быть снижена на 10 или более процентов!!! Допускаю, что ФГУП ЦЭНКИ участвовало в конкурсе не с целью выполнить работы по контракту, а с целью выиграть конкурс и перепродать его другим организациям!!!
В экспертном заключении приводятся и другие нарушения по каждой из 100 закупок, которые увидел Александр Кулаков. Так, в частности, «в большинстве закупок заказчиком для головных исполнителей закладывался изначально низкий процент прибыли – от 2 до 5%, что не позволяло им развиваться, вынуждая их привлекать соисполнителей и субподрядчиков по заключенным контрактам». Эксперт приходит к выводу, что большая сумма затрат на оплату услуг сторонних организаций может свидетельствовать и том, что уникальные технологии производства в космической промышленности за даром передаются на создаваемые руководством этих предприятий собственные карманные фирмы, которые и осваивают значительную часть бюджетных средств. Фактически руководители основного предприятия своими руками создают конкурента.
В итоге эксперт обратился к Президенту РФ Путину Владимиру Владимировичу, Директору ФСБ РФ генералу армии Бортникову Александру Васильевичу, Министру внутренних дел РФ Колокольцеву Владимиру Александровичу, Начальнику Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России генерал-майору полиции Миронову Дмитрию Юрьевичу, Председателю Счетной палаты Российской Федерации Голиковой Татьяне Алексеевне, Заместителю председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции, Депутату Государственной Думы РФ Хинштейну Александру Евсеевичу, Директору Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ Чиханчину Юрию Анатольевичу с предложением инициирования комплексной, внеплановой, совместной проверки силами Счетной палатой РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Росфинмониторинга РФ закупок Федерального космического агентства осуществленных в период с 2011 по 2015 года, в которых возможно усматриваются признаки нарушений уголовного законодательства, требующие проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ.
Тексты обращений можно прочитать здесь:
1. Обращение к Президенту РФ 2. Обращение к министру внутренних дел
В то же время представитель Роскосмоса Игорь Буренков сообщил газете «Ведомости», что с 2011 г. агентство было проверено 30 раз, в том числе 13 раз Счетной палатой и семь раз Генпрокуратурой, и указанных в обращении Кулакова возможных нарушений выявлено не было. При этом из упомянутых 100 закупок оcуществлено 99, из них 96% по итогам открытого конкурса и лишь 4% – по процедуре закупки у единственного заказчика. Закупки спутников для космических систем с заданными характеристиками традиционно проводятся у одних и тех же изготовителей и разумной альтернативы этому нет, пояснил Буренков. Что касается накладных расходов, то их величина существенно зависит от объемов заказа и колеблется в связи с ними – чем ниже заказ, тем выше накладные расходы. В то же время на разных предприятиях отрасли в зависимости от их экономического положения накладные расходы могут колебаться от 50 до 1000% от уровня фонда оплаты труда.
По словам бывшего чиновника Минобороны, имевшего опыт проверок ценообразования в космической отрасли, такие большие накладные расходы на этих предприятиях вызваны во многом несоответствием гособоронзаказа – хоть и выросшего, но все равно более низкого, чем в советские времена, – производственным мощностям. Кроме того, за счет накладных расходов финансируется работа цехов, которые работают на все предприятие, но не связаны непосредственно с полученным заказом (например, ремонтно-инструментальный цех), электрики, охрана, коммунальные услуги и т. д., хотя, конечно, случаев растрат, которые прячут в накладные расходы, исключать нельзя. Проблема завышенных накладных расходов – часть более широкой проблемы оборонной промышленности, когда предприятия пытаются так или иначе из средств, получаемых по гособоронзаказу, финансировать все прочие расходы, и делается это часто не от хорошей жизни, продолжает бывший чиновник. Недавно Министерством обороны принято решение о создании системы контроля с помощью уполномоченных банков (на прошлой неделе ее показали президенту), которая исключит не связанное с исполнением гособоронзаказа использование предприятиями бюджетных средств, говорит собеседник в военном ведомстве.
В ОНФ об активности Александра Кулакова «узнали из СМИ», сообщает «Коммерсант». «Нам неизвестно, чтобы проект инициировал обращение к президенту,— сообщили в пресс-службе ОНФ.— Все требует проработки, прежде чем делать какие-либо заявления».
Так же как и газете «Ведомости», «Коммерсанту» в Роскосмосе претензии эксперта прокомментировали, сообщив, что с 2011 по 2015 год в отношении агентства было проведено 13 проверок Счетной палатой, семь — Генпрокуратурой, пять — Росфинмониторингом, четыре — Федеральной службой по оборонному заказу (ныне ликвидирована), а также одна проверка — контрольным управлением президента РФ.
Тем не менее, эксперт, изучив госзакупки, полагает, что статья накладных расходов на предприятиях данной отрасли раздута и является, «зоной для отмывания бюджетных средств, выделенных по госконтрактам».
В приложении эксперт представил писок крупных закупок Федерального космического агентства, размещенных на сайте http://zakupki.gov.ru с указанием признаков возможных нарушений и возможных способов их документирования с целью последующего возмещения в бюджет сумм растрат.
|