О том, что в трех компаниях «Роснано» начались налоговые проверки, «Известиям» рассказал высокопоставленный источник в правоохранительных органах. По его словам, под налоговый контроль попали ООО «Роснано Капитал», ЗАО «Пластик лоджик» и ООО «Усолье — сибирский силикон» (УСС). В пресс-службе ФНС России подтвердили, что в указанных компаниях «проводятся мероприятия налогового контроля», однако отказались раскрыть подробности, ссылаясь на налоговую тайну.
— Компании подозревают в уклонении от платы налогов и выводе денег за рубеж, — рассказал собеседник «Известий» в правоохранительных органах. — Проверки проводятся на основании переданных в территориальные органы Федеральной налоговой службы (ФНС) материалов Счетной палаты и Генеральной прокуратуры.
Издание напоминает, что некоторое время назад депутат Оксана Дмитриева направила запрос в Генпрокуратуру Юрию Чайке с просьбой провести тщательное расследование деятельность госкорпорации, взяв его под личный контроль. Так, депутат считает, в деятельности корпорации есть не менее десятка составов преступлений. Запрос основывался на данных закрытого отчета Счетной палаты, проверка которой закончилась еще в 2013 году. Анатолий Чубайс тогда заявил, что это исключительно пиар депутата.
В отчете говорилось, что УСС (проект производства поликристаллического кремния) и группа ее дочерних компаний, принадлежащая зарубежному офшору Sherigo Resources Limited, доля в котором у «Роснано» — 58,2%, активно заключала фиктивные договоры с поставщиками для необоснованного возмещения НДС из госбюджета, а также при расчете налогов не брезговала липовыми расходами, чтобы сэкономить на налоге на прибыль.
«Политика, проводимая УСС на заключение договоров на поставку и покупку различной продукции с аффилированными лицами, зарегистрированными в офшорных странах, содержит в себе: признаки отмывания и легализации средств, формального документооборота между организациями с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде налоговых вычетов по НДС и занижения налогооблагаемого дохода в результате намеренного включения дополнительного контрагента; необоснованного возмещения НДС из бюджета при экспортно-импортных операциях», — отмечал в отчете аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов.
«Роснано» вложило 12,4 млрд рублей в проект УСС, который теперь закрыт, а его штат сокращен. Агапцов в отчете указывал на то, что «можно предположить сценарий «вынужденного» банкротства предприятия».
«Известия» также отмечают, что аналогичная ситуация, по данным аудиторов, сложилась и с другими проектами — Plastic Logic и «Роснано Капитал». Эти проекты объединяет то, что под разными предлогами вложенные деньги были выведены из России и не вернулись назад: ни денежными средствами, ни технологиями. При этом немалая часть вложенных средств традиционно осела у различных посредников — зачастую по фиктивным договорам.
Как выяснили представители Счетной палаты, осенью 2010 года "Роснано" купило за 7,1 млрд рублей 44% акций ирландской Plastic Logic Holding. Затем средства почти сразу же были переведены в Plastic Logic Luxemburg. Тем временем в России учреждается ЗАО "Пластик Лоджик", которое под поручительство "Роснано" берет кредиты в банках на 5,7 млрд рублей и тут же выдает их в качестве займа компании Plastic Logic Luxemburg под льготные проценты до 2020 года. На эти кредитные деньги Plastic Logic Luxemburg купила акции своего кредитора - российского ЗАО "Пластик Лоджик", пишет «Интерфакс» .
Однако, как подчеркивает газета «Известия», в результате этой схемы никакой, даже устаревшей, технологии закуплено не было, завод в Зеленограде так и не построен, зато на счетах зарубежной Plastic Logic Luxemburg осело (с учетом сложной системы взаимозачетов) более 5 млрд рублей, а на счетах российского ЗАО, которое напрямую даже и не принадлежит "Роснано", осталось к 2013 году всего лишь 620 млн рублей, пришли к выводу аудиторы.
Стоит напомнить еще об одном эпизоде «роснанотехнологий». Речь о международном фонде, к созданию которого в «Роснано» подошли серьезно. Предполагалось, что российский международный фонд будет вкладывать деньги в другие международные фонды, которые будут вкладываться в нанотехнологии. Для этого в Люксембурге был зарегистрирован Fonds Rusnano Capital штатной численностью три человека (все – менеджеры «Роснано»). Чтобы управлять такой сложной структурой, в Швейцарии была создана управляющая компания Rusnanо Capital A.G. штатной численностью пять человек (включая и самого Анатолия Чубайса), а также заключен договор на консультационные услуги с компанией Axioma Management, которой за услуги было заплачено 1,3 млн долл. Управление было несложным: всего фонду было выделено 440 млн долл., из которых 70% ушли на депозиты в банки или покупку зарубежных «голубых фишек». А 30% было вложено в два зарубежных фонда, один из которых находился в процессе ликвидации.
При этом многие члены наблюдательного совета «Роснано» были категорически против самой идеи создания фонда. Как отмечали аудиторы Счетной палаты, один из членов набсовета направил отрицательное заключение на этот проект, отметив, что в нем не было полноценного обоснования необходимости создания такой структуры.
– Это чистый вывод денег за рубеж, – возмущается Дмитриева. – Фактически все 13,5 млрд руб., которые направлены в фонды, либо потеряны для нас, либо не принесли никакой отдачи, при этом менеджмент «Роснано» был об этом предупрежден.
Как ранее уже писало Агентство федеральных расследований FLB.ru в статье «Роснано» в уголовном тренде» в качестве подозреваемых уже привлечены некоторые топ-менеджеры "Роснано". Финансовый директор и члены правления госкорпорации «Роснано» привлечены в качестве подозреваемых в рамках возбужденного уголовного дела по ч. 4 ст. 160 («Присвоение и растрата») и ч. 3 ст. 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») Уголовного кодекса. Информация о привлечении к ответственности сотрудников «Роснано» содержится в письме первого заместителя генерального прокуратура Александра Буксмана.
|