Убить человека можно по-разному. Одних достаточно ударить обухом топора по затылку в ночной подворотне. Других к могиле подталкивают более извилистым путем, но не менее кровавым, как это случилось в Красноярске с Владимиром Кузьминым.
1 декабря прошлого года у могилы Кузьмина собрались те, кто знал Владимира Дмитриевича при жизни, кто уважал и ценил его за редкое сочетание достойных человеческих качеств. Вспоминалось, насколько штучным специалистом Кузьмин был в своей области. Экономист, что называется, от Бога. И качество его научных работ, и разносторонний практический опыт управления экономикой мощнейшего индустриального региона страны говорили сами за себя. Потому и следили за его профессиональным ростом из Москвы, пытались переманить на работу в правительство.
Но Кузьмин из Красноярска уезжать не хотел. В коридоры местной власти продвигался не спеша и издалека. Начинал с науки: доцент кафедры экономики Красноярской государственной академии цветных металлов и золота, кандидат наук, заслуженный экономист России. Затем работал в краевом финансовом управлении. Будучи заместителем губернатора Аркадия Вепрева, занимался реформированием экономики в регионе. Прекрасно знал Кузьмин и депутатскую работу. Когда его выбрали в краевой Совет, опять же курировал экономику. Не изменил своим профессиональным пристрастиям и в должности первого зама председателя краевого Совета. В общем, послужной список, как говорится, на зависть коллегам и в назидание молодежи.
Последним местом его работы стала должность первого заместителя губернатора края Валерия Зубова. Случайного человека в такое кресло посадить не могли - слишком велик был в то время вклад Красноярья в казну страны. И "рулить" экономикой тогдашнего мощного региона-донора мог лишь столь крепкий и компетентный управленец, каким был Кузьмин.
Но весной 1998 г. Александр Лебедь сменил на губернаторском посту Валерия Зубова. И, едва освоившись в кресле хозяина края, заезжий генерал-губернатор стал щедро раздавать обещания покончить с коррупцией и преступностью, поразившими, по его мнению, край при прежней власти.
Понятно, что столь громкие лозунги нужно было чем-то подкреплять. Поэтому тогда началась охота на ключевых работников команды предыдущего губернатора Валерия Зубова. В сентябре 1998 г. был арестован и бывший первый заместитель губернатора Владимир Кузьмин, которого обвинили в мошенничестве и злоупотреблении служебным положением. Речь шла о финансовых нарушениях, якобы допущенных Кузьминым во время строительства жилья в крае в рамках реализации переселенческой программы "Север - на юг".
Уже потом, с опозданием, выяснилось, что бюджет края не пострадал от реализации "зачетных" схем, применение которых в эпоху тотального безденежья вменялось в вину Кузьмину, и что жилой дом для переселенцев с Севера, который фигурировал в материалах уголовного дела, в итоге был построен точно в срок, причем даже дешевле, чем предусматривалось по смете. И губернатор Александр Лебедь даже разрезал праздничную ленточку на этом доме в день новоселья.
Кузьмин же полгода просидел в красноярском СИЗО-1. Практически никаких следственных действий по его делу не проводилось. На допрос его вызывали всего два раза. Дело не "шилось", несмотря на ретивость исполнителей политического заказа. А когда стало окончательно ясно, что дело Кузьмина рассыпается и нужно как-то объяснять его шестимесячное пребывание в камере, против него тут же возбудили аж 14 дел. Кузьмина обвиняли во всех мыслимых грехах, вплоть до незаконного хранения патронов к пистолету, хотя он имел право на ношение оружия.
Со временем эти дела, как и первое, были прекращены на этапе следствия по реабилитирующим обстоятельствам. И лишь одно из них было прекращено по амнистии. Но и по этому делу Кузьмин себя виноватым не признал.
За время, проведенное в СИЗО, Владимир Дмитриевич полностью подорвал свое здоровье. Из-за болезненного состояния он не мог даже выйти из камеры на прогулку. Когда его освободили, проблемы со здоровьем решить не удалось - 1 декабря 2000 г. Кузьмина не стало. В Красноярске его смерть расценили как политическое убийство, а похороны стали своего рода демонстрацией протеста против содеянного краевой властью.
Вдова Кузьмина, Наталья Владимировна, получила постановление краевой прокуратуры о прекращении уголовного дела в связи со смертью обвиняемого. Она обжаловала это решение, и накануне первой годовщины со дня смерти Владимира Дмитриевича пришло сообщение о прекращении дела из-за отсутствия состава преступления. Таким образом, все возбужденные в тот период уголовные дела, которые в крае считали политическими, в том числе и против прежнего губернатора Валерия Зубова, закончились полным провалом.
И теперь, видимо, пришла пора платить по накопившимся долгам. Вдова Кузьмина в декабре прошлого года подала иски о защите чести и достоинства в Центральный районный суд Красноярска против первого заместителя прокурора края Юрия Антипова, который в свое время публично называл ее мужа хищником, и против губернатора Александра Лебедя в Октябрьский районный суд краевого центра, так как губернатор также неоднократно официально заявлял о доказанности вины Кузьмина. Что касается зампрокурора Антипова, то пока что прошло только предварительное собеседование сторон. А иск против Лебедя лежит без движения. Слушания еще даже не назначены. Но все же очень хочется верить, что спрос будет с каждого по делам его.
|