«Казахстанский студент Диас Кадырбаев, которого обвиняют в препятствовании правосудию по делу о терактах в Бостоне, на суде в США заявил, что в ходе допроса агенты ФБР обманом вынудили его дать инкриминирующие его показания. Это и привело, по его словам, к обвинениям в препятствовании правосудию, - сообщает 3 июня Tengrinews.kz.
Защита Диаса Кадырбаева настаивает на том, чтобы суд не учитывал эти показания. Такое требование они объяснили слабым владением английским языком и плохим пониманием своих прав подзащитными, - говорится в публикации американских СМИ, на которые ссылается казахтанское издание.
Как отметил адвокат Роберт Шталь (Robert Stahl), в противном случае Диас Кадырбаев мог бы воспользоваться правом хранить молчание или правом на адвоката вместо того, чтобы разговаривать с агентами ФБР.
Казахстанец, в свою очередь, на суде заявил, что дважды уточнял у правоохранительных органов США во время допроса, нужен ли ему адвокат. Но агенты ФБР якобы назвали это излишним и вели себя как друзья.
"Ты не под арестом, ты здесь, чтобы нам помочь", - процитировал якобы сделанные одним из агентов высказывания Диас Кадырбаев».
«В качестве обоснования защита, в частности, привела мнение эксперта в сфере лингвистики - профессора Темпльского университета (штат Пенсильвания) Анеты Павленко. На слушаниях в федеральном суде Бостона она заявила, что Кадырбаев владеет английским не вполне уверенно, - передает во вторник информационное агентство ИТАР-ТАСС.
Таким образом, по словам Павленко, "крайне маловероятно", что молодой человек в апреле 2013 года после задержания полностью понял зачитанные ему агентами Федерального бюро расследований (ФБР) США права, в частности право на адвоката и хранение молчания.
Представители защиты Кадырбаева также утверждают, что агенты ФБР во время допросов пытались манипулировать молодым человеком, в том числе использовать против него его слабое знание английского. Во время слушаний в понедельник Кадырбаев пользовался услугами переводчика. Между тем, как отмечают американские СМИ, что на состоявшихся ранее заседаниях суда такая помощь ему не требовалась.
Прокурор Стефани Сигманн (Stephanie Siegmann), в свою очередь, заявила, что Диас Кадырбаев отлично владеет английским, активно читает новости в США и пользуется Интернетом на английском языке».
Как сообщал ранее “Голос Америки”, “гражданин Казахстана Диас Кадырбаев – один из трех однокурсников Джохара Царнаева, обвиняемых в создании помех следствию. Предполагается, что они пришли в комнату Царнаева в общежитии спустя три дня после терактов и унесли оттуда ноутбук и рюкзак с пиротехникой. Во время слушаний в окружном суде Бостона, которые проходили в течение четырех дней в прошлом месяце, сотрудники правоохранительных органов заявили, что спустя четыре дня после взрывов, прогремевших 15 апреля 2013 года и унесших жизни трех человек, федеральные агенты заставили Кадырбаева и Азамата Тажаякова покинуть квартиру и отвезли их в полицию, где допрашивали в течение нескольких часов. Кадырбаева заставили снять рубашку, чтобы убедиться, что у него не было при себе оружия. По словам адвоката юноши, ему так и не дали возможности снова одеться, и он замерз во время допроса.
Адвокаты Кадырбаева настаивают, что данные в этот момент показания не должны учитываться в ходе суда, поскольку при допросе не присутствовал его защитник, а сам подозреваемый не осознавал возможных последствий разговора с агентами. По словам одного из агентов, Кадырбаев признался, что подозревал Царнаева в причастности к теракту. Окружной судья Дуглас Вудлок позволил адвокатам Кадырбаева настаивать на этой линии, при условии, что их подзащитный выступит в качестве свидетеля и согласится пройти перекрестный допрос в федеральной прокуратуре».
“Через три дня после взрывов Диас Кадырбаев и Азамат Тажаяков, по данным следствия, избавились от рюкзака с пиротехникой и ноутбука, принадлежавших Царнаеву. Предполагается, что они сделали это, увидев в новостях фотографию Царнаева и решив, что он причастен к взрывам в Бостоне. Рюкзак впоследствии был обнаружен на мусорной свалке, - отмечает во вторник портал Newsru.com.
Если Кадырбаев и Тажаяков будут признаны виновными, то им грозит до 25 лет лишения свободы.
Третий друг Царнаева, американец Робел Филлипос, обвиняется в даче ложных показаний следователям ФБР, ему грозит до 16 лет тюрьмы.
Все трое юношей свою вину отрицают. Тажаяков, Кадырбаев и Филлипос познакомились с Царнаевым в Массачусетском университете в Дартмуте, близ Бостона, где они вместе учились. Власти считают, что студенты не знали о планировавшемся теракте и не принимали участия в его подготовке.
Кадырбаев и Тажаяков находятся под стражей, Филлипос был отпущен на свободу под залог в 100 тысяч долларов».
30 октября 2013 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Прокуроры сказали, что правды не будет» говорилось: «в США состоялись очередные слушания по делу двоих из трех предполагаемых сообщников братьев Царнаевых, организовавших теракт на бостонском марафоне.
«Непосредственно с терактом подозреваемые не связаны. Студенты из Казахстана Диас Кадырбаев и Азамат Тажаяков обвиняются в уничтожении улик, что препятствовало расследованию дела. По версии следствия, после того, как ФБР обнародовало фотографии Джохара Царнаева, тот отправил друзьям по университету сообщение с просьбой уничтожить вещи, находившееся в его комнате. Кадырбаев и Тажаяков выбросили ноутбук и рюкзак Царнаева с фейерверками, которые позже были обнаружены на свалке сотрудниками спецслужб, - передавало агентство «Интерфакс».
Азамат Тажаяков
В общей сложности за воспрепятствование правосудию и сговор им грозит до 25 лет заключения. Студенты не стали отрицать, что избавились от вещей террориста, но категорически отказались признать, что являются сообщниками Царнаевых.
Азамат Тажаяков и Диас Кадырбаев в ходе следствия признали, что унесли и выбросили вещи Джохара Царнаева из его комнаты, но признавать вину в перпятствовании правосудию на суде отказываются
На слушаниях их защита потребовала от суда снять запрет на разглашение общественности материалов, введенный, в том числе из-за тайны следствия, которое, как отметил агентству по телефону адвокат одного из обвиняемых Аркадий Бух, уже завершено.
В связи с этим в ходе заседания произошел серьезный спор между адвокатами, прокурором и судьей.
Бух отмечал, что Азамат Тажаяков, которого он защищает, всегда заявлял, что любит Америку и выступает против джихада».
«С ходатайством о рассекречивании обстоятельств дела Азамата Тажаякова его адвокат Николас Вулдридж обратился к судье Мэриэнн Боулер на очередных досудебных слушаниях, состоявшихся во вторник в федеральном суде Бостона (штат Массачусетс), - сообщало казахстанское издание Headline.Kz.
Адвокат утверждал, что постановление, согласно которому защите запрещается предавать огласке любые материалы, предоставленные ей прокуратурой, является необоснованным. В связи с этим, по словам защитника, его необходимо отменить. Прокуратура, в свою очередь, утверждает, что засекречивание дела необходимо для того, чтобы оградить Тажаякова и его знакомого, другого студента из Казахстана Диаса Кадырбаева, от излишнего внимания со стороны прессы до начала судебного разбирательства.
Кадырбаев и Тажаяков познакомились с Царнаевым в Массачусетском университете в Дартмуте, расположенном недалеко от Бостона, где вместе учились. Власти считают, что студенты не знали о планировавшемся теракте и не принимали участие в его подготовке».
- Мы хотим сказать правду народу. Прокуроры сказали, что правды не будет, - заявлял Аркадий Бух, подчеркнув, что защитники хотели показать документы, где говорится всего лишь о том, что делали студенты в течение нескольких минут», - писала «Комсомольская правда».
«С апреля Диас Кадырбаев и Азамат Тажаяков находятся под арестом, их обвиняют в сговоре и воспрепятствовании правосудию и расследованию. Казахстанцам грозит до 25 лет тюрьмы за общение с предполагаемым террористом Джохаром Царнаевым, которого подозревают в организации взрыва на бостонском марафоне. Студентов задержали из-за того, что после теракта они вынесли из комнаты Царнаева ноутбук и рюкзак с петардами, - напоминал казахский телеканал КТК.
Юристы по-прежнему считают, что нет веских доводов, чтобы накладывать гриф секретности. Опросы свидетелей пройдут позже. По словам отца Азамата Тажаякова, у защиты уже есть достаточно людей, которые могут выступить в пользу студентов из Казахстана».
Друзей Джохара Царнаева обвинили в препятствии правосудию и сговоре c организаторами “Бостонского терракта”. Но на последнее не хватило доказательств
Ранее на FLB о расследовании “Бостонского терракта” о причастных к нему лицах: «Смертельные игрушки братьев Царнаевых», «Усмиритель негров» «сломался» на чеченце», «Психиатрия Бостонского теракта», «Чеченца казнят за «предательство США», «Гораздо опаснее для России», «Юстиция жаждет крови», «Обозлился на Америку…», «Огласка не прошла минюст», “Свидетельница “Бостонского теракта” сбежала из России”, «Адвокаты не видят террориста», «Бостонский взрыватель» считал, что «Гитлер был прав», «Зная о причастности к теракту в Бостоне…», «25 лет с депортацией», «Рассчитывают на полное оправдание», «Чеченский детектив в Бостоне», «На ФБР с чемоданом фотографий», «Хорошего парня» из России сочли «неуместным», «Ни разу не взглянул на пострадавших», «Убил четверых и даже собственного брата», «Изрезан и прострелен с головы до ног», «Бостонского взрывателя» объявили «жертвой» в США», “Родителей террориста рассспросили о “пагубном влиянии” России”, “Террориста Царнаева осыпают деньгами в тюрьме”, «Хорошего парня» отправили в Россию в гробу», «В «безоружного чеченца» выстрелили семь раз», «До теракта «Бостонский взрыватель» убил троих в США», «Криминальные промыслы чеченского семейства», «Царнаева «курировал» охранник Закаева», «Конспирология братьев Царнаевых», «У «Бостонского взрывателя» осталась «черная вдова», «Главные сообщники «Бостонских взрывателей», «Бостонские бомбы в женских руках», "Мать террористов сама – террористка!", «Не успел уйти в лес», «Кавказский фонд» свою задачу выполнил», «Криминальное кавказское семейство», «Был завербован «против России», «Их горе огромно», «Привел родителей и брата к религии», «Гордость семьи и граждане России».
|