««АН» опубликовали версию о том, что братья чеченцы Царнаевы, устроившие теракт в Бостоне, являются двойными агентами спецслужб США и Саудовской Аравии. Эксперты уверены – два молодых человека попали под колпак американских «рыцарей плаща и кинжала», нуждающихся в разведданных из северокавказских республик. На удивление быстро информация подтвердилась, - пишут «Аргументы недели» в № 17 (359) от 7 мая 2013 года.
Через несколько дней после выхода статьи стало известно, что родной дядя братьев-бомбистов Руслан Царнаев долгое время был женат на дочери высокопоставленного агента ЦРУ Грэма Фуллера. Бывший тесть Руслана Царни (так свою фамилию Царнаев переделал на американский лад) долгое время работал не где-нибудь, а в поддерживающей чеченских боевиков Турции. К тому же он занимал пост заместителя главы Национального разведывательного совета США.
Эта структура играет довольно важную роль в системе американских ведомств, занимающихся стратегическими разработками и разведкой. Совет предоставляет государственным органам страны доклады, для разработок в долгосрочной перспективе. Словом, птица весьма крупная.
По мнению экспертов, эта история снимает многие не до конца прояснённые вопросы из биографии братьев. Теперь окончательно ясно, как будущие террористы вообще попали в США (по одной из версий через Турцию) и поступили в престижные учебные заведения. Причём, вполне возможно, что ЦРУ не вербовало дядю и братьев впрямую – их легко могли использовать и втёмную.
Поэтому заявление Грэма Фуллера о том, что Р. Царни никак не был связан с ЦРУ, у специалистов вызывает лишь улыбку. А утверждение, что его бывший зять никогда не интересовался политикой и не знал ничего ценного для разведки, да и к тому же он познакомился с ним уже после своей отставки, – открытый смех.
Достаточно того, что дядя Царнаевых мог легко ездить на Кавказ и к себе на родину в Киргизию – чем он неоднократно и пользовался. Причём в Бишкеке со своей женой – дочерью агента ЦРУ он даже прожил целый год. По его стопам пошёл и старший из братьев – Тамерлан. Незадолго до теракта, видимо по киргизскому паспорту, он ездил в Дагестан, где контактировал с боевиками.
Все предупреждения российских спецслужб об этом американцы оставили без внимания. Действительно, не арестовывать же своего ценного агента».
Ранее то же издание сообщало: «как уверены эксперты, два молодых чеченца, переехавшие несколько лет назад в США из Дагестана, не могли не попасть под колпак американских «рыцарей плаща и кинжала». После того как различным иностранным организациям был закрыт въезд в северокавказские республики, на Западе столкнулись с дефицитом разведданных из региона. Поэтому ЦРУ очень нуждалось в агентах. Вероятнее всего, после предполагаемой вербовки именно эта контора помогла Тамерлану избежать депортации в Россию после его допросов в ФБР в 2011 году по российскому представлению на причастность к терроризму.
Затем братьев устроили в престижные учебные заведения, а Тамерлан даже ездил в Дагестан и Чечню по неустановленному паспорту зарубежного государства. Российский документ был давно просрочен.
В одной из мечетей Бостона Тамерлан и Джохар познакомились с выходцем из Саудовской Аравии Абдулом Алхарби. Впоследствии он также находился на месте взрыва и был легко ранен.
Примечательно, что когда американские спецы из Национального контртеррористического центра (NCTC) проверили саудита, его хотели депортировать как потенциального террориста. Но неожиданно Алхарби перевели в статус простых пострадавших. По одной из версий, это произошло после незапланированной встречи госсекретаря Д. Керри с руководителем МИД Саудовской Аравии.
«Братья Царнаевы играли со спецслужбами США двойную игру, работая и на саудитов. Тем более что между Вашингтоном и Эль-Риядом достаточно противоречивые отношения. Власть в США крайне неоднородна, борьба различных группировок очень жёсткая. Мощнейшие лоббисты из американского ВПК недовольны сокращением расходов на вооружение и разведку», – заявил «АН» один из аналитиков российских спецслужб.
Двойную игру Царнаевых подтверждает и авторитетное израильское издание Debka, приближённое к «Моссаду». А чистосердечному признанию Джохара цена невысока. Во всех спецслужбах мира умеют получать такие признания очень хорошо».
30 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Не успел уйти в лес» говорилось: «сотрудники центра по борьбе с экстремизмом республики Дагестан «разрабатывали» «бостонского взрывника» Тамерлана Царнаева в период его пребывания в республике в 2012 году и даже завели на него карточку оперативного учета.
Сотрудник Центра по борьбе с экстремизмом республики Дагестан (ЦЭПЭ — главная контора в каждой республике Северного Кавказа, которая работает по «лесным») рассказал изданию, что в поле зрения оперов Тамерлан Царнаев попал в апреле 2012 года. Агенты силовиков неоднократно «фиксировали» его вместе с неким Махмудом Мансуром Нидалем. 18-летний Махмуд Нидаль наполовину кумык, наполовину палестинец, на тот момент уже около года находился в разработке. Оперативники считали его связным подполья, одной из задач которого была вербовка новых членов. Поэтому все люди, с которым общался Нидаль, неизбежно попадали «под колпак» и тщательно проверялись.
В ходе проверки выяснилось, что высокого молодого человека крепкого телосложения зовут Тамерлан Царнаев, он приехал в Дагестан из США, где постоянно проживает. Сканирование телефона Царнаева никаких результатов не дало: запрещенные сайты не посещал, ни с кем подозрительным не контактировал. Но из архивов выяснилось, что Царнаев не первый раз попадает в поле зрения оперов. В начале 2011 года по информации от цэпэшников ФСБ уже запрашивало Федеральное бюро расследований по поводу Тамерлана Царнаева. Силовики указывали, что фамилия Царнаев всплыла в ходе задержания на территории Дагестана канадского гражданина Вильяма Плотникова, «исповедующего радикальный ислам», и просили прислать данные, где живет и чем занимается Тамерлан Царнаев.
21-летнего Вильяма Плотникова, русского, принявшего ислам в Канаде, задержали в декабре 2010 года в городе Избербаш как подозреваемого в связях с боевиками. Сначала с ним «поработали» сотрудники ЦЭПЭ, затем республиканского ФСБ. Работали со всей серьезностью, применяя «широкий арсенал спецсредств». В ходе допросов Плотников рассказал, что приехал в Дагестан из Торонто, где с 2005 года живет с родителями, приехал один — изучать ислам. Также он дал список имен проживающих в Европе и Америке выходцев с Северного Кавказа, с которыми он общался по интернету. Силовики пробили имена по социальным сетям, среди них фигурировал и некий Тамерлан Царнаев «из Дагестана». С Царнаевым Плотников активно общался в одной из популярных исламских социальных сетей — Всемирная ассоциация мусульманской молодежи (WAMY), куда Тамерлан заходил со своей странички в youtube. Сотрудники ФСБ изучили страничку Царнаева и запросили данные у своих коллег за рубежом. Однако никакого ответа российские силовики так и не получили. Фамилия Царнаева канула в архивах.
Плотникова же пришлось отпустить. За парнем не числилось криминала, да еще его отец из Канады стал разыскивать сына. Оказалась, что Вильям Плотников, ничего не сообщив родителям, уехал из Канады в Россию, и спустя два месяца его следы нашлись в Дагестане. Родители запаниковали и обратились в МВД с просьбой помочь найти сына. До задержания и после того, как парня отпустили силовики, около полугода Плотников жил в селении Утамыш. Местные жители рассказали мне, что хорошо помнят i>«спокойного, доброго и очень религиозного русского парня», жившего долгое время в селении, который «ничем кроме постов и молитвы не интересовался».
Вполне вероятно, что Царнаев и Плотников были знакомы лично. Оба занимались боксом, постоянно участвовали в соревнованиях. Оба начали проявлять пристальный интерес к религии в 2009 году, о чем говорили родители Царнаева, а также сообщил отец Плотникова, с которым мне удалось связаться.
По некоторым данным, в 2009 году Тамерлан приезжал на соревнования по боксу в Канаду, где живет его тетя, вполне возможно они виделись на соревнованиях. Затем Тамерлан еще несколько раз навещал тетю в Торонто, где жил и Плотников с родителями. Информации о том, встречались ли Царнаев и Плотников на территории Дагестана, у нас нет.
«После того как Царнаев попал в наше поле зрения уже в Дагестане, — продолжает свой рассказ цэпэшник, — мы взяли его в разработку и завели карточку оперативного учета. К «иностранцам» или русским, недавно принявшим ислам, у нас особое внимание: они крайне идейны и психологически уязвимее, их проще склонить к чему угодно, даже к самоподрыву».
Выяснилось, что Царнаев приехал в Махачкалу в конце января 2012 года к отцу, для обмена российского паспорта. Обратного билета у него не было. Во время пребывания в Дагестане Тамерлан все время жил в Махачкале и только в марте ненадолго ездил в Чеченскую республику к родственникам в родовое село Царнаевых Чири-юрт.
19 мая 2012 года в ходе спецоперации в Махачкале убивают Махмуда Нидаля. Я разговаривала с человеком, который присутствовал во время спецоперации при переговорах о сдаче: «Сначала он соглашался сдаться, но после того, как выпустили женщин и детей, отказался. Нидаль знал, что у силовиков слишком много информации на него». Уже после спецоперации национальный антитеррористический комитет обнародовал фотографии Махмуда Нидаля в лесу с боевиками, входившими в Махачкалинскую группу.
После смерти Нидаля, по оперативным данным, Тамерлан переехал от отца на квартиру родственников и без крайней необходимости не показывался на людях. Даже еду ему носила его тетя Патимат.
Спустя два месяца 14 июля 2012 года в ходе другой спецоперации близ селения Утамыш в Каякентском районе убивают восемь человек. Среди них и Вильяма Плотникова, который за несколько месяцев до смерти перешел на «нелегальное положение» — проще говоря, ушел к боевикам в лес. И с этого момента оперативники потеряли из виду Тамерлана Царнаева. Полиция приходила к отцу, но тот утверждал, что все в порядке, просто сын уехал обратно в США. Отцу не верили, полагая, что Царнаев ушел в лес. Настораживало то, что Тамерлан уехал, так и не дождавшись паспорта, документы на который он подал в конце июня 2012 года.
«Сначала мы искали его только в республике, проверяли списки пассажиров на самолеты, поезда, дежурили на автобусных станциях. Потом расширили зону поиска уже на регион». В итоге выяснилось, что 16 июля, через два дня после гибели Вильяма Плотникова, Тамерлан Царнаев вылетел из аэропорта Минеральных вод в Москву, а уже 17 июля из аэропорта Шереметьево — в США. (Подтвердить эту информацию «Новой» не удалось. Но, думаю, спецслужбам проверить базы не сложно.)
Именно после этой истории ФСБ отправило второй запрос — уже в ЦРУ — по поводу Тамерлана Царнаева с просьбой отследить его деятельность и контакты в США и поделиться информацией. Но и этот запрос остался без ответа.
«Судя по всему, — говорит сотрудник ЦЭПЭ, — Тамерлан Царнаев приезжал в Дагестан с целью присоединиться к боевикам. Однако не получилось. Это непросто, сначала нужно выйти на связного, затем период «карантина» — прежде чем принять человека, боевики несколько месяцев проверяют его. После уничтожения Нидаля и Плотникова, потеряв «контакты», он — Царнаев — испугался и «соскочил»».
На днях оперативное дело Тамерлана Царнаева было изъято из архивов ЦЭПЭ республики», - писала Ирина Гордиенко в «Новой газете» № 47 от 29 апреля 2013 года.
Ранее на эту тему на FLB: «У «Бостонского взрывателя» осталась «черная вдова», «Главные сообщники «Бостонских взрывателей», «Бостонские бомбы в женских руках», "Мать террористов сама – террористка!", «Кавказский фонд» свою задачу выполнил», «Криминальное кавказское семейство», «Был завербован «против России», «Их горе огромно», «Привел родителей и брата к религии», «Гордость семьи и граждане России».
|