«Общероссийский народный фронт» предлагает ввести среднюю стоимость по госзакупкам. Для этого « фронтовики» создают ценовой реестр товаров и услуг, где будет прописан денежный предел закупки, выше которого тендер будет автоматически проверяться как ОНФ, так и Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Изменения, инициированные ОНФ, коснуться закона о госзакупках, сообщают «Известия».
Согласно действующему законодательству, закупщик может покупать товары на внеконкурсной основе у одного поставщика на сумму, не превышающую 5% от годового бюджета на расходы, если его объем составляет более 1 млн рублей. 14 марта в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий снять этот барьер. Однако в «Общероссийском народном фронте» считают, что принятие законопроекта в существующей редакции даст заказчикам возможность пилить бюджет, закупая товары и услуги по завышенным ценам , отмечает издание.
— Мы очень часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда недобросовестные заказчики хотят организовать тендер для своих. Мы в сотрудничестве с ФАС постоянно боремся с этим распространенным явлением, но количество таких дел действительно велико, — заявил сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов.
Так, эксперты антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки» проанализировали на предмет расточительности тендеры различных органов государственной власти в сфере закупки услуг сотовой связи . В ходе исследования обнаружился целый ряд аномалий и рекордов.
Сразу по нескольким причинам обращает на себя внимание закупка Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на сумму в 2 млн 970 тыс. рублей . Количество заказываемых тарифных планов – 77, причем услуги сотовой связи для этих 77 абонентов подразумеваются отнюдь не бюджетные. При этом 23 абонента, видимо, обслуживаются по VIP-тарифу в 5695 рублей. Это абсолютный рекорд по стоимости тарифов, обнаруженный экспертами ОНФ на сайте госзакупок. Кроме того, в наборе сотовых услуг для Госсобрания республики числится тариф с огромным пакетом массовой рассылки SMS-сообщений — ежемесячный лимит составляет 5500 сообщений.
В списке общих требований к оператору связи значится оказание весьма интересной услуги — возможность осуществления шифрованных звонков по каналам передачи данных CSD между двумя специальными мобильными телефонами, а также возможность обслуживания специальных мобильных телефонов, осуществляющих передачу таких данных в закрытом (шифрованном) виде. Какие риски вынуждают якутских парламентариев прибегать к шифрованию телефонных разговоров, можно только гадать, отмечает ОНФ.
Саха (Якутия) попадает в поле зрения экспертов ОНФ еще раз — благодаря МКУ «Управление делами ГО «Город Якутск». Организация заказала пакет мобильных услуг для своих сотрудников за 409 тыс. рублей. Однако вряд ли сотрудники учреждения обрадуются, узнав, что в контракте значатся такие требования, как «предоставление услуги по автоматическому получению отчетов о передвижении сотрудников с заданным интервалом и автоматической отправкой отчета на электронную почту», а также предоставление «записи переговоров по любому из номеров».
Аналогичную практику слежки за сотрудниками за госсчет, похоже, практикуют и в Ивановской областной думе. За 450 тыс. рублей руководство регионального парламента заказало в числе прочих услуг связи «возможность определения местоположения абонентов заказчика на электронной карте через Интернет с возможностью распечатывать отчеты о передвижениях абонентов». Можно предположить, что это либо такая форма заботы о безопасности депутатов, либо перемещения сотрудников областного парламента вызывают вопросы. При этом из конкурсной документации непонятно, скольким человекам будет предоставлена эта оригинальная услуга.
Коллеги ивановских парламентариев в Волгоградской областной думе заказывают 142 федеральных абонентских номера за 1 млн 706 тыс. рублей. Депутаты честно указывают, что им требуется пакет с исходящими вызовами при нахождении абонентов вдали от родины . При этом заказчик, похоже, точно знает, где в ближайшее время окажутся волгоградские депутаты: в конкурсной документации сообщается, что входящие вызовы при нахождении на территории стран Австралии и Океании должны стоить 92,33 рубля в минуту, а при нахождении на территории стран Северной и Южной Америки — 125,67 рубля в минуту .
По мнению экспертов проекта ОНФ «За честные закупки», приобретение госструктурами необоснованно больших объемов времени для телефонных разговоров и SMS-сообщений, а также труднообъяснимых опций мобильной связи свидетельствует как о низкой культуре госзакупок, так и о нежелании заказчиков экономно расходовать бюджетные средства. Эксперты проекта продолжат выявлять наиболее расточительные траты госструктур во всех сферах их закупочной деятельности с целью пресечения необоснованных бюджетных трат и воспитания на этих примерах бережливости у всех представителей власти.
Напомним, что 1 марта Антикоррупционный проект ОНФ «За честные закупки» подвел первые итоги: за шесть месяцев работы было выявлено 324 сомнительные закупки на общую сумму почти 150 млрд рублей. Из них отменены 26 тендеров стоимостью 9,3 млрд рублей; в 57-и, на общую сумму 33,3 млрд рублей, найдены неточности и нарушения, впоследствии исправленные заказчиком. Об этом сообщала в начале марта пресс-служба Фронта. «Важно то, что проект «За честные закупки» абсолютно публичный инструмент, которым может воспользоваться любой, писал тогда портал «Актуально». Каждая жалоба и каждое обращение, сформированные человеком на портале, отправляются на рабочий стол к экспертам. Благодаря такой открытости мы видим, что аудитория постоянно растет. Отсюда увеличивается и количество присылаемых запросов о проверке того или иного аукциона», - рассказал куратор проекта «За честные закупки», сопредседатель Центрального штаба ОНФ, глава «Опоры России» Александр Бречалов. По его словам, одним из важных результатов программы стало то, что все сигналы чиновники на местах уловили.
В своих запросах на служебные автомобили они стали явно скромнее, ряд регионов сократил затраты на освещение своей деятельности в СМИ. Также Бречалов отметил, что эксперты проекта «За честные закупки» ведут работу и по законодательной линии. Составлен перечень предлагаемых поправок в законодательство в сфере закупок, среди которых конкретизация норм, создание четкого регламента проведения тендеров и другое . «Мы подготовили список определенных недоработок 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С этими предложениями мы будем выходить на соответствующие ведомства. Анализ работы портала госзакупок также показал некоторые проблемы. Мы выступили с инициативой по совершенствованию 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», обозначив проблемы данного закона. Сегодня ждем выхода закона по ограничению максимальной стоимости автомобиля, закупаемого для чиновников . Все это относится к системным мерам по профилактике нарушений в области госзакупок», - резюмировал Бречалов.
Также напомним, что в феврале 2014 года активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) направили письма в Минэкономразвития и Федеральное казначейство с просьбой оперативно заняться совершенствованием портала госзакупок, так как новая версия сайта работает хуже предыдущей , о чем сообщало РИА Новости
В ОНФ пояснили, что в январе 2014 года с переходом России на новую контрактную систему госзакупок заработала новая версия официального сайта госзакупок. «Однако условия поиска, значительно ухудшившиеся с введением версии 4, по-прежнему не изменены, несмотря на многочисленные обращения активистов ОНФ и сайта «За честные закупки», направляемые в раздел «Ваши идеи по улучшению сайта». Серьезным ухудшением работы поисковика сайта явилась невозможность с января 2014 года поиска закупок по нескольким заданным словам (в совокупности)», — пояснили в пресс-службе.
Также ОНФ отучит заказчиков организовывать тендер для «своих».
— Мы очень часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда недобросовестные заказчики хотят организовать тендер для своих. Мы в сотрудничестве с ФАС постоянно боремся с этим распространенным явлением, но количество таких дел действительно велико, — заявил сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов.
В категорию «бедняков» попали и учреждения образования и культуры, которые в соответствии с законом о контрактной системе могут тратить до 50% своего бюджета на закупку у одного поставщика . Именно в этом случае усреднение закупочной стоимости будет оптимальным вариантом для устранения коррупционных рисков, пишут «Известия».
— Если заказчик укладывается в цену равную или ниже установленной, то он получает право закупать товары без тендера у единственного поставщика , и это не будет зачитываться в 5-процентный лимит, — поясняет замглавы думского комитета по экономической политике, член ОНФ Виктор Климов. — Такой механизм позволит избегать дорогостоящих процедур и в то же время осуществлять контроль за стоимостью товаров. Эти меры будут способствовать эффективному расходованию бюджета, при этом избавив заказчиков и исполнителей от излишней бюрократии.
Разумеется, что эта средняя стоимость будет варьироваться от региона к региону. Так, у небогатого дотационного края потолок на покупку ряда товаров будет сравнительно ниже, чем у состоятельного региона-донора, пишет издание.
Ранее о борьбе ОНФ с дорогими госзкупками:
Муниципалитеты России колесят по-японски Чиновники въехали в чёрный топ-лист Вокруг света ... за 86 миллионов Бюджетные крылья полпреда Минфин покусился на «священную корову» губернаторов За страх губернаторов федеральная касса не платит
|