Наверное, пора уже бросить идею расследования судьбы пионерских лагерей. Но иногда трудно не говорить об этом. Вот и теперь в очередной раз о том, что таят в себе сотни детских городков, где выросли миллионы россиян. И если лет 10 тому назад эти городки приобретались для обустройства притонов, борделей и «зон отдыха», то сейчас их судьба несколько изменилась. Так что же происходит с территориями, которые по закону являются объектами соцкультбыта и прямой продаже не подлежат?
Кому достанется пена от «Пенкино»
Ужасную картину представляют заброшенные и незаконсервированные пионерские лагеря Владимирской области. Вот какой фоторепортаж подготовил журналист «Зебра-ТВ» Дмитрий Артюх.
Еще в перестроечные времена во Владимирской области существовало почти 70 пионерских лагерей. Около 50 тысяч ребятишек ежегодно в летние месяцы выезжали за город отдохнуть от школы на лоне природы.
Живописные окрестности деревни Пенкино Камешковского района с холмистыми, поросшими соснами и березами клязьминскими берегами, как нельзя лучше подходили для летнего отдых юных пионеров. Здесь существовало несколько пионерских лагерей. Один из них - оздоровительный лагерь «имени Зои Космодемьянской» - принадлежал Владимирскому химическому заводу. В народе его называли просто «Пенкино» или «Химик». В цепочке баз отдыха, расположившихся вдоль Клязьмы по левую руку от «Пенкино», если ехать в строну Нижнего Новгорода, «Химик» - ближе всех к мосту через реку.
Строился пионерлагерь за счет средств Химзавода. Начал работать в 1955 году, постоянно расширялся и реконструировался. Как следует из книги по истории ВХЗ «Полвека на трудовой вахте», в начале 1980-х годов «Химик» располагал одноэтажными павильонами на 25-30 человек, столовой на 250 мест, медсанчастью, купальнями, баней, душевыми, подсобными сооружениями. Гордостью лагеря был большой клуб на 500 человек, фасад которого украшала мозаика.
|
|
В годы дружбы Владимирской области с Северо-Чешской областью Чехословакии в лагере каждое лето отдыхало по 30-50 пионеров из города Усти-на-Лабе.
|
|
У многих владимирцев сохранились самые теплые воспоминания о времени, проведенном в этом месте.
Работал лагерь даже трудные 90-е годы, а закрылся во второй половине «стабильных нулевых». Сейчас территория «Химика» представляет ужасающее зрелище. От большинства павильонов остались лишь кирпичные фундаменты и деревянные крылечки.
|
|
Беседка пугает развороченной крышей. В «пионерской комнате» выбиты все окна и выдраны с мясом полы.
|
|
Сторожка превращена в «авгиевы конюшни». От столовой остался один остов.
|
|
|
|
В бане в окнах отверстия напоминают пулевые.
|
|
По жалким остаткам легкой конструкции рядом с баней, можно предположить, что это были умывальники.
Половина огромного клуба просто снесена, как будто от попадания артиллерийского снаряда. Оставшаяся часть здания напоминает руины Сталинграда времен Великой Отечественной. Бетонная глыба рядом с клубом - скорее всего остатки постамента памятника. Забор практически везде рухнул, как и опоры освещения. Лучше всего сохранился туалет недалеко от столовой - его разруха практически не затронула.
|
|
|
|
Тут и там встречаются предметы пионерского быта — поверженные лавочки, тумбочки, стулья.
|
|
Лагерь никак не охраняется, по недавно выпавшему снегу на территорию ведут свежие следы. Видно, что вандалы в «Химике» - гости частые. Стройматериалов для дачи здесь еще можно найти в изобилии.
Некоторые, давно повзрослевшие пионеры, случайно побывавшие здесь, с горькой иронией говорят, что по «Химику» прошлась дивизия фашистских карателей, оставив после себя все эти ужасы. Разве что повешенных пионеров на деревьях не видать!
|
|
|
|
Почти половина пионерских лагерей Владимирской области в 1990-е и 2000-е была продана в частные руки. На месте лагерей «Сокол» и «Радужный» вырос клуб-отель «Велес», «Солнечный городок» и «Лесная сказка» превратились в элитные коттеджные поселки. Этот список можно продолжать.
Несколько лет назад была информация, что областные власти подыскивают покупателя и для «Химика». Пока же за лагерь никто не взялся, и он продолжает разрушаться. Как и сотни других пионерлагерей по всей России. При том, что нормальный летний отдых на природе, такой, какой был в советские времена, нынешние российские власти обеспечить подрастающему поколению не могут.
На просторах интернета можно найти сайт, где волонтеры собирают всю информации по заброшенным российским детским лагерям. По их данным, в 1980-х годах в нашей стране было 40 тысяч подобных учреждений. Из них сейчас осталось только 2 тысячи. Пока волонтеры собрали сведения о 420 лагерях, среди них и 6 владимирских пионерлагерей.
В социальной сети «ВКонтакте» создана группа «Заброшенные детские пионерские и оздоровительные лагеря».
Другая страна
Напомним, что первые пионерские лагеря создавались в стране с 1923 года. В СССР функционировало до 40 тысяч пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 миллионов детей.
Самые крупные из них — Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Артек» (Крымская область, УССР), Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» (Краснодарский край, РСФСР), Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Океан» (Приморский край, РСФСР), республиканские пионерские лагеря «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР) и «Зубрёнок» (Минская область, БССР).
После распада СССР часть бывших пионерских лагерей были преобразованы в детские оздоровительные лагеря (в России — учреждения отдыха и оздоровления детей), многие пионерские лагеря прекратили своё существование полностью или в качестве места отдыха для детей.
В 1990-е годы в России проходил передел собственности и предприятия разорялись, пионерские лагеря постепенно опустели, а потом оказались совершенно заброшенными. Огромную роль сыграло упразднение в 1990 году пионерской организации им. В. И. Ленина, а с ней были закрыты и пионерские лагеря.
«Сказка» для пионеров стала былью для гастарбайтеров
Об этом писала в разгар прошедшего лета журналист «Комсомольской правды» Ксения Конюхова. Вот несколько цитат из статьи.
«Окно в коридоре аккуратно разбито, кто-то подставил шкафчик, чтобы было удобнее забираться внутрь. С потолка свисают кроваво-красные кораллы. В холле - огромная водоросль. И тут же - детские кубики, стульчики и безголовые-безрукие куклы. Другой корпус захватил огромный осьминог. Еще один охраняет русалка. Скульптор изобразил ее в тот самый миг, когда хвост уже превратился в ноги. Но вандалы отломали одну из них. Теперь выражение лица у русалки скорее мученическое», - отмечала Ксения.
«Четыре корпуса в одинаковом запустении, продолжает журналистка. В густой траве сами по себе раскачиваются качели... И тут у меня за спиной раздается звонкий детский смех. Кажется, я поседела. Идя на звуки, выхожу к еще одному зданию. Стучу в дверь. К нам спускаются трое черноголовых ребятишек. Самому старшему лет десять, он здесь явно за главного.
- Мы тут живем. Родители на работе, будут вечером, - с акцентом отвечает мальчик. - А откуда вы? - Из Молдовы. Здесь уже месяц.
Старшего зовут Нику, по нашему - Николай. Родители приехали на заработки. В лагерных корпусах живут три-четыре такие семьи.
- Родители снимают это жилье у главного. Вы его найдите, он все расскажет, - советует Нику и убегает наверх греметь сковородками.
Фото: Иван ВИСЛОВ
Владелец лагеря обнаружился по соседству в трехэтажном особнячке. - Это частная собственность! - орать с балкона под лай собаки, кажется, не очень удобно. Но спускаться к нам он не собирается.
- Можно у вас арендовать лагерь? - кричу я в ответ. - Хотим провести здесь выездную игру. - Триста тысяч! - доносится сверху. - Пятьдесят человек максимум. Утром приедете, вечером уедете. На ночь не пущу, и в эти выходные тоже. Уже занято.
Хозяин, Сергей Александрович, не советует нам гулять по лагерю без его ведома. И собаки-то там бродят, и бомжи ходят... Но ради игры, за деньги, он все уберет. Гастарбайтеры? О чем это вы?! Оформлять договор аренды «Сказки» для проведения игры? «Ну вы позвоните на неделе, как-нибудь договоримся».
Фото: Иван ВИСЛОВ
Кому на самом деле принадлежит «Сказка», так и осталось для меня загадкой, пишет автор публикации, хотя я потратила несколько дней, чтобы все выяснить».
«В администрации поселка Деденево, на территории которого расположена «Сказка», не в курсе, что за чудо расположено у них под носом.
- Да, был там какой-то лагерь... - с трудом вспомнили в приемной. - За нами он не числится...
В администрации поселка Деденево, на территории которого расположена «Сказка», не в курсе, что за чудо расположено у них под носом Фото: Иван ВИСЛОВ
На ступеньку выше - в администрации Дмитровского района - тоже все глухо: - Мы не знаем, кому сейчас принадлежит этот лагерь. - Ну давайте тогда оформим запрос и узнаем, чей он. - Называю адрес и известные мне данные. - А его вообще в нашей базе данных нет.
Про нелегальных мигрантов и вовсе не хотят слышать.
А между тем не только в «Сказке», во многих заброшенных подмосковных лагерях растут целые города нелегалов. Совсем недавно в другом бывшем лагере, «Чайка», что на территории Новой Москвы, полиция накрыла больше ста мигрантов.
Вообще, по закону, бывший пионерский лагерь как объект соцкульбыта нельзя приватизировать и продать. Если предприятие, которому принадлежал лагерь, банкротится, то он не может считаться частью уставного капитала. То есть не может уйти с торгов или в счет уплаты долгов. Но в интернете полно объявлений о продаже подобных территорий:
«Продается детский лагерь на живописном лесном участке 5,7 га на берегу реки. 8 зданий общей площадью 4000 м?, 40 км от МКАД. Цена: 150 млн рублей».
По документам лагеря проходят как земельные участки с системой коммуникаций. А то, что территория огорожена и качели стоят, ну так кто же знал, что тут раньше было...
Сейчас такие сделки провернуть крайне сложно. Может быть, именно поэтому и разрушаются бывшие лагеря? Зато те, кто успел прибрать лагеря к рукам в 90-х, уже давно распродали их под элитные коттеджные поселки.
По закону, бывший пионерский лагерь как объект соцкульбыта нельзя приватизировать и продать Фото: Иван ВИСЛОВ
- Если говорить в целом по России, то ситуация и сейчас не очень оптимистическая, - считает Евгений Лосогонов, автор проекта «Заброшенные пионерские лагеря». - На земельных участках, где располагались лагеря, имеются все необходимые коммуникации. Когда владельцы лагерей обанкротились, предприимчивые люди скупили все за бесценок, снесли корпуса и построили домики.
Сейчас мест для детского отдыха не хватает. Казалось бы, восстановить корпуса - и всего-то делов. Но делать это некому. Материально-техническая база многих лагерей устарела. Капремонтом зданий не обойтись - зачастую нужно все сносить и отстраивать заново. Но инвесторы не готовы вкладывать деньги в детский лагерь, который еще и работает от силы четыре месяца в году. Потом еще ждать десятки лет, пока все окупится? Ищи дураков! - Как показывает практика, если детский лагерь законсервирован более 2 лет, то он больше никогда не откроется, - говорит мне Лосогонов.
Живописные руины - самое то для игры в пейнтбол или «Дозор» Фото: Иван ВИСЛОВ
Остается только напомнить, что заброшенный пионерский лагерь «Сказка» - бывший пионер-лагерь для глухонемых детей.
Гастарбайтеры: из Квакиных в Тимуровцев
Уже с лета 2013 года для нелегальных мигрантов, задержанных в Москве, подбирают новые места содержания. Столичные власти обсуждают идею их размещения в пустующих детских лагерях в Подмосковье. В московской полиции еще в августе прошлого года посмотрели три новые площадки для размещения гастарбайтеров, пояснив, что городу нужны пункты депортации общей емкостью 2 тыс. человек. Однако пока власти не могут определиться с правовым статусом этой площадки, называя ее то «временным городком», то «временным пунктом проверки документов», писал «Коммерсантъ» в августе 2013 года.
Такая судьба, например, ожидает бывший пионерлагерь «Юный Зиловец» в Чеховском районе Московской области.
Коттеджные поселки
В связи с незаконной продажей пионерских лагерей, хочется напомнить, что Федеральная антимонопольная служба еще в мае 2012 года начала расследование продажи земель в Подольском районе, которые должны войти в состав Москвы, сообщал в свое время Lifenews . Несмотря на мораторий на продажу вновь присоединенных к столице территорий, объявленный заместителем мэра Москвы Маратом Хуснуллиным, местные власти, по подсчетам правозащитников, успели распродать несколько десятков гектаров в Подольском районе. Тогда, в апреле, с молотка помимо 5,18 га земли ушли четыре спальных корпуса общей площадью больше 900 квадратных метров, три общежития, столовая, клуб, баня, склады и другие здания. Речь идет о бывшем пионерском лагере «Солнышко».
- Фактически при участии Комитета по управлению имуществом во главе с председателем Игорем Кармановым совершено хищение муниципальной собственности, которая к тому же имеет статус «земли особо охраняемых территорий и объектов», приватизация их законом запрещена, - говорил в интервью изданию руководитель общественной московской областной организации «Антикоррупционный комитет» Сергей Королев. - Сделано это явно в спешке - торопились успеть до вступления в силу норм, меняющих органы местного самоуправления.
Изначально пионерлагерь оценили в 35 с лишним миллионов рублей (20 млн земля и 15 - здания).
- Это при том, что только кадастровая стоимость земли, согласно данным на официальном сайте Росреестра, составляет 36 027 418 рублей. Рыночная же стоимость одной сотки в этом районе - минимум 180 000 рублей, а не 36 тысяч, как указано в отчете оценщика, - утверждал Сергей Королев. - Простой подсчет позволяет установить, что стоимость занижена больше чем в 4,5 раза.
Одним из нарушений при продаже земли правозащитники называли то, что информация об аукционах не публиковалась в Интернете на сайте torgi.gov.ru, а лишь печаталась в деловом вестнике местной газеты «Земля Подольская».
- Естественно, об аукционе могли быть извещены только «свои», - считает Сергей Королев. - Существует и масса других нарушений. Например, большое количество земли продавалось по коррупционной схеме. Первоначально участки предоставлялись гражданам под «огородничество» по низкой стоимости. Затем новые собственники быстро меняли при помощи местной администрации их статус - на «земли под индивидуальное строительство».
В итоге 5 с лишним гектаров земли «Большой Москвы» были проданы за 36 944 988 рублей, то есть от первоначальной цены победитель (ООО «Усадьба») сделал на аукционе всего 1 шаг (в 1,759 млн). Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», обществом с ограниченной ответственностью «Усадьба» владеют местные бизнесмены-строители Геннадий Дзюбенко (25%), Вадим Яковлев (25%) и ООО «Алькор+» (50%, владелец - родственник Яковлева).
Вадим Яковлев был назначен на должность заммэра в 2006 году (скрин газеты "Подольский рабочий")
Показателен в связи с этим и пример Дмитровского района. На месте прекрасного некогда пионерского лагеря Яхромской прядильно-ткацкой фабрики «Орленок» сегодня построен большой коттеджный поселок «Яхромские горки-2». Он обнесен высоким забором, а у ворот выставлена охрана. Была даже идея перекрыть этим забором доступ к водоему, но этому помешала настойчивость жителей.
Бывший пионерский лагерь "Орленок" в селе Андреевское Нет сегодня ни лагеря, ни прядильно-ткацкой фабрики – одной из лучших в Советском Союзе. Удивляет тот факт, что через управление архитектуры Дмитровского района коттеджному поселку «Яхромские горки-2» присвоили улицу города Яхрома. Теперь владельцы коттеджей требуют от администрации поселения всех благ: уличного освещения, очистки дорог, канализования и т.д.
***
Советские пионерлагеря – ностальгия
Монтаж – Георгий Михайлов
|