Из знаменитой тюрьмы Верхнеуральска, считающейся самым старым пенитенциарным учреждением Челябинской области, на свободу вышел известный в российском уголовном мире питерский вор в законе 53-летний Андрей Беляев-Вознесенский – зять поэта Андрея Вознесенского, сообщает ИА «Прайм Крайм». В последний раз Беляев-Вознесенский, больше известный как Андрей Питерский, Хобот или Нос, был осужден 1 июля 2011 года Дзержинским судом Санкт-Петербурга к 4 годам 6 месяцам за грабеж и похищение питерского бизнесмена. Большую часть назначенного срока «вор в законе» отсидел в Бурятии, но за несколько месяцев до освобождения был переведен на «крытый» режим в тюрьму Верхнеуральска. Впрочем, систематические нарушения не помешали Хоботу освободиться на два месяца раньше первоначальной даты конца срока, пишет «Прайм Крайм».
Помимо своих криминальных похождений, Нос известен еще и тем, что в 2004-м году он сумел породниться с известным поэтом-шестидесятником Андреем Вознесенским (скончался в 2010 году), взяв в жены его дочь и сменив фамилию. Позже, как сообщает издание Znak.com, родной брат вора в законе Александр Беляев, он же Клюв, даже объяснял питерским журналистам причины смены фамилии: «Мы – дворяне по материнской линии! Наши двоюродные братья носят родовую фамилию Лобзины. С малых лет я прививал Андрею любовь к литературе. Он и сейчас пишет стихи, а фамилию жены он взял, так как она ближе к поэзии».
Верхнеуральская тюрьма (Фото: Вадим Ахметов, Znak.com)
По сведениям ИА «Руспрес», уроженец Ленинграда Андрей Беляев впервые был осужден в 1981 году за разбой на 13 лет лишения свободы. В 1983 году, находясь в самарской колонии, Хобот совершил новое преступление и добавил к своему сроку еще 3 года. Вскоре после досрочного освобождения в 1994 году Беляев был коронован грузинскими «ворами в законе». Как писал сайт «Криминальная Россия», после гибели в автокатастрофе «вора в законе» Петрухи, Хобот сменил его на неформальном посту лидера «славянского крыла» воровского сообщества.
Несмотря на питерскую прописку, Хобот всегда тяготел к Москве, которая, впрочем, не отвечала ему взаимностью, писало агентство «Руспрес», – именно здесь он четыре раза становился героем криминальной хроники. Впервые в руки московских борцов с оргпреступностью Беляев попал в октябре 1996 года. Приехавшего из Северной Пальмиры арбитра взяли с пистолетом ТТ на «воровской сходке» в ресторане «Алво» на Большой Грузинской.
В феврале 1999-го Хобот был задержан в кафе «Ника» во время встречи с авторитетами таганской группировки. Помимо дозы героина у него был обнаружен полный комплект поддельных документов, согласно которым Хобот являлся подполковником войск специального назначения военной разведки, заместителем командира одной из воинских частей, сотрудником фонда социальной защиты работников правоохранительных органов и обладателем почетного знака «75 лет контрразведке ФСБ России». (Фото: «Криминальная Россия») Спустя пять месяцев за незаконное хранение наркотиков Гагаринский районный суд Москвы приговорил Беляева к двум годам строгого режима. В конце года Хобота из мордовской колонии этапировали в Санкт-Петербург для проведения следственных мероприятий по другому уголовному делу о похищении. По оперативным данным, в СИ-4 ГУИН Минюста РФ по Санкт-Петербургу «вор в законе» организовал вымогательства денежных средств у находившихся под следствием коммерсантов. К моменту, когда следствию удалось получить доказательства причастности Беляева к этим преступлениям, он уже вышел на свободу под подписку о невыезде и скрылся в неизвестном направлении. 1 июля 2003 года Хобот был задержан в Москве. На этот раз у питающего слабость к экзотическим ксивам «вора в законе» было изъято удостоверение советника депутата Государственной Думы Виктора Черепкова, аккредитация корреспондента газеты «Комсомольская Правда» и партийный билет Независимой антибюрократической партии, дающий право заниматься разведдеятельностью. Через несколько дней Беляева этапировали в Санкт-Петербург, где предъявили обвинение в вымогательстве, совершенном неоднократно с применением насилия, и групповом истязании сокамерника.
Едва оказавшись в изоляторе, Хобот пожаловался на расстройство психики и был направлен на медицинскую экспертизу, которая признала его невменяемым. На основании поставленного диагноза Беляев был освобожден от уголовной ответственности и помещен в специализированную психиатрическую больницу для принудительного лечения с интенсивным наблюдением. В мае 2004 года «вор в законе» был переведен в СИЗО №1 «Кресты», где содержался в камере для душевно больных.
Знаменитые заключенные Верхнеуральской тюрьмы (Фото: Вадим Ахметов, Znak.com)
Проведенная осенью того же года повторная судебно-психиатрическая экспертиза неожиданно признала Беляева вменяемым и констатировала, что свое слабоумие он симулировал. В начале 2005 года Хобот и вовсе оказался на свободе после того, как один из потерпевших по возбужденному делу о пытках и вымогательствах, скончался в СИЗО от сердечного приступа, а второй не узнал Хобота среди своих обидчиков. Наконец, предыдущее дело о похищении было переквалифицировано в мошенничество, в результате чего «вор в законе» был приговорен к четырем годам условного наказания. В 2011 году Андрею Беляеву-Вознесенскому снова было предъявлено обвинение в грабеже и похищении человека. «Если его вина будет доказана, Хоботу грозит от восьми до двадцати лет лишения свободы», – писало издание «Руспрес» в 2011 году, однако зятю знаменитого поэта повезло – на этот раз он отсидел чуть больше 4 лет .
В день освобождения, также сообщает «Прайм Крайм», «вор в законе» прилетел в Москву. В аэропорту его встретили сотрудники ГУ МВД России по ЦФО, которые провели с ним профилактическую беседу, напомнив о необходимости соблюдения административного надзора, установленного на три года по месту его регистрации в подмосковном Можайске.
Верхнеуральская тюрьма, в которой отбывал свое последнее наказание Беляев-Вознесенский, заслуживает отдельного упоминания. Она была основана еще в 18-м веке, рассказывает Znak.com. Под нее тогда отвели часть Верхнеяицкой крепости. В 20-м веке среди сидельцев этого пенитенциарного учреждения был ибольшевики Григорий Зиновьев и Лев Каменев, первый редактор «Комсомольской правды» Александр Слепков, двоюродная сестра Адольфа Гитлера Мария Коппенштайнер (на фото).
Фото: Вадим Ахметов, Znak.com
|