«На свободу по амнистии могут выйти до четверти всех российских заключенных. Такие цифры предположительно содержатся в проекте широкой амнистии, который сегодня президенту должен направить президентский Совет по правам человека, - сообщает 15 октября радио «Серебряный дождь».
Ранее глава Совета Михаил Федотов не смог сказать, скольких людей может коснуться амнистия, но заметил, что к 20-летию Конституции амнистия должна быть широкой, и употребил выражение "обнулить счетчик". По его словам, в результате амнистии на свободу должны выйти женщины с детьми, беременные, инвалиды, участники Отечественной войны, те, кто совершил ненасильственные преступления, в том числе тех, кто еще не осужден. Однако сегодня же стало известно, что проектом амнистии уже недовольны в Госдуме».
«В Госдуме недовольны проектом амнистии, который члены Совета по правам человека разработали к 20-летию Конституции России, - передает 15 октября радио «Маяк». По мнению ряда депутатов, проект амнистии нуждается в корректировке экспертным сообществом. Парламентарии опасаются, что поголовная амнистия приведет к росту преступности».
«Первый заместитель председателя комитета Думы по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству Юрий Напсо пояснил, что проект амнистии, разработанный членами СПЧ, сырой и нуждается в корректировке. По его словам, неправильно выпускать на свободу 25 процентов заключенных, в том числе осужденных за наркоторговлю. Напсо усомнился в том, что Владимир Путин одобрит подобный документ, - сообщает во вторник KM.Ru.
Депутаты считают, что пункты документа, которые могут освободить злостных преступников, следует прописывать в индивидуальном порядке. Поголовная же амнистия может привести к резкому скачку рецидивной преступности, предупреждают депутаты.
Юрий Напсо отмечает, что проект амнистии еще будет дорабатываться, согласовываться со специалистами и правозащитниками».
«26 сентября 2013 года президент РФ Владимир Путин поручил Совету по правам человека подготовить проект амнистии, приуроченной к двадцатилетию Конституции РФ, - напоминает НИА «Федерация».
Документ был разработан СПЧ буквально за две недели. Однако члены Госдумы остались недовольны работой, проведенной СПЧ. Как заявил первый зампредседателя комитета ГД по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству Юрий Напсо, «неправильно, что на свободу смогут выйти коррупционеры и наркоторговцы. Не думаю, что президент одобрит такой документ».
Согласно проекту, представленного СПЧ, на свободу могут выйти около 200 тысяч человек, среди которых коррупционеры, лица, совершившие преступления в отношении несовершеннолетних, наркоторговцы и осужденные за подготовку терактов. Кроме того, амнистия подразумевает разрешить въезд на территорию России иностранным гражданам, депортированные ранее за нарушение российского миграционного порядка».
«Принятие проекта амнистии в варианте Совета по правам человека грозит ростом рецидивной преступности, убежден член комитета по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству Юрий Синельщиков. По этой причине депутаты намерены воспользоваться правом внести свои поправки», - отмечает издание Полит.Ру.
«Пусть члены СПЧ посмотрят отчеты, в колониях сейчас сидит на 1/3 меньше людей, чем 10 лет назад. У нас полупустые колонии. Дорабатывать проект амнистии надо, мы, депутаты, имеем право внести свои поправки. Если амнистировать всех поголовно, то возрастет рецидивная преступность, — рассказывает сегодняшним «Известиям» член комитета по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству Юрий Синельщиков.
Первый зампредседателя думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков считает, что своей спешкой коллеги из СПЧ отчасти спекулируют на теме амнистии.
— Этот вопрос надо готовить серьезно, а заявлять популистские темы неправильно. Всегда к женщинам относятся с уважением, и если они сидят, то значит, действительно, совершили преступление. Торговля наркотиками, например, — тяжкое и опасное деяние. Надо было обсудить со всеми, прежде чем отправлять президенту. А то, когда им откажут, они встанут в позу и скажут, что пытались, а им все забраковали, — рассуждает он.
Член комитета по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству Рафаэль Марданшин считает, что пункты в проекте, которые могут освободить злостных преступников, необходимо прописывать в индивидуальном порядке.
— Внимательно нужно относиться к тому, что является преступлением против личности, тяжкими преступлениями, а также к тому, что связано с наркотиками. Все, что связано с распространением и продажей наркотиков, социально опасно. Есть, конечно, и случайные люди, которые сидят по этой статье. Но огульно выпускать всех по этим статьям нельзя, надо прослеживать, кто какое преступление совершил в индивидуальном порядке, а потом говорить об амнистии, — убежден он.
В целом проекты похожи. Самое значительное отличие — Тамара Морщакова указала перечень статей, на которые действие амнистии не распространяется. В проекте Андрея Бабушкина разбивки по статьям нет.
15 октября представители СПЧ намерены в закрытом порядке передать документ на одобрение Владимира Путина.
Однако некоторые правозащитники убеждены, что сперва президенту необходимо направить рекомендации, а не сам проект амнистии. Директор автономной некоммерческой организации «Бюро прав человека» Александр Брод считает, что несправедливо подводить под амнистию всех подряд, в том числе совершивших тяжкие и насильственные преступления.
— Коллеги предлагают максимально широкий вариант для амнистии. Понятно, что заведения ФСИН переполнены, многие сидят по обвинениям, несоразмерным содеянному. Но нельзя амнистировать всех. У нас поднимался вопрос по поводу адаптации амнистированных, это надо также прорабатывать, потому что сейчас проект работает плохо, — говорит он.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов рассказал изданию, что документ может претерпеть только незначительные изменения со стороны представителей СПЧ.
— Проект будет доработан в связи с теми решениями, которые были приняты СПЧ. Те члены СПЧ, которые захотят с ним ознакомиться, могу сделать это в кабинете Федотова. Рассылаться он не будет, потому что документ закрытый и будет сразу направлен президенту, — рассказывает он.
Член Совета по правам человека Светлана Ганнушкина говорит о необходимости расширения проекта амнистии.
— Я считаю, что амнистию надо еще больше расширить. Прежде всего для тех людей, кто совершил экономические ненасильственные преступления, — убеждена она.
11 октября в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Амазонки Сердюкова прихорашиваются к амнистии» говорилось: «президентский совет по правам человека (СПЧ) утвердит проект постановления Госдумы о широкой амнистии к 20-летию Конституции РФ. До 15 октября предложения СПЧ должны быть направлены президенту.
Глава президентского совета Михаил Федотов сообщал, что в СПЧ примет окончательный вариант проекта постановления Госдумы об амнистии. О предложениях СПЧ он отказался говорить, отметив только, что считает "важными слова президента, который не исключил, что фигуранты "болотного дела" могут попасть под амнистию", а "цифра 26 тыс. амнистированных, которую упоминали СМИ, может быть недалека от правды"», - писал «Коммерсант».
“Согласно проекту документа, содержание которого приводили «Известия», на свободу могут выйти коррупционеры, лица, совершившие преступления в отношении несовершеннолетних, наркоторговцы и осужденные за подготовку терактов. Кроме того, получат разрешение на въезд иностранные граждане, ранее высланные из страны за нарушение миграционного режима. Всего могут амнистировать порядка двухсот тысяч человек, которые также отбывают наказания по тяжким и средней тяжести статьям.
26 сентября на сайте Кремля был опубликован указ Владимира Путина — он поручил Совету при президенте по правам человека подготовить проект амнистии к 20-летнему юбилею Конституции. В предварительный проект амнистии правозащитники включили беременных и женщин с малолетними детьми, пожилых людей и инвалидов.
Подготовить проект амнистии было поручено двум комиссиям совета — Постоянной комиссии по гражданскому участию в правовой реформе, которую возглавляет экс-судья Конституционного суда Тамара Морщакова, и Постоянной комиссии по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы Андрея Бабушкина. Руководители комиссий представили два варианта проекта амнистии, которые будут рассмотрены на закрытом заседании СПЧ 11 октября.
В целом проекты похожи. Самое значительное отличие — Тамара Морщакова указала перечень статей, на которые действие амнистии не распространяется. В проекте Андрея Бабушкина разбивки по статьям нет.
Оба проекта открывают возможность для освобождения крайне широкого круга лиц, в том числе осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. К ним относятся преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (в частности, это похищение, торговля людьми, использование рабского труда, действия сексуального характера с недостигшими 16 лет).
Так, в варианте Андрея Бабушкина предусмотрено освобождение лиц, привлеченных впервые за совершение ненасильственных преступлений, максимальное наказание за которые не превышает 10 лет лишения свободы. Под эти условия подпадает, в частности, одна из главных фигуранток дела о многомиллиардных хищениях госактивов через холдинг «Оборонсервис» Евгения Васильева — максимальный срок лишения свободы по предъявленным ей статьям не превышает 10 лет, и они относятся к ненасильственным. По проекту амнистии СПЧ освободится и бывший губернатор Тульской области Вячеслав Дудка, приговоренный к 9,5 годам колонии за взятку, а также будет прекращено дело в отношении экс-президента Банка Москвы Андрея Бородина, обвиняемого в хищениях в особо крупных размерах и превышении должностных полномочий.
Екатерина Сметанова (в центре фото), несмотря на наличие двоих детей, наверняка получит срок, а вот ее подруга-начальница Евгения Васильева (слева), скорее всего, окажется на свободе
Амнистируемые статьи могут быть скорректированы, у проекта уже есть противники в самом совете. Так, глава Национального антикоррупционного комитета, член СПЧ Кирилл Кабанов настроен категорически против амнистирования коррупционеров.
— Выпускать лиц, совершивших коррупционные преступления, ни в коем случае нельзя до тех пор, пока они полностью не возместят ущерб, причиненный государству. Неважно — женщины с детьми или беременные. Сначала пусть вернут нажитое коррупционным путем, — подчеркнул Кабанов.
Впервые представлены к амнистированию люди, осужденные за совершение ненасильственных преступлений, не повлекших необратимых последствий. В эту группу могут попасть педофилы, осужденные за разврат и домогательство, поскольку в результате их действий пострадавшие не умерли и им не были нанесены увечья.
Андрей Бабушкин также предлагает разрешить въезд на территорию России иностранным гражданам и апатридам, выдворенным из страны за совершение административных правонарушений, к которым, в частности, относится нарушение миграционного законодательства — отсутствие регистрации по месту пребывания, незаконное привлечение к трудовой деятельности и другие. В случае принятия этой нормы право въезда в страну получат все иностранные граждане, в том числе трудовые мигранты из стран СНГ, ранее депортированные на родину.
Также смогут выйти на свободу Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, осужденные на 11 лет, — оба проекта предусматривают освобождение лиц, осужденных на срок свыше 10 лет, в случае если они отбыли две трети назначенного срока.
Помимо этого и Бабушкин, и Морщакова сходятся в положении об освобождении лиц, осужденных впервые на срок до 10 лет, отбывших половину срока. Под эти условия подпадают лица, осужденные за подготовку терактов, подстрекательство к террористической и экстремистской деятельности. В качестве примера тех, кто может быть освобожден по этому положению, можно привести членов питерской экстремистской группировки Mad Crowd, а также членов «Национал-социалистического общества».
Правозащитники единодушны в стремлении освободить инвалидов и тяжелобольных заключенных. Согласно текстам обоих проектов, под действие амнистии подпадают инвалиды I и II групп, а также страдающие заболеваниями типа туберкулеза. Согласно данным ФСИН, в следственных изоляторах и исправительных учреждениях отбывают наказание почти 9,5 тыс. инвалидов обеих групп. Из них 8,5 тыс. совершили тяжкие и особо тяжкие преступления такие как убийство, грабеж, разбой, изнасилование, бандитизм.
— Буду предлагать скорректировать этот пункт. Хоть это и маловероятно, но я не исключаю возможности того, что некоторые заключенные начнут симулировать тяжелые заболевания, — опасается Кирилл Кабанов.
К беременным и матерям несовершеннолетних добавили женщин старше 50 лет, женщин с детьми-инвалидами и осужденных на срок до пяти лет включительно, в том числе за преступления, совершенные умышленно. Это порядка 15 тыс. Женщин, среди которых с высокой долей вероятности многие осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления, в частности, связанные с незаконным оборотом наркотиков — по данным составам, согласно статистике ФСИН, отбывает наказание 42% от общего количества осужденных женщин.
На свободу соответственно должны выйти и участницы группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алёхина, у которых есть малолетние дети. Они подпадают под действие амнистии, несмотря на то что дети уже несколько лет живут отдельно от матерей. Хотя, как заверил издание собеседник в Госдуме, девушки из Pussy Riot в любом случае выйдут на свободу по амнистии, их преступления не являются тяжкими.
Кстати, как ранее сообщало FLB.ru, под амнистию СКР собирается подвести и фигурантов скандального «игорного дела» - подмосковных прокуроров и полицейских, крышевавших сеть подпольных казино в Московской области.
По мнению члена Госдумы по уголовному законодательству Юрия Синельщикова, амнистию затеяли не столько ради самого акта милосердия, сколько для освобождения конкретных личностей.
— Все спрашивают — а Ходорковский подпадет? А Pussy Riot освободят? А участников «болотного дела»? В такой ситуации целесообразно просить о помиловании, а не затевать амнистию, — говорит депутат.
Андрей Бабушкин и Тамара Морщакова от комментариев отказались, сославшись на договоренность не обсуждать документы до утверждения президентом.
Экс-генерал-лейтенант МВД Александр Гуров считает, что прежде чем освобождать из мест лишения свободы, надо подготовиться и продумать, как трудоустроить бывших заключенных. По мнению эксперта, подобные проекты амнистии не проработаны и сделаны на коленке, так как по ним могут выйти на свободу несколько сот тысяч осужденных.
— В местах лишения свободы содержатся 25–30% зэков, которых вообще нельзя выпускать. С остальными можно работать. Можно освободить 300–400 тыс. Но куда их девать? Что они будут делать? У многих же за это время распадаются семьи, им некуда идти. Если мы хотим, чтобы эти люди исправились, надо их трудоустраивать. Отпускать и трудоустраивать. Все ведь жалуются на нехватку рабочих рук. Так вот вам, пожалуйста, гигантский ресурс рабочей силы, — рассуждает Гуров.
В проект амнистии также внесли предложения Координационного совета оппозиции. Их передал коллегам Павел Чиков, который недавно открыто лоббировал в совете принятие решений в защиту Надежды Толоконниковой, обвинявшей УФСИН Мордовии в нарушениях правил содержания заключенных. Она является подзащитной его жены — адвоката Ирины Хруновой. Тогда коллеги по СПЧ сделали ему замечание о нарушении этических норм.
Андрей Бабушкин активно защищает бывшего члена Совета Федерации Игоря Изместьева, отбывающего пожизненный срок за организацию убийств.
Члены совета должны обсудить, внести правку и, в случае необходимости, объединить проекты до 15 октября — в этот день они должны представить окончательный вариант на рассмотрение главы государства”.
«Госдума рассматривает инициативу, выдвинутую Владимиром Путиным об освобождении 26 тысяч заключенных в честь юбилея Конституции РФ. Предполагается, что под амнистию попадут беременные женщины, матери малолетних детей и инвалиды. Это произойдет в том случае, если Госдума утвердит проект, подготовленный Советом при президенте по правам человека, - сообщало издание Life news.
Помимо освобождения заключенных, по данным федеральной службы исполнения наказаний, в честь юбилея основного закона амнистия предусматривает послабление сроков пребывания в местах лишения свободы.
Пока известно, что предполагается помиловать тех, кто не совершал насильственных преступлений. Глава государства также не исключил и возможности освобождения некоторых фигурантов дела о массовых беспорядках на Болотной площади. Проект амнистии должны предоставить президенту до 15 октября».
«Правозащитное общероссийское общественное движение «За права человека» предложило расширить амнистию к 20-летию Конституции и амнистировать, в числе прочих, активистов «Гринпис», задержанных во время акции на нефтеплатформе «Приразломная», а также фигурантов «болотного дела», - писали «Аргументы недели».
Правозащитники считают, что предстоящая амнистия должна повторить опыт амнистии 2000 года, когда были освобождены заключенные за нетяжкие преступления, беременные женщины, инвалиды, ветераны. Под призывом подписались Лия Ахеджакова, Людмила Улицкая, Гарри Бардин, Лев Пономарев, Алексей Девотченко и другие».
Ранее на FLB о предстоящей амнистии: «Игорное дело» сыграло в амнистию», «Евгения Васильева выходит из-под наблюдения», «Проект «Жизнь прекрасна» под амнистию не попадает», «Амнистия не для всех».
|