FLB: В Краснодарском крае обещанное инвесторами "светлое будущее" обернулось дырой в 1,5 млн. рублей в бюджете поселения. 435-й закон, призванный усовершенствовать оборот земель сельскохозяйственного назначения, похоже, работает против селян
Принятие любого закона всегда сопровождается острыми дискуссиями. Стороны, порой, спорят до хрипоты. Однако понять, хорош закон или нет, можно лишь после того, как он пройдет испытание временем, что называется, «на земле». Здесь в самом прямом смысле слова. Ведь речь идет о знакомом аграриям 435-ом законе, задача которого усовершенствование оборота земель сельскохозяйственного назначения. Что же изменилось за пару лет работы закона можно узнать из расследования газеты «Крестьянин», куда обратились отчаявшиеся жителя хутора Ляпино Новокубанского района Краснодарского края.
«Такого ещё не было! Суд запретил администрации Ляпинского сельского поселения проводить общее собрание дольщиков. Новый закон обязывает, а суд запрещает» - сетует издание, разбиравшееся, почему «обещанное селянам светлое будущее обернулось полуторамиллионной дырой в бюджете поселения»?
Иллюзии исчезли быстро
Предыстория ситуации, сложившейся в хуторе Ляпино, восходит к 30 октября 2004 г. В этот день, если верить протоколу, коллектив местного СПК «Заречный» принял решение вручить свою судьбу инвестору «ООО МТС “Кубаньагротехнология”». Люди голосовали за обещание инвестора погасить долги бедствующего хозяйства и выплатить зарплаты. Да и как было не голосовать, если группу поддержки возглавлял сам глава Новокубанского района Л.В. Семёнов. Он представил новых хозяев как порядочных людей. А представитель порядочных людей А.Ю. Маркарян пообещал жителям хутора светлое будущее.
Иллюзии исчезли довольно быстро. Уже в 2008 г. глава Ляпинского поселения Л.А. Жачева стучалась во все начальственные двери. Бюджет поселения пуст. Инвестор использует землю и не платит налоги. Задолженность за три года. Причём помимо оформленной земли дольщиков и муниципальной земли в хозяйстве около 1 000 га – безымянные. Ни собственников. Ни правоустанавливающих документов. Но единственное, чего добилась Жачева, это штрафов на «Кубаньагротехнологию» и его директора. Штрафы заплатили, и всё осталось по-прежнему. Ни арендной платы, ни земельного налога.
Сергей Юрьевич Бражников возглавил Ляпинское сельское поселение в 2009 г. Он приумножил усилия предшественницы. Однако районный прокурор С.В. Забураев реагировал вяло. А очередной глава Новокубанского района Р.Г. Архипов, по словам Бражникова, вообще устранился от решения проблемы и перестал отвечать на обращения. Хотя ранее обещал встретиться с людьми и помочь им. Но каждый раз встреча откладывалась.
Дыра в бюджете поселения расширилась. Ко всему, образовалась кредиторская задолженность. Поселению стали отключать свет. Пришлось сворачивать программы благоустройства и социальные мероприятия. А что делать, если денег нет даже на зарплату сотрудникам аппарата местного самоуправления. В конце концов Бражников добился от директора «ООО МТС “Кубаньагротехнология”» Ю.С. Карака официального ответа. Из него следовало, что по состоянию на 1 декабря 2012 г. задолженность предприятия перед всеми видами бюджета и прочими фондами составила 7 434 886,28 рублей. И предупредил, что через месяц эта задолженность возрастёт до 8 394 152,39 рублей. Из них долг в казну поселения превысит 1,5 млн рублей. А в качестве объяснения должник сослался на некие корпоративные споры, из-за которых приостановлены все операции по счетам.
Нечто ещё небывалое
Как раз в это время, в декабре 2012 г., истёк срок договора аренды земельного участка дольщиков с «Кубаньагротехнологией». Часть из них предварительно, как рассказывает Бражников, уведомила арендатора о своём нежелании продлевать действие договора. Они подпадали под действие нового 435-го закона, который упростил выдел земельных участков: «Если до 1 июля 2012 г. участники долевой собственности не приняли решения об утверждении проекта межевания... орган местного самоуправления по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 г. обязан: провести общее собрание...»
Собственник земельной доли М.А. Иванова обратилась к главе администрации Ляпинского поселения С.Ю. Бражникову с заявлением по вопросу выдела участков. Администрация, как того требует новый 435-й закон, известила о проведении общего собрания всех причастных лиц. Назначила дату и время. Объявила повестку дня. Собранию предстояло утвердить проект межевания выделяемых участков, перечень их собственников и размер долей.
И тут случилось нечто ещё небывалое. Дольщики А.Н. Вшивкова, В.А. Березуцкая и ООО «МТС “Кубаньагротехнология”» направили в Новокубанский районный суд иск. Они просили признать действия по созыву общего собрания собственников земельных долей незаконными. То есть действия, прописанные в новом 435-м законе и возложенные как обязанность на органы местного самоуправления. Невероятно, но суд принял иск к рассмотрению. Мало того, судья Г.Ф. Симанчев запретил проведение общего собрания. Под предлогом незамедлительного принятия обеспечительных мер. Но при чём тут обеспечительные меры? Собрание не банковский счёт, с которого можно снять средства. Не урожай, который можно убрать... И даже ещё не решение, принятое большинством голосов, которое можно использовать и которое тот же суд может отменить.
Конституционные гарантии свободе собраний исключают запрет на их проведение в качестве обеспечительных мер. Но у нас каждый судья сам себе Конституция. И в тот же день, 22 февраля, в администрацию Ляпинского сельского поселения судебный пристав прислал запрет на проведение общего собрания. С предупреждением об уголовной ответственности. Но это ещё не всё!
Истцы А.М. Вшивкова и Л.А. Березуцкая, как вскоре выяснилось, не знали об иске в суд от их имени. У нотариуса, куда дольщиков привёз новый директор «ООО МТС “Кубаньагротехнология”» Ю.С. Карака, они подписали бумаги о том, что поставлены в известность о смене руководства в хозяйстве. Так пожилым женщинам объяснили содержание бумаг, которые на самом деле оказались доверенностями на имя Ольги Колчановой. Эта сотрудница некой юридической конторы и подписала иск от имени Вшивковой и Березуцкой. Дольщики отозвали свои доверенности и заявили отказ от иска.
Более того, иск от «Кубаньагротехнологии» подписал директор Юрий Сергеевич Карака. А выписка из Росреестра свидетельствовала, что директором предприятия является Дмитрий Вячеславович Мишков.
Фермеры готовы. А власть?
– В нашем поселении 14 тысяч га земли... И надо очень постараться, чтобы местное самоуправление подвести к банкротству... – со сдержанным негодованием воскликнул фермер Корнилов, он же депутат поселения.
– Из чего складывается государство? – Виктор Васильевич обвёл взглядом присутствующих. И сам же ответил на вопрос: – Из таких же Ляпинских поселений. Если мы банкроты, значит, и наше государство банкрот... Фермеры и работники местного самоуправления обсуждали ситуацию в кабинете главы поселения Бражникова. По ходу разговора Сергей Юрьевич занял у Корнилова тысячу рублей на бумагу, чтобы сделать нам копии документов.
А Корнилов продолжил:
– Инвестор – это тот, кто живёт здесь. Кто из одного лаптя навоз хлебает и по улицам в калошах ходит. Инвестор должен начинать с обустройства поселения. А эти пришли развалили всё и только урожаи снимают... Мы не против конкуренции, но село особое сословие... Мы крестьяне. За каждым гектаром живые люди.
– Земли у нас маловато, – откликнулся Василий Гаврилович Рябов, фермер с 1993 г. – Район из своего фонда не даёт землю. А люди не могут вырвать свои земельные доли у «Кубаньагротехнологии», хотя срок аренды истёк...
Фермеры говорят районной власти: зачем вам нужны инвесторы со стороны? Вот мы здесь, отдайте нам муниципальную землю. Мы готовы использовать её на благо поселения. Помимо арендной платы мы берём на себя обязательства выделять на эти цели 4,5 тысячи рублей с каждого гектара. А в обращении к председателю ЗС Краснодарского края В.А. Бекетову заявляют: «Обидно видеть, что люди, которые здесь не живут – руководители «ООО МТС “Кубаньагротехнология”», – безразлично относятся к жизни в поселении: сократили рабочие места, уничтожили животноводство, разбирают фермы и продают стройматериалы. И тем не менее районные власти дают им муниципальную землю, за которую они даже не платят налоги...»
А что же глава Новокубанского района, Р.Г. Архипов, их не слышит? Или не хочет слышать?
Я – пишет автор Виктор Шостко, - позвонил Роману Геннадьевичу, и он чётко обозначил свою позицию:
– Какие там 4,5 тысячи с каждого гектара? Нет такой формы платежей. Как эти деньги оформлять? Вы что, хотите, чтобы ко мне пришли прокурор и ОБЭП? Вы говорите, благотворительность... Но на ней далеко не уедешь. Сегодня она есть, а завтра фермеры скажут: неурожай – или что-то в этом роде. Всё это несерьёзно, популизм... Меня обвиняют, что я не помогаю поселению? Что не использую административные рычаги? Но знаете, есть законные пути, и мы не можем их обходить. У людей есть договор аренды с «Кубаньагротехнологией». И все вопросы решает суд в этих отношениях. А моя позиция – сохранить целостность хозяйства... Фермеры готовы создавать рабочие места? Это что же, искусственно? Во всём мире тенденция к сокращению рабочих мест за счёт повышения производительности труда. А у них наоборот... Они вам и не такое скажут. Там глава поселения Бражников ещё молодой, амбициозный. Он встал на путь полемики, а это неконструктивно. У него, между прочим, личное подсобное хозяйство. Причём немалое. А я так считаю: руководителю, служащему надо выбирать между личным и общественным... И вообще, в любом поселении должно быть базовое предприятие. У меня есть одно поселение. Там одни фермеры... И ничего хорошего.
«Комментировать ситуацию не буду»
Вместе с фотокорреспондентом Владимиром Карповым мы вошли в кабинет офиса «ООО МТС “Кубаньагротехнология”», где были двое мужчин. Один сидел в руководящем кресле, другой стоял сбоку длинного стола. Мы представились. Сначала и первый, и второй отказались назвать себя. Вроде того, что это не столь важно. А на вопрос, кто же является руководителем предприятия, первый ответил: Карака Юрий Сергеевич. Через несколько минут назвал другое имя: Мишков Дмитрий Вячеславович. Так кто же на самом деле? Первый пояснил: сейчас между учредителями идёт корпоративный спор, и директора пока официально нет. «А вы кто?» Первый помялся и сказал: ну, а пока директор я, Артём Владимирович. И с явной неохотой добавил: Карамов. Второй же так и остался безымянным.
Я спросил: почему вы не предоставили список невостребованных земельных долей главе поселения Бражникову? Там ведь около 1 000 га, и по новому 435-му закону он отвечает за их вывод из тени. Карамов возразил: мы не обязаны предоставлять ему списки. Бражников сам должен искать, где и сколько.
– Договор аренды истёк, а вы не отдаёте людям землю, – сказал я.
Тут подключился второй и заявил о преимущественном праве.
– Выходить из договора надо строго по закону, – назидательно заметил безымянный. И намекнул на последствия. Мол, если напишите односторонне, обидите нас, тогда – суд. А Карамов достал какую-то бумагу и стал перечислять, сколько они тратят на обустройство и соцкультбыт Ляпинского поселения. Я попросил сделать ксерокопию, чтобы не было односторонне. Артём Владимирович кому-то позвонил и отказал нам в ксерокопии. После чего сказал: поедем в Армавир, к нашему юристу. Она вам всё объяснит и, если сочтёт нужным, даст вам все бумаги.
В шикарном офисе приятная женщина К.Р. Самвелян, юрист, сразу же заявила, что комментировать ситуацию не будет. Но если в публикации будут неточности, то она организует иск. Я попросил показать документы, которые прямо или косвенно имеют отношение к этой истории. Она, опять же, кому-то позвонила и сказала: нет!
На кого опереться?
Итак, что мы имеем в итоге? А имеем мы тот очевидный факт, что, по большому счёту, ни инвестор, ни районная власть, ни правоохранители, ни суд не настроены на сотрудничество с Ляпинским самоуправлением.
Что это за корпоративные споры, из-за которых «банки, обслуживающие «ООО МТС “Кубаньагротехнология”», приостановили все операции по счетам, включая уплату налогов». Я позвонил Д.В. Мишкову, чью фамилию мне называли в офисе компании в качестве одного из руководителей хозяйства. Дмитрий Вячеславович сказал, что предприятие захвачено рейдерами, а он, законный директор, выдавлен с должности. Но тогда при чём тут корпоративные споры? Они же не мешают собирать золотые урожаи с кубанской земли? Как утверждают фермеры, на их глазах зерно убирали и увозили. Хозяйство использует не менее 4 000 га. При урожайности 50 центнеров с гектара и цене на зерно 6 тысяч рублей за тонну инвестор снимает 120 млн. рублей. С учётом наших грубых прикидок и неточностей, пусть на треть меньше. Наверное, можно заплатить в казну поселения сущие копейки – полтора миллиона. Насколько нам известно, обеспечительные меры в виде запрета на посев и сбор урожаев не наложены.
Позиция главы района Архипова также предельно ясна. Роман Геннадьевич не верит в возможности фермерских и личных подсобных хозяйств. То есть в так называемую полунеформальную сельскую экономику, которая нацелена на самозанятость и выживание, а не на максимальную прибыль. Глава района уповает на крупные базовые хозяйства. Теперь понятно, почему фермер В.Н. Смольянинов, к примеру, получил отказ на просьбу продлить договор аренды земельного участка из районного фонда. Ему так и было отписано, что администрация Новокубанского района «не имеет намерения на заключение нового договора аренды». И никакого тебе преимущественного права.
Так на кого же опираться местному самоуправлению? Хотя бы в попытках исполнить требования нового 435-му закона и оживить оборот земель. Получается, низам оно необходимо, а верхам не нужно. Дошло до того, что суд запрещает местной власти даже собрания проводить» – резюмирует Виктор Шостко.
FLB: Упомянутый в статье хутор Ляпино, Новокубанского района Краснодарского края стал предметом внимания и гражданских активистов. И с совершенно неожиданной стороны здесь проявил себя экс-майор МВД Алексей Дымовский, поднятый в свое время на знамя оппозиции, а затем забытый столичной тусовкой. Он весьма профессионально собрал материал о ситуации с загадочным оборотом земель в Краснодарском крае, где крестьянам практически не осталось места, представив сюжет широкой публике.