Не так давно, 31 марта нынешнего года, Михаил Касьянов, в то время первый вице-премьер и министр финансов, подписал от имени Минфина договор N01-01-06/26-311 об уступке требования, а попросту говоря, о передаче права требований по долгу МПС перед Минфином безвестной оффшорной кипрской компании "Фелирио Трейдинг компани лимитед" (Felirio Trading Co. Limited). То есть в результате действий Михаила Касьянова и главы Внешэкономбанка Андрея Костина, чья подпись тоже стоит на договоре, бюджет как бы отказался от своих прав на 77,7 млн немецких марок, которые Министерство путей сообщения задолжало и не отказывалось вернуть в казну.
В ноябре 1995 года МПС получило от правительства кредит, по которому обязано вернуть государству 77,7 млн марок. МПС - организация небедная и долги свои, безусловно, признает, что следует из текста упомянутого договора, подписанного главой департамента финансов МПС П. Короткевичем. Касьянов, надо понимать, решает, что бюджету эти деньги не нужны, и как бы продает этот долг Андреасу Софоклеусу (Andreas Sofocleous), директору "Фелирио Трейдинг". Взамен живых денег полюбившиеся Касьянову киприоты передали Минфину ценные бумаги, так называемые PRIN's. Эти бумаги - что-то вроде расписок Внешэкономбанка по долгам бывшего СССР, которые стали долгами России. Эти "расписки", как и всякие ценные бумаги, имеют свою цену, которая определяется на Лондонском межбанковском рынке.
Итак, в результате 77,7 млн марок, которые МПС могло и должно было отдать государству, с помощью Михаила Касьянова и Андрея Костина попадают в оффшор на Кипр, а казна получает от киприотов ценные бумаги, которые на момент подписания договора стоили 26 млн долларов. Если перевести марки, от которых отказался в пользу киприотов Касьянов, в доллары, получится 38,4 миллиона. Чувствуете разницу? Мы им почти 39 млн долл., а они нам за это бумаг на 26 млн долл. 13 млн долл. разницы кому? Интересный бизнес от имени государства и на его деньги ведут Касьянов и Костин, не правда ли?
Любопытная деталь состоит в том, что курс пересчета марок в доллары в договоре указан почему-то за 15 февраля, хотя сделка совершалась спустя полтора месяца. Разница на курсах составила около 800 тыс. долларов. В пользу киприотов, конечно. Мелочь, а приятно.
Объяснить какими-то рациональными мотивами и интересами государства подобную сделку невозможно. Значит, есть какие-то другие интересы, в пользу которых бюджетные средства были отданы оффшорной компании.
Трудно не назвать эту операцию воровством государственных средств в особо крупных размерах. Но ворами людей, в том числе и чиновников, должен квалифицировать суд. С другой стороны, кто же в данном случае обратится с иском в защиту государственных интересов, если фигурантами в сделке и являются представители государства, более того - руководители органа валютного контроля (им по закону является правительство РФ), которые и должны были зарубить подобный странный контракт.
Конечно, Михаил Касьянов или Андрей Костин могут возразить: мы, мол, скупаем долги России, чтобы потом меньше платить кредиторам. Но, во-первых, долговые обязательства имеют свою цену и за бумаги PRIN's из казны было заплачено в полтора раза больше, чем они стоили на самом деле. Кроме того, срок погашения этих бумаг - 2020 год. Зачем понадобилось на 20 лет раньше срока выкупать долги, да еще за полторы цены?
Для осуществления договора уступки долга требовалось разрешение ЦБ. Его не было.
Агент валютного контроля, каким по закону же является Внешэкономбанк, должен был остановить эту операцию из-за отсутствия разрешения ЦБ. Но ВЭБ - одна из сторон этого разорительного для налогоплательщиков договора.
МДМ-банк, через который киприотам переводились 39 млн долл., тоже должен был бы отказаться выполнять такое поручение своих клиентов. Но разве таким клиентам откажешь? Кстати, деньги в пользу оффшорной "Фелирио трейдинг" МДМ-банк согласно договору перечислил на счет клиента в "Бизнес Медитеррениан банк" (Business Mediterranean Bank Ltd), также зарегистрированный в оффшорной зоне, но уже в Науру.
Легкость, с которой до сих пор можно раскидывать (по нужным оффшорным адресам) казенные деньги и ничего при этом не остерегаться, не только восхищает, но и доказывает: борьба с коррупцией и казнокрадством еще и не начиналась. Или у отдельных высокопоставленных граждан есть лицензия на воровство?
|