“В МВД проводится масштабная зачистка всех сомнительных госзакупок, запланированных и одобренных еще при прежнем министре внутренних дел Рашиде Нургалиеве. Ведомство отказывается от нецелесообразных контрактов и корректирует те, которые действительно необходимы. По данным источников, масштабная работа над ревизией доставшихся по наследству контрактов и тендеров ведется уже несколько месяцев, - пишут 22 марта “Известия”.
Недавно МВД отказалось оплачивать крупнейший за последнее время контракт на поставку 14 бронированных легковых автомобилей Toyota Camry и 15 джипов Toyota Land Cruiser 200 для нужд Центрального аппарата и перевозок в рамках программы защиты свидетелей. Общая стоимость заказа более 150 млн рублей. Формальным поводом для отказа стало отсутствие в ведомстве регламента на обслуживание автомобилей подобного типа.
Как рассказали «Известиям» источники в МВД, оба тендера на поставку бронированных авто были объявлены в 2012 году, а документация готовилась еще при экс-министре МВД Рашиде Нургалиеве. Контракты с производителями были заключены в августе и сентябре прошлого года.
Согласно закупочной документации, на машине должны были быть установлены пулестойкие стекла с внутренним противоосколочным покрытием, а также броневая защита 5-го класса по всему периметру салона, на полу и на крыше. Согласно ГОСТу, этот класс защиты выдерживает выстрел из мощной винтовки СВД и автомата АКМ с расстояния 5 м, а также разрыв ручных гранат РГД-5, Ф-1, РГ-42.
Также автомобили должны были быть снабжены бронезащитой АКБ, системой пожаротушения моторного отсека, усиленными амортизаторами и подвеской. При этом внешне машина не должна была отличаться от обычной.
Что касается комфорта и безопасности, то иномарки должны были иметь аудиосистемы из 14 динамиков, десять подушек безопасности, системы доступа в автомобиль и запуск двигателя Smart Entry & Push Start, датчики дождя и света, мультифункциональный руль с кожаными вставками под дерево, четырехзонный климат-контроль, четыре видеокамеры по периметру и даже мини-холодильник в подлокотнике. И хотя изначально в закупочной документации марка машин не называлась — они значились как «бронированные автомобили на шасси легкового автомобиля», — но характеристики полностью повторяли данные Toyota Camry и Toyota Land Cruiser 200.
Официальные представители МВД об этом заказе говорили, что ездить на дорогих японских «броневиках» будут не генералы, а простые оперативники и люди, которые находятся под госзащитой.
Контракт на бронировку и поставку машин выиграла нижегородская фирма «Армор Групп». Однако МВД отказалось его оплачивать.
— Выяснилось, что в ведомстве не разработан норматив на снабжение и обслуживание автомобилей такого класса и типа, поэтому их закупка и использование были бы незаконными, — сообщили «Известиям» в МВД.
Гендиректор компании «Армор Групп» Олег Гусаровский подтвердил, что контракт остался неоплаченным.
— Автомобили были уже готовы, но МВД отказалось их принимать, — заявил «Известиям» Гусаровский. — Мы уже подали иски в Арбитражный суд, в которых попросили обязать министерство осуществить приемку автомобилей.
По его мнению, поставка сорвалась из-за некомпетентности чиновников, готовивших закупку.
— Вначале они должны были выяснить, имеют ли право закупать такую технику, а уже потом выставлять заказ на аукцион, — поясняет Гусаровский.
Он также сообщил, что сейчас в МВД только еще разрабатывается процедура постановки на снабжение бронированных иномарок. К разработке внутреннего нормативного документа привлечены также сотрудники четырех компаний, которые занимаются бронированием автомобилей. По его словам, в этом документе прописаны правила испытаний машин и дальнейшего обслуживания.
Источники «Известий» в МВД утверждают, что причины отказа могут быть иными.
— На самом деле в МВД идет масштабная ревизия всех контрактов и закупок, которые готовились при прежнем министре Рашиде Нургалиеве, на их целесообразность, — рассказывает собеседник. — Уже аннулированы десятки контрактов на поставку различного оборудования, поскольку их закупка была бы пустой тратой бюджетных средств.
Более того, по словам собеседника, в некоторых контрактах при проверке были выявлены так называемые закладки под определенные фирмы-поставщики, что могло говорить о коррупционной составляющей при подготовке тендеров.
В качестве примера полицейский приводит девять контрактов на закупку 41 бронемашины, 20 тыс. шлемов, 28 тыс. бронежилетов и 3,5 тыс. бронещитов, которые должна была выполнить в прошлом году корпорация «Защита». В ходе проверки выяснилось, что техника и оборудование, поставляемые этой фирмой, не соответствуют заявленным параметрам, а сам аукцион был проведен c нарушениями. Сейчас материалы в отношении должностных лиц МВД, готовивших закупку, переданы в СКР.
Стоить отметить, что в последнее время многие госзакупки МВД, совершенные еще при Рашиде Нургалиеве, становились поводом для проверок и возбуждения уголовных дел следователями СКР. Одним из самых громких скандалов стало разбирательство с закупками департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД (ДИТСиЗИ) и одного из основных научных подразделений ведомства — НПО «Специальная техника и связь» (СТиС). Как выяснилось, эти подразделения потратили около 3 млрд рублей на информатизацию МВД, но позже оказалось, что закупленное оборудование не имеет необходимого программного обеспечения, а к базам, рассчитанным на одновременное пользование полумиллионом сотрудников, в реальности подключены только четыре сотни человек».
31 июля 2012 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Кого укроет «люкс»-броня?» говорилось: “МВД РФ разместило на сайте госзакупок заказ на поставку 15 бронированных автомобилей на базе Toyota LC 200 общей стоимостью 80 млн рублей.
Подобное обновление парка за бюджетный счет у сотрудников правоохранительных органов происходит регулярно.
Как писала газета "Новые известия", «автомобили должны быть не только внешне технически укреплены разными видами брони, но и иметь «люксовую» внутреннюю комплектацию.
Кроме описания характеристик защиты в документации большое внимание уделено внутреннему убранству автомобилей. Помимо многофункционального кожаного руля с подогревом и вставками под дерево, кожаного салона и обогрева запрашивается неплохая аудиосистема с 14 динамиками, холодильник, климат- и круиз-контроль. Внешний лоск машине придадут ксеноновые фары, а также хромированные ручки и боковые молдинги. Всевозможные «примочки» для комфортной езды по бездорожью также включены в требования к авто. Примечательно, что цена, которую указывает заказчик, основывается на предложении всего одной компании.
Как пояснили в этой компании «НИ», обслуживать бронированные автомобили можно будет не только у них. Все работы ведутся и в обыкновенных автосервисах, однако если повреждения получает броня, то придется обратиться именно в компанию, установившую ее. Укрепленные автомобили и уезжают в горячие точки, и остаются в спокойных районах «просто для защиты». В этом случае разная броня оберегает от разных видов оружия.
Получатель автомобилей, как следует из заказа, – центральная база хранения ресурсов МВД, которая находится в Московской области. Представители заказчика рассказали «НИ», что, если в контракте указан один грузополучатель, вполне возможно, что все машины останутся в центральном регионе и по областям направляться не будут. Отвечая на вопрос, зачем ведомству нужны такие машины, собеседник «НИ» пояснил, что они вполне могут применяться в рамках программ по защите свидетелей, хотя сказать точно, для каких целей закупаются указанные 15 автомобилей, пока невозможно.
Проблема закупки дорогих автомобилей для нужд министерств и ведомств обсуждается обществом постоянно. Но парламентарии не хотят ограничивать себя и коллег-чиновников в запросах, а потому не принимают никаких законов, определяющих бюджет при покупке служебных машин.
Как полагает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов, закупка автотранспортных средств вообще превратилась в очень большую проблему. «Каждый закупленный автомобиль начинает сразу «есть» и огромное количество денег, – констатировал «НИ» г-н Шкуматов. – У нас люди не только платят пять миллионов за машину – потом они начинают ее обслуживать. Обслуживают они ее, как правило, в официальных сервисах, по официальным ценам. В частности, Toyota Land Cruiser – неплохой аппарат, и он дорого стоит в обслуживании, которое тоже ложится на бюджет».
Координатор «Общества синих ведерок» поддерживает предложение об ограничениях на закупку дорогих авто и на расходы, связанные с эксплуатацией автомобилей. «Расходы на эксплуатацию вообще никто не контролирует, – считает Петр Шкуматов. – Они закупают автомобили большой мощности и за наш счет начинают кататься. Кроме того, никто не контролирует то, что эти автомобили очень часто списываются по истечении гарантийного срока, а иногда и до истечения».
То есть надоело начальнику кататься на автомобиле предыдущего поколения – можно и поменять, деньги бюджетные, а необходимость подобных трат по закону объяснять не надо. Кстати, бывает, что списанные машины продают «своим» по заниженной цене, чуть ли не как металлолом. Но пока нет никаких законов, регулирующих закупку дорогих авто для чиновников, заставить их быть хотя бы немного скромнее не получится».
Также на эту тему: «Защита с китайским клеймом», «Спальные» КамАЗы МВД».
|