В свердловской области разрастается скандал вокруг миллиардных хищений на заводе «Автомобили и моторы Урала» (АМУР), осуществленных его якобы владельцем Павлом Чернавиным. В прошлом году из-за невыплат зарплаты рабочие предприятия проводили массовые голодовки, в ситуацию вынуждены были вмешаться высшие руководители страны. Как выясняется акционером предприятия Чернавин стал в результате аферы.
“Как сообщили источники, хорошо знакомые с ситуацией на заводе, речь идет о том, что выпустив 27 векселей и фактически безвозмездно их присвоив, Чернавин затем потребовал у родного предприятия их погашения как раз на сумму 1 млрд 259 млн 660 тысяч рублей, - сообщает 15 февраля Газета.Ру.
«При этом, несмотря на то, что выпуск векселей никак не отражен в бухгалтерских документах предприятия и правовых оснований по выдаче этих векселей вообще нет, тем не менее, Арбитражный суд посчитал требования Чернавина обоснованными и в 2010 году включил его в реестр кредиторов «АМУРа», - рассказывается источник. – Тут стоит отметить, что произошло это во многом благодаря Евгению Федотовских, который в то время был арбитражным управляющим завода. К нему уже были вопросы со стороны прокуратуры, и тогда он непонятно на каких основаниях дал заключение Арбитражному суду, что финансовые претензии Чернавина к заводу обоснованы».
По данным источника, пока следствие не предъявило претензий ни к Федотовских, ни к нынешнему руководству предприятия в лице Юрия Афанасьева. Хотя еще 17 августа прошлого года местная полиция возбудила уголовное дело по ч. 2 ст. 165 УК (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), а на самом предприятии прошли обыски и выемки документов, а следователи допросили самого Афанасьева, о предъявлении обвинений конкретным фигурантам в дальнейшем ничего не сообщалось.
«Что касается Федотовских, то, судя по его деятельности, вместо независимых решений в интересах завода, он защищал интересы только одного кредитора – Чернавина, и был, что называется, его человеком. Вопросы к нему, скорее всего, у полиции тоже появятся», - считает источник. При этом Чернавин несмотря на запущенную по его же инициативе процедуру банкротства, до сих пор остается владельцем предприятия.
На сегодняшний день долги «АМУРа», производство на котором сейчас остановлено, составляет около 4,5 млрд рублей, из которых 1,259 млрд составляет задолженность перед Чернавиным, а еще около 40 млн составляют долги по зарплате рабочим предприятия.
«Те 40 человек, которые в августе прошлого года голодали в моей приемной, все деньги получили, - рассказал депутат областного парламента Денис Сизов. – Остальные, а это порядка 600 человек, пока остаются без денег. Мне кажется им тогда стоило активнее отстаивать свои права, но люди у нас тяжелые на подъем».
«По указанию заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Пономарёва бригада прокуратуры Свердловской области под руководством заместителя областного прокурора Вадима Чукреева выехала в ЗАТО Новоуральск для оценки эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел при проведении проверок по фактам неправомерных действий бывшего руководства ЗАО «Автомобили и моторы Урала», - говорится в сообщении прокуратуры.
Завод «АМУР» был основан в 1967 год как дочернее предприятие ЗиЛа по производству комплектующих. Грузовые автомобили предприятие выпускало с 1977 года. Первое банкротство завод пережил в 2002 году, а спустя год был выкуплен банком «Северная казна», который провел реструктуризацию предприятия, ставшего ЗАО «Автомобили и моторы Урала», и привел на завод иностранного инвестора – индийскую TATA Motors. Стороны планировали начать выпуск грузовиков Tata-407 и Tata-613, но проект остался в стадии разработки.
С 2006 по 2008 год завод выпускал внедорожник ZXAuto Landmark по технологии Great Wall Motors, после чего проект был признан нерентабельным и закрыт. В 2010 году предприятие договорилось с Renault Trucks о совместном выпуске среднетоннажных грузовиков Renault Midium, но из-за тяжелого финансового положения и банкротства АМУРа в июле 2011 года проект был закрыт.
С января 2012 года в связи с банкротством АМУРа на заводе было введено конкурсное управление, а в марте все сотрудники (на тот момент их было 560 человек) получили предписания об увольнении. Сейчас на заводе работают 174 человека, которые, по официальной информации, обслуживают очистные сооружения и коммуникации завода.
После того, как в августе прошлого года объявили голодовку, а ситуация на предприятии оказалась в поле зрения центральных СМИ, руководство области попыталось решить проблемы предприятия, найдя ему нового крупного собственника. В сентябре стало известно, что завод возьмет под крыло корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ), которая вроде бы собиралась на АМУРе производство строительной техники и автобусов. Несмотря на то что к тому временем переговоры с УВЗ шли уже давно, окончательное решение о сотрудничестве и выводе предприятия из кризиса было принято именно в разгар кризиса, вскоре после соответствующего письма областных властей вице-премьеру Дмитрию Рогозину.
После этого тревожных новостей с предприятия не поступало, однако источник на предприятии рассказал, что пока о каком-то возобновлении производства речь не идет, - отмечает Газета.Ру.
«Все сейчас стоит, на заводе в последнее даже тепловую трубу срезали, почти ни одного куска металла не осталось, цеха холодные стоят, - говорит источник. - О каком-то начале производства речь пока вообще не идет, проще, наверное, все заново построить. Что касается УВЗ, то за последнее время, что тут только не собирались производить, разговоры были разные, но сейчас все как-то затихло. Более того, руководство региона выражало недовольство, что наши СМИ все так подали, что скандал вышел на общероссийский уровень»».
14 февраля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Из-под Уралвагонзавода выдернули векселя» говорилось: «прокуратура Свердловской области возбудила уголовное дело по факту незаконной эмиссии более чем на 1,259 млрд рублей простых векселей ЗАО «Автомобили и моторы Урал» (АМУР), где голодали работники, которым не выплачивали зарплату.
«Установлено, что в период с марта 2007 г. по февраль 2009 г. руководитель ЗАО «Автомобили и моторы Урала» Павел Чернавин организовал эмиссию простых векселей юридического лица на общую сумму свыше 1 млрд. 259 млн. рублей. При этом, надлежащих правовых оснований к выпуску ценных бумаг у него не имелось, обязательства по внесению денежных средств либо передаче имущества в собственность общества им не исполнены», — говорилось в сообщении ведомства.
Дело возбудили по ч.1 ст.201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).
“Предприятие АМУР находится в процедуре банкротства, общая задолженность завода составляет 4,5 млрд рублей. Рабочие завода около месяца голодали, протестуя против того, что на протяжении полугода не выплачивали заработную плату. В сентябре стало известно, что Уралвагонзавод (УВЗ) разместит на АМУРе часть своего производства», - сообщала Газета.Ру.
10 сентября 2012 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Голодный оскал» АМУРа» говорилось: «"Уралвагонзавод" разместит на новоуральском заводе АМУР часть своего производства и создаст таким образом дополнительные рабочие места. Соответствующей договоренности достигли губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и гендиректор корпорации Олег Сиенко. Об этом говорится в пресс-релизе регионального правительства.
"Мы достигли договоренности с Олегом Сиенко о том, что корпорация 'заходит' в ЗАО 'АМУР' для решения главного вопроса, который беспокоит людей и власти - это зарплата, рабочие места и уплата налогов", - пояснил премьер-министр области Денис Паслер. Другие подробности договоренностей не сообщаются.
Ранее министр промышленности Свердловской области Владислав Пинаев заявлял, что участие стратегического инвестора в работа АМУРа станет возможным только после окончания процедуры банкротства старого юрлица.
Процедура банкротства АМУРа началась три года назад. В начале января этого года на предприятии было введено конкурсное управление. К лету производство полностью остановилось, а большую часть рабочих уволили. Многим сотрудникам не платили зарплату с октября 2011 года. В общей сложности долги предприятия перед рабочими составляют около 30 миллионов рублей.
20 августа 60 бывших рабочих АМУРа начали голодовку с требованием погасить долги по зарплате. Через три дня предприятие перечислило 600 тысяч рублей (по другим данным - 700 тысяч), и 16 человек перестали голодать. Сообщалось, что погасить долги обещали еще нескольким участникам акции протеста, и они тоже решили отказаться от голодовки.
Тем не менее, обещания не были выполнены, и 3 сентября 80 человек начали новую голодовку. В конце прошлой недели четверо голодающих были госпитализированы с диагнозом гипертонический криз. Впоследствии от акции протеста отказался еще один человек, а лидер голодающих Валерий Спиридонов, представлявший интересы рабочих в переговорах с руководством АМУРа, попал в больницу с инфарктом», - сообщала сегодня Лента.Ру.
В конце августа в публикации «Голодающим рабочим «сняли напряжение» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «на автозаводе АМУР начали выплачивать долги по зарплате. Расчёта ожидают 500 сотрудников предприятия в Свердловской области.
«Несколько дней назад рабочие устроили голодовку. Они намеревались продолжать акцию до тех пор, пока им не дадут денег. Руководство должно своим сотрудникам 30 миллионов рублей. АМУР находится на стадии процедуры банкротства» , - сообщало радио «Русская служба новостей».
«Руководство ЗАО "Автомобили и моторы Урала" (АМУР, Свердловская область) по настоянию прокуратуры составило график погашения долгов по зарплате перед своими сотрудниками, - сообщил «Интерфакс».
Официальный представитель прокуратуры Свердловской области Андрей Курьяков сообщил в четверг агентству "Интерфакс-Урал", что в общий список ожидающих расчета входит порядка 500 бывших и действующих работников АМУРа.
"Инициативная группа предоставила нам список из 57 человек, перед которыми у АМУРа наибольшая задолженность и набольший период задолженности по зарплате. Часть долга перед этими людьми уже погашена, остальная сумма будет выплачена до 31 августа", - сказал собеседник агентства.
Остальным работникам деньги будут поступать в порядке конкурсного производства.
"Общая задолженность по зарплате остается в районе 30 млн рублей. Главное, чего удалось добиться - организовать порядок, при котором ведение конкурсного производства будет прозрачным. Когда имущество, которое реализуется, денежные средства, которые перечисляются от реализации, - весь этот порядок доводится до всех людей, имеющих право на зарплату", - пояснил А.Курьяков.
"Таким образом, мы снимаем социальное напряжение - люди понимают, что происходит и каким образом",- добавил он.
Ведение процедуры конкурсного производства находится на контроле прокуратуры области, прокуратуры Новоуральска, администрации Новоуральска и министерства промышленности Свердловской области».
Накануне в публикации «АМУР задолжал Сердюкову» Агентство федеральных расследований FLB рассказало: «20 августа группа рабочих АМУРа из 57 человек начала бессрочную голодовку с требованием выплатить задолженность по зарплате, которая превышает миллион рублей. Как заявлял вице-премьер областного правительства Александр Петров, всего АМУР задолжал своим работникам 30 миллионов рублей».
«Юрий Афанасьев, директор автомобилестроительного завода «АМУР» (г. Новоуральск Свердловской области), работники которого начали голодовку в связи с 34-миллионными долгами по зарплате, получил поддержку прокуратуры Свердловской области. Об этом он заявил нашей съемочной группе после того, как вышел из здания надзорного ведомства, куда был вызван сегодня же, - сообщало тогда агентство «Ura.Ru».
«В прокуратуре знают все цифры, оперируют всеми данными и разделяют нашу позицию относительно очередности платежей», - пояснил Афанасьев. На данный момент, по его словам, перед шестерыми работникам завода полностью погашены задолженности по зарплате. «Заплатите еще шестерым, и голодовка прекратится», - такой совет, рассказал Афанасьев, ему дали сегодня в прокуратуре. Саму голодовку он считает кампанией, направленной против него лично».
|