«Газпром просит государство пересмотреть условия по разработке Штокмановского месторождения и перенести срок его ввода в эксплуатацию. Однажды ему уже было отказано в такой просьбе. В этот раз из-за неопределенности с участниками проекта срок начала добычи могут сдвинуть, - пишет 26 октября деловое издание РБК daily.
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) в течение месяца планирует рассмотреть вопрос об изменении лицензионного соглашения на освоение Штокмановского нефтегазоконденсатного месторождения в Баренцевом море, сообщил заместитель руководителя ведомства Игорь Плесовских. «Заявка по Штокману по изменению лицензии действительно поступила, рабочая группа пока документы рассматривает, проверяется комплектность документов, процедурные вопросы, так как объем документации значительный», — сказал г-н Плесовских (цитата по Прайм). Он затруднился назвать точные даты, на которые планируется перенести разработку месторождения, но не исключил, что это будут 2017—2018 годы.
Изначально планировалось, что добыча начнется уже в 2013 году и достигнет показателя в 95 млрд куб. м газа в год. Но уже на начальном этапе разработки проект начал испытывать сложности. Сроки разработки месторождения перенесли на 2016 год. Еще позже Shtokman Development обратилась с заявкой о продлении их до 2017—2018 годов. Роснедра поддержали заявку, но правительство поставило «Газпрому» в ноябре прошлого года жесткое условие: Штокман должен быть введен в строй не позднее 2016 года. Этот срок был утвержден правительственной комиссией по ТЭКу.
Акционеры никак не могли подписать окончательное инвестрешение по проекту. Этому мешали высокие затраты и неопределенность по налогам. В конце марта Владимир Путин заявил, что льготы будут предоставлены. По оценкам аналитиков, за счет них партнеры по Штокману смогли бы сэкономить порядка 8,5—10 млрд долл.
Проект недавно покинула норвежская Statoil. Ее 24-процентный пакет перешел к «Газпрому», в результате госкомпания владеет сейчас 75% акций. Французской Total принадлежит 25%. О желании участвовать в проекте заявляли англо-голландская Shell и американская ExxonMobil. В связи с изменением участников проекта ожидается, что инвестрешение будет принято в 2014 году.
Аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов полагает, что освоение Штокмановского месторождения для «Газпрома» сейчас неактуально. Во-первых, монополия из-за снижения спроса на природный газ в Европе и так была вынуждена сократить добычу в январе-сентябре 2012 года на 5,7%. Если до кризиса в 2006—2008 годах «Газпром» добывал ежегодно порядка 550 млрд куб. м, то в этом году этот показатель вряд ли превысит 515 млрд куб. м. Во-вторых, буквально на днях «Газпром» успешно запустил новое Бованенковское месторождение. «В-третьих, надо же понимать, что такое Штокмановское месторождение. Его запасы находятся на глубине порядка 350 м в Баренцевом море в 600 км от Мурманска, а освоение требует колоссальных затрат, которые могут окупиться только при гораздо более высоких мировых ценах на газ», — отмечает эксперт. По его мнению, чтобы разработка Штокмановского месторождения стала актуальной, стоимость газа в Европе должна увеличиться как минимум в полтора раза».
Накануне в публикации «Газпром допустил «штокмановскую формальность» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «Газпром официально подал в Роснедра заявку на изменение сроков ввода в эксплуатацию Штокмановского месторождения. Об этом заявил заместитель руководителя агентства Игорь Плесовских. Он добавил, что пока рабочая группа эту заявку не рассматривала, но планирует заняться этим в течение месяца.
Плесовских отметил, что формально Роснедра могут сохранить прежние сроки, по факту ничего не изменится. "Процесс ввода месторождения, он очень длительный и требует стабильности", - подчеркнул он. Такое заявление может свидетельствовать о том, что ведомство примет позицию "Газпрома", - сообщила 25 октября Лента.Ру.
В конце августа в публикации «Французы пойдут на русский шельф и без Газпрома» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «партнеры, ведущие проект по освоению гигантского Штокмановского месторождения в России, "не принимали никаких решений отложить его реализацию". Об этом заявили во французской нефтегазовой компании Total, передает MarketWatch. Таким образом в Total прокомментировали информацию о том, что российский "Газпром" официально решил приостановить проект.
Как подтвердили во французской компании, партнеры действительно пришли к выводу, что затраты на освоение Штокмана слишком высоки. Однако сейчас стороны все еще ведут технические изыскания с целью сделать проект рентабельным. В то же время в Total выразили уверенность в том, что высокий потенциал Штокмана и растущий спрос на газ означают, что проект слишком важен, чтобы от него отказаться.
В "Газпроме" пока не прокомментировали сообщение Total» , - сообщала Лента.Ру.
Ранее в публикации «Мимо Штокмана де факто» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Газпром официально признал, что гигантский Штокмановский проект в Баренцевом море приостановлен на неопределенное время, - писало издание «АИФ-Северо-Запад».
На данном этапе реализация проекта невозможна, заявил член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов. Расходы слишком велики.
Де-юре никаких сторон в проекте уже нет, поскольку акционерное соглашение «Газпрома», французской Total и норвежской Statoil истекло еще 1 июля. Сотрудники Shtokman Development AG в июне получили уведомления о сокращении».
«Партнеры по гигантскому газовому проекту — компании «Газпром», Total и Statoil — договорились о невозможности его разработки в настоящее время, - сообщал сайт русскоязычной версии журнала Forbes.
«Все стороны пришли к соглашению, что расходы слишком велики, чтобы мы смогли делать это на данном этапе», — заявил во вторник член правления экспортной монополии Всеволод Черепанов. При этом участники собирают новую информацию, касающуюся проекта. Слова Черепанова приводит в своем сообщении агентство Reuters.
Таким образом, принятие инвестиционного решения по Штокмановскому проекту, которое неоднократно переносилось в последние годы, не принято. «Принятие инвестрешения по Штокману откладывается до лучших времен», — подтвердил источник в «Газпроме».
Акционерное соглашение по Штокману, согласно которому доля «Газпрома» в проекте равнялась 51%, Total — 25%, Statoil — 24%, истекло 31 июля. После его истечения свои доли в проекте французская и норвежская компании должны были передать «Газпрому». В августе это сделала только Statoil — сдала свои акции «Газпрому» и списала вложенные $340 млн). Total собиралась обсудить передачу своей доли на встрече 30 августа. Тем не менее, 29 августа «Интерфакс» со ссылкой на информированные источники сообщил, что дата собрания акционеров компании Shtokman Development AG перенесена на 4 сентября.
Согласно условиям рамочных соглашений от 2008 года (срок их действия истекал в марте 2012 года, но было продлен до 1 июля 2012 года) с иностранными компаниями, в случае, если инвестиционное решение по Штокману не будет принято до конца их действия, то российский газовый монополист вправе требовать у партнеров вернуть их доли в Shtokman Development.
В последнее время проект был в центре полемики. В июне гендиректор Total Кристоф де Маржери возмутился тем, что «Газпром» не обсуждает напрямую со своими партнерами планы по развитию Штокмановского газового месторождения. Велись разговоры, что в проекте могут смениться иностранныхе частники или появиться новые. О том, что к разработке Штокмановского месторождения может присоединиться еще одна компания заявил в конце июня глава «Газпрома» Алексей Миллер. Наиболее вероятным претендентом на эту роль источники в отрасли и эксперты называют Shell.
За 4 года три участники проекта потратили на него $1,5 млрд (примерно по $400 млн каждый). Как заявил источник в «Газпроме», иностранным акционерам эти средства не будут возвращены».
«Штокмановское месторождение подпадает по категорию «гигантских»: его запасы — 3,8 трлн куб. м газа и 53,4 млн т конденсата (в пределах лицензии «Газпрома»). «Газпром» почти 10 лет пытается начать его разработку, - писали «Ведомости». - Сначала он решал, как это сделать, потом выбирал партнеров. В 2007 г. победителями стали две европейские компании — Total и Statoil. Предполагалось, что проект будет разбит на несколько фаз. Лицензия останется у «Газпрома». А под первую фазу (с годовой добычей 23,7 млрд куб. м) в 2008 г. был создан Shtokman Development AG (51% у «Газпрома», 25% у Total, 24% у Statoil). Этот оператор должен был построить инфраструктуру и владеть ею в течение 25 лет.
Несколько лет назад инвестиции оценивались примерно в $30 млрд, добыча ожидалась в 2013 г. Но инвестиционное решение задержалось, добыча перенеслась как минимум на три года. А в начале 2012 г. стало понятно, что с проектом проблемы: экспортный рынок Европы перенасыщен, «Газпром» предложил не поставлять газ в трубу, а сжижать все объемы — чтобы была возможность поставок на другие рынки. Поскольку акционерное соглашение партнеров истекало 1 июля, планировалось, что в июне — на Петербургском экономическом форуме — будет подписан новый документ, «с чистого листа», как говорил предправления «Газпрома» Алексей Миллер. В проекте могут появиться новые участники, добавляли представители «Газпрома». Например, Shell, уточняли источники, близкие к концерну.
А президент Владимир Путин в мае поручал ускорить решение по проекту. «Добычной актив очень большой, мирового значения — Штокман, по которому пока не принято окончательное решение, но нам нужно двигаться активнее», — отмечал глава государства.
И все же новых соглашений так и не появилось. Total до последнего говорила, что все еще заинтересована в проекте. А Statoil недавно списала $340 млн расходов по Штокману (за последние четыре года) и вернула «Газпрому» свои 24% в Shtokman Development. Правда, норвежцы также говорили, что интерес к Штокману остался: сдача акций — это формальность, ступенька к новому договору с «Газпромом».
Читайте также на эту тему: «Штокмановское предупреждение».
|