«Газпром добился передачи российской стороне доли норвежской Statoil в компании-операторе разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения Shtokman Development AG, - сообщает сегодня сайт русскоязычной версии журнала Forbes со ссылкой на источник знакомый с ситуацией.
По данным собеседника Forbes, близкого к «Газпрому», Statoil по-прежнему остается участником Shtokman Development, партнеры продолжают обсуждают новую конфигурацию проекта, и решений пока нет.
Российскому концерну, до того владевшему контролем в Shtokman Development (51%), удалось договориться со Statoil еще в конце июля. Вместе с достижением сторонами параметров нового акционерного состава участников компании из состава ее совета директоров выбыли председатель правления Statoil Хельге Лунд и старший вице-президент по региону Европы и Азии Кюдланд Торгейр. Норвежцам в операторе Штокмана принадлежало 24% акций.
По информации источника, второй иностранный акционер Shtokman Development – французская Total – со своим 25-процентным пакетом пока не расстался. Вопрос о выходе европейского концерна из состава участников общества будет обсуждаться на собрании акционеров 30 августа. Total самостоятельного желания отказываться от разработки месторождения пока не изъявляет, отметил собеседник агентства.
Неизвестно также, ставят ли зарубежные партнеры «Газпрома» вопрос о возврате инвестированных ими в проект средств.
Штат Shtokman Development на сегодняшний день сокращен на две трети. В таком положении компания будет функционировать, пока «Газпром» не договорится о новом составе участников разработки месторождения.
За четыре года работы Shtokman Development потратила более $1,5 млрд, то есть каждый из иностранных акционеров инвестировал порядка $400 млн. Технически проект, по неофициальной информации, был подготовлен к реализации. Трудности были связаны с экономической целесообразностью: иностранцы настаивали на предоставлении льгот для Штокмана российским правительством. (Читайте об этом в публикации Агентства федеральных расследований «Освоение «Штокмана» с «запасного аэродрома»).
Прийти к компромиссу в срок сторонам не удалось. В рамочном соглашении оговаривалось, что, если окончательное инвестрешение по Штокмановскому проекту не будет принято до конца действия договора, то «Газпром» имеет право потребовать у партнеров вернуть доли в Shtokman Development. «Дэдлайн» истек в марте 2012 года, но был продлен до 1 июля. Поскольку акционеры не достигали желаемых параметров доходности, они решили сжижать не половину, а почти 100% добываемого газа, и поменять бизнес-модель проекта.
В течение этого периода «Газпром» заявил о возможности смены иностранных участников или появления третьего – британо-голландской Shell».
Между тем, количество желающих партнерствовать с Газпромом на Штокмановском шнльфе увеличивается - вслед за англо-голландской Shell интерес к освоению этого месторождения проявила и американская ExxonMobi. В начале июня в публикации «Партнер «Роснефти» хочет в долю к «Газпрому» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «ExxonMobil не исключает возможности вхождения в проект разработки Штокмановского месторождения «при правильных условиях», сообщил глава компании Рекс Тиллерсон в интервью The Wall Street Journal (WSJ). Это может произойти за счет снижения долей существующих партнеров по проекту — французской Total и норвежской Statoil, однако переговоры с ними пока не ведутся, уточнил он.
ExxonMobil уже второй претендент на участие в разработке Штокмановского месторождения: ранее возможным участником называлась Shell. Переговоры по ее участию уже ведутся, отмечало Reuters со ссылкой на источники, близкие к консорциуму. При этом интерес обеих компаний к Штокмановскому проекту не случаен: в свое время ExxonMobil и Shell участвовали в переговорах на ранних стадиях обсуждения проекта, однако не были выбраны для участия. Тогда в предварительный список вошли всего пять компаний — Norsk Hydro, Statoil (в 2007 году компании объединились в одну — StatoilHydro, которая позже была переименована в Statoil), Total, Chevron и ConocoPhillips, а окончательный состав консорциума сформировали Total и Statoil с долями 25 и 24% соответственно (51% у «Газпрома»).
В Statoil вчера не стали комментировать возможное вхождение в проект ни ExxonMobil, ни любого другого участника. «Мы остаемся партнером в проекте и продолжаем наши попытки реализовать его», — сказал представитель компании. В Total на вопрос РБК daily вчера не ответили, однако ранее компания заявляла, что рассчитывает сохранить за собой 25% в консорциуме.
В «Газпроме» возможность участия в проекте ExxonMobil вчера также не комментировали. Однако из слов главы компании Алексея Миллера следует, что «Газпром» ведет переговоры сразу с несколькими компаниями (при этом новый партнер может появиться за счет сокращения доли прежних, доля «Газпрома» не изменится). Правда, участник будет отобран только один, уточнил вчера зампред правления монополии Александр Медведев.
По мнению аналитика «Тройки Диалог» Валерия Нестерова, по сравнению с Shell у ExxonMobil меньше шансов стать третьим иностранным участником проекта. «У «Газпрома» уже есть налаженное сотрудничество с Shell (компании вместе разрабатывают проект «Сахалин-2», в то время как ExxonMobil является партнером «Роснефти», которая в некотором смысле конкурирует с «Газпромом». - Но вхождение третьего партнера весьма желательно: у Штокмановского проекта сейчас немало рисков, включая снижающиеся цены на нефть, к которым привязаны долгосрочные контракты на поставку газа, и неопределенность в отношении рынков сбыта, и расширение состава участников поможет диверсифицировать эти риски».
В публикации Агентства федеральных расследований FLB от «Путин спас проект разработки шельфа на Штокмане» говорилось: «под угрозой потери одного из основных участников Штокмана — компании Statoil — президент Владимир Путин в пятницу заверил, что акционерам проекта будут предоставлены все необходимые льготы и преференции. Кроме того, по настоянию норвежского партнера проект почти на 100% откажется от трубопроводного газа в пользу СПГ, - сообщает сегодня РБК daily.
«Акционеры Штокмана должны ускорить подготовку инвестиционного решения по проекту и по возможности принять его во время Петербургского международного экономического форума, который пройдет в конце июня», — заявил президент России Владимир Путин в пятницу на встрече с главой норвежской компании Statoil Хельге Лундом и главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Глава Statoil со своей стороны заверил, что его компания сделает для этого все возможное. «Мы сейчас работаем над тем, чтобы активизировать наш диалог с «Газпромом», работаем очень много, с тем чтобы встретиться в Санкт-Петербурге и наконец добиться прогресса», — сказал г-н Лунд.
В конце прошлой недели появилась информация, что Statoil может выйти из проекта из-за разногласий с «Газпромом» по схеме разработки Штокмана, а ее место займет англо-голландская Shell, с которой российский холдинг уже работает на Сахалине. Аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров считает, что норвежская компания не заинтересована покидать проект, потому что уже работает поблизости (в тех же акваториях) и является естественным партнером России в работе на шельфе (проект с «Роснефтью»).
В публикации «Штокман теряет коней на переправе?» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «"Газпром" впервые признал, что состав участников проекта разработки Штокмана может измениться. То, что в нем появятся новые участники, сомнительно — скорее проект, инвестрешение по которому затягивается, а капзатраты растут, может покинуть кто-либо из иностранных партнеров — Total или Statoil.
Вчера зампред правления "Газпрома" Виталий Маркелов заявил, что состав участников разработки Штокмановского месторождения может измениться (сейчас 51% акций в проекте принадлежит "Газпрому", 25% — Total, 24% — Statoil). По словам господина Маркелова, на Петербургском экономическом форуме "Газпром" обнародует технологическую схему разработки месторождения (сейчас она утверждается). Тогда же будет понятен и состав участников проекта, добавил топ-менеджер, не уточнив подробностей. В "Газпроме" от комментариев отказались.
До сих пор официально "Газпром" не говорил, что состав акционеров Штокмана может поменяться. На рынке постоянно появляются слухи, что проект, принятие инвестрешения по которому постоянно переносится, а предполагаемые затраты выросли уже до $30 млрд, может покинуть либо Total, либо Statoil, но официально в обеих компаниях это неоднократно опровергали. Вчера, например, в Total заявили Reuters, что рассчитывают сохранить долю в Штокмане. В головном офисе Statoil "Ъ" сказали лишь, что "продолжают работать с "Газпромом" и Total над снижением издержек в проекте".
Инвестрешение по Штокману откладывалось потому, что основной рынок, на который был ориентирован проект (США), перенасыщен сланцевым газом (Об этом Агентство федеральных расследований FLB рассказывало в публикации «Сланцевая «отмычка» США»), масштабных налоговых льгот проект не получил, а технологическая схема сделала его слишком дорогим (прежние сметы назывались в пределах $20 млрд). Чтобы сократить издержки, "Газпром", Total и Statoil договорились за три месяца практически полностью переделать всю схему, которую готовили годами: теперь партнеры намерены отказаться от совмещения производства СПГ и трубопроводного газа в первой фазе и сосредоточиться только на СПГ. Проект предлагается реализовывать не в три очереди по 7,5 млн тонн каждая, а в одну.
Один из собеседников "Ъ" вчера рассказал, что с идеей отказа от трубопроводного газа не соглашалась Statoil и глава "Газпрома" Алексей Миллер однозначно дал понять, что в таком случае с партнером "можно будет распрощаться". Но теперь в Statoil говорят, что поддерживают позицию "Газпрома"».
|