“Совладелец нефтетрейдера Gunvor Геннадий Тимченко (№12 в рейтинге богатейших бизнесменов России, $9,1 млрд), считающийся «другом Владимира Путина», продает часть своих акций в операторе «Трансойл» (специализируется на перевозке нефти, в управлении 29 000 цистерн), - сообщил русскоязычной версии журнала Forbes источник в финансовых кругах. - Вероятный покупатель — Андрей Бокарев (№109, $900 млн) или связанные с ним структуры. Источник, близкий к переговорам, подтвердил Forbes, что стороны обсуждают детали сделки, но принципиальное согласие не достигнуто. По его данным, вырученные средства Тимченко потратит на текущие проекты.
По данным Forbes, Тимченко продаст 13% «Трансойла» (всего ему принадлежат 93%). Именно такой пакет акций он выкупил в конце прошлого года у совладельцев группы «Н-Транс» Константина Николаева (№72, $1,3 млрд) и Никиты Мишина (№71, $1,3 млрд). Третий акционер «Н-Транса» Андрей Филатов (№74, $1,3 млрд) в продаже не участвовал и сохранил свою долю в «Трансойле». Сумма сделки с Николаевым и Мишиным не раскрывалась. Исходя из текущих котировок железнодорожного оператора Globaltrans, акции которого торгуются в Лондоне, стоимость 13% «Трансойла» можно оценить в $370 млн (по мультипликатору P/E).
Андрей Бокарев — младший партнер бизнесмена Искандера Махмудова (№16, $8,2 млрд) в угольном («Кузбассразрезуголь»), машиностроительном («Трансмашхолдинг») и железнодорожном холдингах («Трансгрупп»). Бокареву также напрямую принадлежат 7,5% акций «Аэроэкспресса», перевозящего пассажиров между Москвой и столичными аэропортами. До недавнего времени еще одним партнером Бокарева был Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта, но после перехода на госслужбу, по собственным словам, продал доли в бизнесе.
Таким образом после завершения сделки у Тимченко останется 80% компании, у Бокарева — 13% и у Филатова — 7%. Официальный представитель Тимченко лишь сообщил, что на сегодняшний день доля бизнесмена в «Трансойле» не изменилась и составляет 93%. Получить комментарии у Бокарева не удалось».
“Представитель Геннадия Тимченко Антон Куревин официально подтвердил, что ведутся переговоры о продаже доли в железнодорожном операторе «Трансойл», - пишут 2 октября «Ведомости». - Он также подтвердил, что сейчас Тимченко принадлежит 93% в этой компании. Участники рынка проявляют интерес к акциям «Трансойла», но о конечных решениях говорить рано, сказал Куревин.
Источник «Ведомостей» говорил, что речь идет о продаже 13% пакета и переговоры ведутся со структурами совладельца «Кузбассразрезугля» Андрея Бокарева. Если сделка состоится, в ней примет участие и партнер Бокарева по «Кузбассразрезуглю» и «Трансмашхолдингу» Искандер Махмудов, сказал источник, близкий к Ural Invest (управляет российскими активами Тимченко)”.
В начале августа в публикации “Геннадий Тимченко увез нефти больше всех” Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «компания "Трансойл", контролируемая структурами бизнесмена Геннадия Тимченко, по итогам первой половины текущего года стала крупнейшим перевозчиком нефти и нефтепродуктов в России. Об этом СМИ узнали из отчета компании об операционных результатах за первое полугодие 2012 г.
«Перевозки нефти и нефтепродуктов «Трансойл» в первом полугодии выросли на 9,3 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 28,2 миллиона тонн, - сообщает Лента.Ру.
До этого в течение многих лет лидером рынка перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом была "Первая грузовая компания" (ПГК), в настоящее время контролируемая структурами российского бизнесмена Владимира Лисина. С января по июнь 2012 года ПГК перевезла 19,9 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов против 34,9 миллиона за шесть месяцев 2011 года».
«Падение объемов перевозок ПГК объясняет изменениями в методике расчета статистических данных, - пишут сегодня «Ведомости». - Раньше компания учитывала перевозки в том числе и парком, отданным в аренду другим компаниям. Сейчас — только в цистернах, находящихся в управлении у компании, говорит представитель ПГК. Свою роль сыграло и списание старых цистерн, отмечает сотрудник компании, но численность списанных вагонов не уточняет. Из эксплуатации выбыло менее 1% парка ПГК, еще меньше простаивало из-за ремонта, говорит гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Главную роль сыграла передача нескольких тысяч цистерн в аренду тому же «Трансойлу», отмечает аналитик.
Сам «Трансойл» успех объясняет в том числе успешной диверсификацией. «Объем перевозок сырой нефти постоянно сокращается, нефть уходит в трубу», — говорит представитель компании Андрей Ромашкин.
Так, в 2011 г. доля нефти в структуре грузов «Трансойла» сократилась с 23 до 11%.
«Закончился контракт с “Роснефтью” по поставкам нефти в Китай, куда нефть начала поступать по ответвлению от трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан», — добавляет Ромашкин. На конец первого полугодия доля сырой нефти стала еще меньше — 10%.
Выпадающие объемы компания компенсирует ростом перевозок нефтепродуктов, поэтому суммарный объем перевозок растет, говорит Ромашкин: по итогам полугодия доля компании в общем объеме перевозок нефтеналивных грузов увеличилась до 22% против 20% годом ранее (доля ПГК составила 15% против 26% в первом полугодии 2011 г.). Структура грузовладельцев осталась прежней: 77% грузов принадлежит «Газпром нефти», «Роснефти» и «Сургутнефтегазу», говорится в сообщении «Трансойла».
«Трансойл» выигрывает и благодаря своей специализации, считает Безбородов.
«Компания ориентирована только на перевозку нефтеналивных грузов, диспетчеризация по которым хорошо отлажена, что позволяет “Трансойлу” держать хорошую скорость грузопотока. А у ПГК большую часть парка компании составляют полувагоны, количество которых в системе РЖД значительно превышает ее возможности. Из-за пробок на железной дороге скорость грузопотока ПГК за последние несколько лет снизилась более чем вдвое», — отмечает эксперт».
Подробнее о транспортном бизнеса Геннадия Тимченко можно узнать из публикаций Агентства федеральных расследований FLB , «Цистерны для Тимченко» и «Роснефть» отрезала «Трансойл» от Китая».
Еще на эту тему: «Секретный олигарх» уходит в тень».
|