«Партнеры, ведущие проект по освоению гигантского Штокмановского месторождения в России, "не принимали никаких решений отложить его реализацию". Об этом заявили во французской нефтегазовой компании Total, передает MarketWatch. Таким образом в Total прокомментировали информацию о том, что российский "Газпром" официально решил приостановить проект, - сообщает сегодня Лента.Ру.
Как подтвердили во французской компании, партнеры действительно пришли к выводу, что затраты на освоение Штокмана слишком высоки. Однако сейчас стороны все еще ведут технические изыскания с целью сделать проект рентабельным. В то же время в Total выразили уверенность в том, что высокий потенциал Штокмана и растущий спрос на газ означают, что проект слишком важен, чтобы от него отказаться.
В "Газпроме" пока не прокомментировали сообщение Total».
На днях в публикации «Мимо Штокмана де факто» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Газпром официально признал, что гигантский Штокмановский проект в Баренцевом море приостановлен на неопределенное время, - пишет сегодня «АИФ-Северо-Запад».
На данном этапе реализация проекта невозможна, заявил член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов. Расходы слишком велики.
Де-юре никаких сторон в проекте уже нет, поскольку акционерное соглашение «Газпрома», французской Total и норвежской Statoil истекло еще 1 июля. Сотрудники Shtokman Development AG в июне получили уведомления о сокращении».
«Партнеры по гигантскому газовому проекту — компании «Газпром», Total и Statoil — договорились о невозможности его разработки в настоящее время, - сообщает сайт русскоязычной версии журнала Forbes.
«Все стороны пришли к соглашению, что расходы слишком велики, чтобы мы смогли делать это на данном этапе», — заявил во вторник член правления экспортной монополии Всеволод Черепанов. При этом участники собирают новую информацию, касающуюся проекта. Слова Черепанова приводит в своем сообщении агентство Reuters.
Таким образом, принятие инвестиционного решения по Штокмановскому проекту, которое неоднократно переносилось в последние годы, не принято. «Принятие инвестрешения по Штокману откладывается до лучших времен», — подтвердил источник в «Газпроме».
Акционерное соглашение по Штокману, согласно которому доля «Газпрома» в проекте равнялась 51%, Total — 25%, Statoil — 24%, истекло 31 июля. После его истечения свои доли в проекте французская и норвежская компании должны были передать «Газпрому». В августе это сделала только Statoil — сдала свои акции «Газпрому» и списала вложенные $340 млн). Total собиралась обсудить передачу своей доли на встрече 30 августа. Тем не менее, 29 августа «Интерфакс» со ссылкой на информированные источники сообщил, что дата собрания акционеров компании Shtokman Development AG перенесена на 4 сентября.
Согласно условиям рамочных соглашений от 2008 года (срок их действия истекал в марте 2012 года, но было продлен до 1 июля 2012 года) с иностранными компаниями, в случае, если инвестиционное решение по Штокману не будет принято до конца их действия, то российский газовый монополист вправе требовать у партнеров вернуть их доли в Shtokman Development.
В последнее время проект был в центре полемики. В июне гендиректор Total Кристоф де Маржери возмутился тем, что «Газпром» не обсуждает напрямую со своими партнерами планы по развитию Штокмановского газового месторождения. Велись разговоры, что в проекте могут смениться иностранныхе частники или появиться новые. О том, что к разработке Штокмановского месторождения может присоединиться еще одна компания заявил в конце июня глава «Газпрома» Алексей Миллер. Наиболее вероятным претендентом на эту роль источники в отрасли и эксперты называют Shell.
За 4 года три участники проекта потратили на него $1,5 млрд (примерно по $400 млн каждый). Как заявил источник в «Газпроме», иностранным акционерам эти средства не будут возвращены».
«Штокмановское месторождение подпадает по категорию «гигантских»: его запасы — 3,8 трлн куб. м газа и 53,4 млн т конденсата (в пределах лицензии «Газпрома»). «Газпром» почти 10 лет пытается начать его разработку, - пишут сегодня «Ведомости». - Сначала он решал, как это сделать, потом выбирал партнеров. В 2007 г. победителями стали две европейские компании — Total и Statoil. Предполагалось, что проект будет разбит на несколько фаз. Лицензия останется у «Газпрома». А под первую фазу (с годовой добычей 23,7 млрд куб. м) в 2008 г. был создан Shtokman Development AG (51% у «Газпрома», 25% у Total, 24% у Statoil). Этот оператор должен был построить инфраструктуру и владеть ею в течение 25 лет.
Несколько лет назад инвестиции оценивались примерно в $30 млрд, добыча ожидалась в 2013 г. Но инвестиционное решение задержалось, добыча перенеслась как минимум на три года. А в начале 2012 г. стало понятно, что с проектом проблемы: экспортный рынок Европы перенасыщен, «Газпром» предложил не поставлять газ в трубу, а сжижать все объемы — чтобы была возможность поставок на другие рынки. Поскольку акционерное соглашение партнеров истекало 1 июля, планировалось, что в июне — на Петербургском экономическом форуме — будет подписан новый документ, «с чистого листа», как говорил предправления «Газпрома» Алексей Миллер. В проекте могут появиться новые участники, добавляли представители «Газпрома». Например, Shell, уточняли источники, близкие к концерну.
А президент Владимир Путин в мае поручал ускорить решение по проекту. «Добычной актив очень большой, мирового значения — Штокман, по которому пока не принято окончательное решение, но нам нужно двигаться активнее», — отмечал глава государства.
И все же новых соглашений так и не появилось. Total до последнего говорила, что все еще заинтересована в проекте. А Statoil недавно списала $340 млн расходов по Штокману (за последние четыре года) и вернула «Газпрому» свои 24% в Shtokman Development. Правда, норвежцы также говорили, что интерес к Штокману остался: сдача акций — это формальность, ступенька к новому договору с «Газпромом».
В начале августа в публикации «Штокмановское предупреждение» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Газпром добился передачи российской стороне доли норвежской Statoil в компании-операторе разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения Shtokman Development AG, - сообщает сегодня сайт русскоязычной версии журнала Forbes со ссылкой на источник знакомый с ситуацией.
По данным собеседника Forbes, близкого к «Газпрому», Statoil по-прежнему остается участником Shtokman Development, партнеры продолжают обсуждают новую конфигурацию проекта, и решений пока нет.
Российскому концерну, до того владевшему контролем в Shtokman Development (51%), удалось договориться со Statoil еще в конце июля. Вместе с достижением сторонами параметров нового акционерного состава участников компании из состава ее совета директоров выбыли председатель правления Statoil Хельге Лунд и старший вице-президент по региону Европы и Азии Кюдланд Торгейр. Норвежцам в операторе Штокмана принадлежало 24% акций.
По информации источника, второй иностранный акционер Shtokman Development – французская Total – со своим 25-процентным пакетом пока не расстался. Вопрос о выходе европейского концерна из состава участников общества будет обсуждаться на собрании акционеров 30 августа. Total самостоятельного желания отказываться от разработки месторождения пока не изъявляет, отметил собеседник агентства.
Неизвестно также, ставят ли зарубежные партнеры «Газпрома» вопрос о возврате инвестированных ими в проект средств.
Штат Shtokman Development на сегодняшний день сокращен на две трети. В таком положении компания будет функционировать, пока «Газпром» не договорится о новом составе участников разработки месторождения.
За четыре года работы Shtokman Development потратила более $1,5 млрд, то есть каждый из иностранных акционеров инвестировал порядка $400 млн. Технически проект, по неофициальной информации, был подготовлен к реализации. Трудности были связаны с экономической целесообразностью: иностранцы настаивали на предоставлении льгот для Штокмана российским правительством. (Читайте об этом в публикации Агентства федеральных расследований «Освоение «Штокмана» с «запасного аэродрома»).
Прийти к компромиссу в срок сторонам не удалось. В рамочном соглашении оговаривалось, что, если окончательное инвестрешение по Штокмановскому проекту не будет принято до конца действия договора, то «Газпром» имеет право потребовать у партнеров вернуть доли в Shtokman Development. «Дэдлайн» истек в марте 2012 года, но был продлен до 1 июля. Поскольку акционеры не достигали желаемых параметров доходности, они решили сжижать не половину, а почти 100% добываемого газа, и поменять бизнес-модель проекта.
В течение этого периода «Газпром» заявил о возможности смены иностранных участников или появления третьего – британо-голландской Shell».
Между тем, количество желающих партнерствовать с Газпромом на Штокмановском шнльфе увеличивается - вслед за англо-голландской Shell интерес к освоению этого месторождения проявила и американская ExxonMobi. В начале июня в публикации «Партнер «Роснефти» хочет в долю к «Газпрому» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «ExxonMobil не исключает возможности вхождения в проект разработки Штокмановского месторождения «при правильных условиях», сообщил глава компании Рекс Тиллерсон в интервью The Wall Street Journal (WSJ). Это может произойти за счет снижения долей существующих партнеров по проекту — французской Total и норвежской Statoil, однако переговоры с ними пока не ведутся, уточнил он.
ExxonMobil уже второй претендент на участие в разработке Штокмановского месторождения: ранее возможным участником называлась Shell. Переговоры по ее участию уже ведутся, отмечало Reuters со ссылкой на источники, близкие к консорциуму. При этом интерес обеих компаний к Штокмановскому проекту не случаен: в свое время ExxonMobil и Shell участвовали в переговорах на ранних стадиях обсуждения проекта, однако не были выбраны для участия. Тогда в предварительный список вошли всего пять компаний — Norsk Hydro, Statoil (в 2007 году компании объединились в одну — StatoilHydro, которая позже была переименована в Statoil), Total, Chevron и ConocoPhillips, а окончательный состав консорциума сформировали Total и Statoil с долями 25 и 24% соответственно (51% у «Газпрома»).
В Statoil вчера не стали комментировать возможное вхождение в проект ни ExxonMobil, ни любого другого участника. «Мы остаемся партнером в проекте и продолжаем наши попытки реализовать его», — сказал представитель компании. В Total на вопрос РБК daily вчера не ответили, однако ранее компания заявляла, что рассчитывает сохранить за собой 25% в консорциуме.
В «Газпроме» возможность участия в проекте ExxonMobil вчера также не комментировали. Однако из слов главы компании Алексея Миллера следует, что «Газпром» ведет переговоры сразу с несколькими компаниями (при этом новый партнер может появиться за счет сокращения доли прежних, доля «Газпрома» не изменится). Правда, участник будет отобран только один, уточнил вчера зампред правления монополии Александр Медведев.
По мнению аналитика «Тройки Диалог» Валерия Нестерова, по сравнению с Shell у ExxonMobil меньше шансов стать третьим иностранным участником проекта. «У «Газпрома» уже есть налаженное сотрудничество с Shell (компании вместе разрабатывают проект «Сахалин-2», в то время как ExxonMobil является партнером «Роснефти», которая в некотором смысле конкурирует с «Газпромом». - Но вхождение третьего партнера весьма желательно: у Штокмановского проекта сейчас немало рисков, включая снижающиеся цены на нефть, к которым привязаны долгосрочные контракты на поставку газа, и неопределенность в отношении рынков сбыта, и расширение состава участников поможет диверсифицировать эти риски».
Подробнее о всех драматических коллизиях вокруг разработки Штокмановского месторождения читайте в публикациях Агентства федеральных расследований FLB «Путин спас проект разработки шельфа на Штокмане», «Штокман теряет коней на переправе?» и «Сланцевая «отмычка» США».
|