«На первом заседании президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу будет рассматриваться вопрос о сделке по вхождению «Роснефтегаза» в капитал «Русгидро». Вопросы о доступе к арктическому шельфу частных нефтяных компаний и проблемы налогообложения нефтяного сектора, как сообщают источники, в повестку дня не вошли. По мнению экспертов, это связано с тем, что до сих пор не определены полномочия главы «Роснефти» Игоря Сечина и вице-премьера Аркадия Дворковича, - сообщает Газета.Ру.
Во вторник состоится первое заседание президентской комиссии по ТЭК. Как сообщил «Газете.Ru» источник, близкий к комиссии, основным вопросом повестки будет сделка по приобретению «Роснефтегазом» пакета в энергетической компании «Русгидро».
Ранее СМИ сообщали, что «Роснефтегаз» должен выкупить допэмиссию «Русгидро» за 85 млрд рублей, получив в результате блокпакет в энергетическом активе.
По данным «Газеты.Ru», бывший вице-премьер России, куратор ТЭК Игорь Сечин, возглавляющий «Роснефть», а также являющийся членом совета директоров «Роснефтегаза», планирует создать на базе последнего многопрофильный холдинг. В частности, под управление компании помимо «Русгидро» должны перейти объединенные активы «Федеральной сетевой компании» и холдинга МРСК, а также «Интер РАО ЕЭС».
По мнению старшего эксперта Института энергетики и финансов Сергея Кондратьева, экономического смысла в сделке «Роснефтегаза» и «Русгидро» немного. «Существенных дивидендов ни государству, ни «Русгидро» это не принесет, – отмечает Кондратьев. – Компания и без того контролировалась государством, так что с вхождением в ее капитал «Роснефтегаза» мало что изменится».
Маловероятно, что после сделки, например, повысится кредитный рейтинг «Русгидро», что облегчило бы компании привлечение средств для финансирования ее обширной инвестпрограммы.
Ранее президент России Владимир Путин заявлял, что участие «Роснефтегаза» в капиталах компаний ТЭК как раз и нужно для того, чтобы новый акционер своими финансовыми ресурсами – «небюджетными, но значительными» – поддержал эти компании. По словам президента, шаги в этом направлении будут приниматься в течение 2013–2015 годов.
Смысл сделки в передаче управления. «Русгидро» постепенно выводится из-под управления правительства под контроль «Роснефтегаза», который, в свою очередь, контролируется определенной группой лиц, поясняет эксперт.
В повестку дня первого заседания президентской комиссии не вошли вопросы, которые считаются не менее важными – доступ частных нефтяных компаний к арктическому шельфу России и налоговая политика властей в отношении нефтяного сектора. Об этом «Газете.Ru» рассказал высокопоставленный источник в правительстве.
Эти вопросы обсуждались на встрече представителей нефтяных компаний с Игорем Сечиным, состоявшейся в начале июня.
В настоящее время в Арктике имеет право работать только «Роснефть», которая договорилась о реализации ряда шельфовых проектов в партнерстве с американской ExxonMobil, итальянской Eni и норвежской Statoil. (О ситуации с разработкой российских нефтегазовых шельфов Агентство федеральных расследований FLB подробно рассказывало в публикации «Две головы российского ТЭК»). В начале апреля главы «ЛУКойла», «ТНК-ВР», «Сургутнефтегаза» и «Башнефти» направили письмо Владимиру Путину, занимавшему на тот момент должность премьер-министра. Нефтяники просили допустить их к ресурсам шельфа, аргументируя это тем, что без их участия программа освоения шельфовых запасов не будет реализована. Путин в ответ заявил, что уже дал поручение членам правительства подумать над тем, как с большим эффектом приглашать частные российские компании на шельфовые проекты.
В результате предшественник Сечина на посту главы «Роснефти» Эдуард Худайнатов направил частным компаниям письмо, в котором предложил компаниям поработать на шельфе на тех же условиях, что и Exxon (американцы получили 33% в СП с «Роснефтью», на тот момент соглашений с Eni и Statoil еще не было). Предложение было сделано по 12 участкам на шельфе России, в том числе в бывшей «серой зоне» Баренцева моря (зона, по которой ранее Россия спорила с Норвегией) и на Магадане. (Об этом Агентство федеральных расследований FLB рассказывало в публикации «Бесплатного шельфа не бывает»).
Официально подробности условий совместной разработки шельфа не раскрывались, но источники сообщали, что частные компании должны взять на себя расходы по геологоразведке, а кроме того, выплачивать «Роснефти» $0,25 с каждого барреля. Реализацией добытых углеводородов будет заниматься совместное предприятие, но на основании предложений «Роснефти».
Как рассказывал ранее «Газете.Ru» источник в одной из нефтяных компаний, частники условиями были недовольны. Они возражали против того, чтобы российским компаниям предлагали те же условия, что и иностранным.
Налоговая проблематика также отчасти касается шельфа. Компаниям, планирующим реализацию шельфовых проектов, необходимы льготы, в первую очередь по налогу на добычу нефти и экспортным пошлинам. Кроме того, налоговая нагрузка на нефтяную отрасль сейчас является максимальной: в прошлом году, по оценкам экспертов, налоги нефтяных компаний составляли около 70% выручки.
По словам гендиректора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, власть на данный момент взяла паузу в принятии важнейших решений по ТЭК. «Это связано не только с тем, что должны быть уточнены полномочия и сферы ответственности Игоря Сечина и вице-премьера Аркадия Дворковича, но и с тем, что пока не определены окончательно приоритеты в развитии ТЭК. Именно поэтому на первом заседании комиссии будет рассматриваться лишь один из многих ключевых вопросов».
О борьбе вокруг распределения полномочий между Сечиным и Дворковичем Агентство федеральных расследований FLB рассказывало в публикации «Война указов»: «произошедший накануне конфуз с заменой указа Владимира Путина о создании президентской комиссии по ТЭК, вероятно, будет иметь далеко идущие последствия. Точнее, это лишь первый раунд борьбы за власть, которая развернулась в высших ее эшелонах между командами президента и премьера, полагают эксперты.
По сути, ничего особенного вчера не произошло, объяснил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. "В нашем управлении, которое занимается публикациями документов, произошла путаница. Вовремя не уточнили, поэтому была опубликована рабочая версия указа. Сейчас на официальном сайте Кремля доступен уже окончательный вариант документа", - заявил Песков "Московскому комсомольцу".
На самом деле, случай беспрецедентный, отмечает издание. Обычно изменения как в указы президента, так и в законы РФ вносятся новыми правовыми актами, то есть на сайте президента должен был быть опубликован указ о внесении изменений и дополнений в предыдущий документ. Но указ о создании комиссии по ТЭК был просто подменен.
Но подмена все же была необходима. В пунктах 9-11 "рабочей версии" ответственному секретарю комиссии по ТЭК - главе "Роснефти" Игорю Сечину - были даны полномочия, выходящие за рамки Конституционного закона "О правительстве". Он фактически получил право давать поручения не только членам комиссии, многими из которых являются члены правительства, но и всем органам федеральной власти, запрашивать у них дополнительные материалы, проводить по темам комиссии предварительные совещания. То есть ответственный секретарь узурпировал полномочия главы комиссии - президента страны. В новом тексте указа полномочия Сечина в итоге вообще не прописали.
Мнения экспертов по данной ситуации разделились. Одни отмечают, что в данном случае о закулисной борьбе речи не идет: текст указа было необходимо привести в соответствие законодательству.
"Отсюда не следует, что Сечина ограничили в правах, - просто не должен предприниматель давать поручения власти", - заявил "МК" главный редактор "Финансовой газеты" Николай Вардуль.
Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль придерживается той же точки зрения: "Сечина не ущемляли, потому что никаких прав ему дано и не было. Задача президентской комиссии по ТЭК - оценка предложений, моментов, которые возникают. Принимать решения может или правительство, или президент, поэтому все остальные органы, подобные этой комиссии, являются экспертными… Та комиссия, которой занимается Дворкович в правительстве, тоже является экспертной, только при премьере. А Сечин - эксперт при президенте".
Правда, ряд экспертов высказывают мнение, что сложившаяся ситуация - индикатор того, что идет противостояние двух команд.
"Идет противостояние между правительством и структурами Сечина. И действительно, то, что Сечин собирался курировать правительство, - это перебор. Но, с другой стороны, Сечин - человек Путина, и, думаю, это будет оформлено в каком-то другом виде... Думаю, ущемление какое-то произошло, раз такая ситуация сложилась. Но формально Сечин будет оказывать влияние на развитие нефтегазовой сферы… Возможно, эта история получит еще какое-то развитие", - полагает аналитик по нефтегазовой отрасли ИК "ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент" Виктор Марков.
По мере появления новых управлений, комиссий при президенте и прочая, в которых сидят верные путинцы, такого рода локальные аппаратные бои будут происходить чаще, пишет заместитель главного редактора "Полит.ру" Михаил Захаров. По его мнению, теперь окончательно стало ясно, что тандем "является полной фикцией". "Но во главе правительства все-таки очень сильный аппаратчик, возможно даже, второй по влиятельности человек в стране. Используя этот ресурс и собственные аппаратные умения, медведевские министры вполне могут сопротивляться излишнему усилению Администрации президента", - полагает журналист.
Сечин не лишился доступа к правительственным секретам, просто путь к ним удлинился на шаг - он должен будет оформлять запросы и поручения за подписью главы комиссии Путина. Так что вопрос его влияния на ТЭК завязан на личные отношения с первым лицом государства. Пока же президент ничем не обнаруживал недоверия к Сечину, говорит источник Slon.ru.
По его словам, "вброс" произошел со стороны аналогичной правительственной структуры. Как известно, когда Сечин покинул правительство, белодомовскую комиссию возглавил Аркадий Дворкович, с которым его связывали не слишком теплые отношения. В качестве ответной меры Сечин вначале организовал Нефтяной клуб, а потом повысил его до уровня президентской комиссии. Самое интересное, что по составу комиссии не просто дублируют друг друга. Дворкович является членом сечинской комиссии, а тот, как президент "Роснефти", должен входить в правительственную.
"Скоро Сечин нанесет ответный удар. Так что это развлечение надолго", - уверен собеседник Slon.ru».
|