ФАС против контроля норвежцев над «ВымпелКомом»
Антимонопольное ведомство готовит иск с целью разорвать ряд сделок Telenor с акциями компаний-владельцев сотового оператора. Иначе будет нарушен закон об иностранных инвестициях
«Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит исковое заявление о признании недействительной сделки по покупке компанией Telenor 11,3% голосующих акций оператора VimpelCom, «дочкой» которого является российский «ВымпелКом». Норвежская Telenor, по мнению ФАС, нарушила закон об иностранных инвестициях в компании, имеющие стратегическое значение. ФАС направила письмо в правительство с предложением включить вопрос об отмене сделок в повестку заседания комиссии по иностранным инвестициям.
VimpelCom — транснациональный оператор связи, созданный в результате объединения российского сотового оператора ОАО «ВымпелКом» и Weather Investments II египетского миллиардера Нагиба Савириса. Оператор обслуживает более 200 млн абонентов сотовой связи в 19 странах мира.
Его основными акционерами являются норвежская Telenor (экономическая доля — 35,66%, голосующая — 39,51%), компания Altimo, управляющая телеком-активами «Альфа-групп» Михаила Фридмана (31,35% и 25%), Weather Investments II Нагиба Савириса (18,78% и 18,28%) и Bertofan Investments Ltd украинского бизнесмена Виктора Пинчука (голосующая доля — 5,99%).
В феврале компания Telenor приобрела у компании Weather Investments 11,3% голосующих акций VimpelCom Ltd. Помимо этого уже в апреле Telenor выкупила 3,15% голосующих акций VimpelCom в рамках денежного своп-соглашения с банком J.P. Morgan Chase, который приобрел эти акции из свободного обращения. Компания заплатила за пакет в общей сложности $715 млн и таким образом довела свою долю в VimpelCom Ltd до 39,51%.
Кроме того, у норвежской компании есть опцион на покупку у Weather Investments 3,44% голосующих акций до 2016 года. Если Telenor реализует его, компания аккумулирует 42,95% голосующих акций оператора.
Наращивание доли позволит Telenor реализовать план по увеличению количества мест в наблюдательном совете оператора с 9 до 11 и, возможно, получить дополнительное (четвертое) место в нем. Предыдущее акционерное соглашение, по которому в совет входили три директора от Altimo, три от Telenor и три независимых, прекратило свое действие. Теперь совет будет избираться пропорционально долям акционеров. Telenor также заявляла, что будет содействовать вхождению в совет представителей Weather Investments. Вместе с Савирисом компания может получить более половины мест в совете, что, по сути, обеспечит ей контроль над оператором.
Как выяснили «Известия», антимонопольное ведомство возражает в первую очередь против февральской покупки Telenor 11,3% акций VimpelCom и готовит соответствующий иск о признании этой сделки недействительной.
— Компания Telenor в нарушение закона об иностранных инвестициях с учетом изменившегося соотношения голосов акционеров приобрела возможность определять решения, принимаемые VimpelCom и контролируемым ею стратегическим обществом ОАО «ВымпелКом», — пояснил источник, знакомый с позицией ФАС по этому вопросу.
Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин отказался прокомментировать это «Известиям».
По словам источника «Известий» в правительстве, этот вопрос будет обсуждаться на ближайшем заседании комиссии по иностранными инвестициям под руководством премьера Владимира Путина. Однако дата ближайшего заседания пока неизвестна.
— До инаугурации пока комиссии в плане (мероприятий) нет, — заявил «Известиям» пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков.
— Telenor получила запрос от ФАС и предоставила запрашиваемую информацию по увеличению доли в VimpelCom, — отметила Анна Иванова-Галицина, директор по корпоративным коммуникациям Telenor Russia.
По мнению Андрея Корельского, управляющего партнера Адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры», если арбитражный суд признает сделку недействительной и применит реституцию, то одна сторона будет вынуждена вернуть деньги за уплаченные акции, а другая — восстановить первоначальные права владения в реестре акционеров.
— Ситуации, когда регуляторы оспаривали значительные для рынка сделки, совершенные с нарушением антимонопольного законодательства, не так уже и редки для российской судебной практики. Процесс может занять не один год судебных разбирательств, — говорит эксперт». Константин Прокшин, «Известия»
|