Офшорная тень
Страна может оказаться перед угрозой очередного передела алюминиевого рынка
«Важная корпоративная интернет-новость последних дней - офшорная компания En+ Group Олега Дерипаски находится в шаге от публичного предложения акционерам ОК "Русал" выкупить за $9 млрд у российского алюминиевого монополиста блокирующий пакет акций ОАО "ГМК "Норильский никель". Пикантности ситуации добавляет то, что En+ является контролирующим акционером "Русала" (доля в уставном капитале - 47,4%), так что выкупать акции "Норникеля" En+ фактически будет сама у себя.
Известие странное, заставляющее задуматься об истинных причинах возможной оферты, особенно в свете прошлогоднего отказа En+ продать структурам "Норникеля" 20% акций комбината за $12,8 млрд. И пусть сегодня представители и En+, и "Русала" всячески открещиваются от подобных планов, дыма без огня не бывает. Каковы же мотивы обсуждаемой "рокировочки"?
Самыми простыми объяснениями могут служить два обстоятельства.
Во-первых, с середины 2008 г. акционеры "Русала", а это кроме En+ Onexim Михаила Прохорова (17,0% уставного капитала), SUAL Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника (15,8%), а также Amokenga Holdings, аффилированная с основным трейдером "Русала" Glencore International AG (8,8%), не получали дивидендов. Проведение сделки даже с учетом погашения "Русалом" кредита Сбербанка в $4,6 млрд, выданного под залог акций "Норникеля", позволит выплатить акционерам $4,4 млрд, из которых $2,1 млрд придется на En+, $748 млн - на Onexim, $696 млн - на Sual Partners и $387 млн - на Glencore.
Заметим, что это конечные суммы, так как налогообложение на офшорном острове Джерси, где зарегистрирован "Русал", не предусмотрено.
Однако акционерная "радость" может случиться лишь при наличии у Дерипаски доброго расположения духа. В корпоративных кругах знают, что с ним очень трудно договариваться. Одно из многочисленных подтверждений - выданный им карт-бланш бывшему председателю совета директоров "Русала" Вексельбергу на ведение переговоров о продаже "Норникелю" упомянутых выше 20% акций комбината и последовавший затем грубый отказ от уже практически заключенной сделки. С дивидендами может произойти то же самое.
Во-вторых, погашение кредита Сбербанка позволит "Русалу" сократить чистый долг с $11,0 млрд на конец 2011 г. до $6,4 млрд. Что откроет новые горизонты для развития бизнеса: пересмотр соглашений с другими кредиторами, привлечение инвестиций, направление свободных средств на выкуп акций того же "Норникеля", борьба за контроль над которым далеко не закончена.
Единственным "но" в этом случае может стать позиция Сбербанка, перед которым встанет задача размещения досрочно возвращенного кредита. Сумма действующего кредитного соглашения с "Русалом" немаленькая, обеспечение по кредиту надежное, в то же время спектр новых направлений кредитования на столь большие объемы ограничен. К тому же вряд ли кто-то поверит в то, что у крупнейшего банка страны могут возникнуть проблемы с ликвидностью.
И все же это самые простые, как говорится, лежащие на поверхности, объяснения. Возможно, истинной причиной предполагаемой оферты является далеко не лучшее производственно-финансовое положение "Русала" и связанное с этим постепенное угасание интереса Дерипаски к алюминиевой промышленности России. Отсюда - вывод из "Русала" наиболее привлекательных активов, к которым, без сомнения, относится блокпакет "Норникеля".
О хозяйственных "успехах" "Русала" говорят следующие показатели. В 2010 г. прирост выработки алюминия на предприятиях компании составил 3% при росте мирового производства на 9%, а потребления - на 14%. В 2011 г. картина лишь ухудшилась - "Русал" смог нарастить выпуск основной продукции всего на 1%, тогда как мировое производство увеличилось на 8%, а потребление - на 10%. Иными словами, алюминиевая отрасль России стагнирует, и оправдание в виде отсутствия масштабных иностранных инвестиций выглядит неубедительным. И у "Русала", и у En+ есть масса способов удовлетворить инвестиционные потребности российских алюминиевых заводов. Было бы желание.
Если сделка по продаже En+ блокпакета акций "Норникеля" все же состоится, версия о выходе Дерипаски из алюминиевого бизнеса приобретет конкретные очертания. Как следствие, страна окажется перед угрозой очередного передела российского алюминиевого рынка, где не последнюю, а скорее всего, главную скрипку будут играть не российские, а зарубежные сырьевые гиганты.
Но это все предположения, а загад не бывает богат. Рассматриваемая операция по перепродаже блокпакета "Норникеля" поражает не отсутствием в ней здравого экономического смысла, а самим отношением к проводимой в стране экономической политике и действующему законодательству.
Еще в декабре прошлого года премьер-министр, а ныне - избранный президент страны Владимир Путин провозгласил курс на очищение российской экономики от офшорной заразы. "Вывод национальной экономики, ее стратегических отраслей из офшорной тени - наша приоритетная задача на предстоящий период... С офшорным наследием эпохи дикой приватизации нужно заканчивать. Иначе ни о каком нормальном климате в стране, о доверии к нам речи быть не может", - сказал он на декабрьском заседании Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики.
Мало того, что "Русал" - 100-процентная офшорная компания, так еще и акции "Норникеля" предлагается перевести из активов формально российского ООО "ОК РУСАЛ Управление инвестициями" на чистый офшор En+! Осуществление задуманного, по сути, будет означать создание прецедента по игнорированию этих указаний отдельно взятыми российскими бизнесменами. А если одному можно, то почему другим нельзя?
И еще. Согласно Федеральному закону от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" ОАО "ГМК "Норильский никель" является хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, так как, помимо прочего, занимается геологическим изучением недр, а также разведкой и добычей полезных ископаемых на участках недр федерального значения.
Согласно ст. 7 Закона сделки в отношении акций, составляющих уставный капитал таких обществ, в результате которых иностранный инвестор приобретает право прямо или косвенно распоряжаться блокпакетом акций, подлежат предварительному согласованию Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Принимая во внимание нормы Закона, непонятно, на что рассчитывают те, кто планирует перепродажу акций "Норникеля". Неужели на то, что Комиссия по иностранным инвестициям одобрит сделку по приобретению офшорной фирмешкой блокпакета акций одного из крупнейших стратегических предприятий России, особенно на фоне начавшейся борьбы с "офшорной тенью"?
Не пора ли государству вплотную заняться не только офшорными собственниками инфраструктурных компаний, но и распространить эту практику на всю экономику? Притом, что от "антиофшоризации" выиграют все - и правительство, и бюджет, и простые работники российских предприятий». Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор, "Российская газета", Федеральный выпуск №5746 (73) 4 апреля 2012 г.
|