Раздвоение Дерипаски
Олигарх готов торговаться с самим собой
«Русал» вновь выступил ньюсмейкером. В СМИ обсуждается возможная продажа принадлежащего алюминиевой империи блокирующего пакета акций «Норильского никеля». Покупатель - En+ Group, президентом которой является все тот же Олег Дерипаска. Можно перефразировать так: олигарх решил купить пакет у себя. Деловые издания, конечно, уже выдали ряд комментариев по поводу этой экстравагантной сделки Дерипаски с самим собой. При первом рассмотрении возникает традиционная мысль: самый крупный должник России замыслил хитроумный план по улучшению своего личного благосостояния, - чего-то хорошего от олигарха уже мало кто ждет.
Но не будем рассуждать стереотипно и рискнем предположить, что Дерипаска, наконец, пришел к мысли подсушить свою репутацию, сделать бизнес устойчивым, а то и круче - удивить рабочих «русаловских» предприятий невероятными по щедрости социально-ориентированными программами.
Что нам дает анализ ситуации?
В поисках Грааля
История покупки 25 процентов акций «Норникеля», напомним, началась в 2008-м. Тогда Михаил Прохоров продал блокпакет Олегу Дерипаске и получил взамен 14 процентов акций алюминиевой империи. Сделка стала судьбоносной и принесла остальным акционерам «Русала» не прибыль, а сплошную головную боль.
Поскольку Дерипаска, по традиции, купил норникелевский пакет, по сути, в долг, финансовые показатели его детища сразу просели. Он заплатил за сделку 7 млрд долларов (из них 4,6 млрд - кредит от «Сбербанка»), что и составляет до сих пор основную часть его долгового бремени (по некоторым оценкам, оно достигает 11 млрд долларов). Олигарх хотел поправить свои дела с помощью дивидендов от «Норильского никеля». А на самом деле увеличил разрыв между стоимостью активов и долговой нагрузкой.
К лету 2010 года в «Русале» стало совсем плохо. Одним из источников новых денег могли бы стать дивиденды «Норильского никеля», но алюминщики затребовали себе 3 млрд долларов, что превышало чистую прибыль ГМК за 2009 год на 15 процентов. Естественно, полученные в итоге дивиденды - 331 млн долларов - не смогли удовлетворить чаяния Дерипаски.
Акции идут вниз, Дерипаска – вверх
В прошлом году «Норильский никель» провел фондовую операцию, которая на языке финансистов именуется «buy back» (обратный выкуп акций). Дерипаска мог выручить за свои 20 процентов «Норникеля» 12 с лишним миллиардов. Но не захотел. Хотя выгод было немало - стоимость выкупа на 40 процентов превышала текущую цену акций на фондовом рынке. Акционеры «Русала» были только «за». Дерипаска предложению воспротивился - четыре раза. У него были другие планы. Скорее всего, он надеялся, что «Норникель» обеспечит ему бесперебойную выплату дивидендов, которые олигарх надеялся увеличить для себя до максимума. Не считаясь с интересами компании и ее планами на развитие.
Неделю назад появились многочисленные комментарии по поводу возможной продажи блокпакета «Норникеля» холдингу En+ Group. Всего за 9 млрд долларов. Что случилось с Дерипаской, ведь год назад он отказывался от предложения «Норникеля», которое было выгоднее почти на четыре миллиарда?
Михаил Стискин из инвесткомпании «Тройка-диалог» комментирует это событие как позитивное: «Если такая сделка состоится, это может существенно повысить инвестиционную привлекательность «Русала». В этом случае алюминиевая компания, вероятно, смогла бы сократить чистый долг, который сейчас составляет $ 11 млрд, и начать выплачивать дивиденды, которые так привлекательны для акционеров второго ряда - Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника (доля подконтрольного им СУАЛа в ОК РУСАЛ составляет 15,8 %), а также Михаила Прохорова (доля ОНЭКСИМ - 17,3 %). Кроме того, эта сделка позволит разорвать связь ОК РУСАЛ с корпоративными спорами вокруг «Норильского Никеля» в восприятии инвесторов».
Если En+ выкупит у «Русала» пакет «Норникеля», переписав на себя кредит «Сбербанка», взятый Дерипаской для рефинансирования займов на покупку того же пакета, долг алюминиевого холдинга сократится до 6,4 млрд долларов – пишет интернет-издание Агентство федеральных расследований.
Миноритарных акционеров такой расчет вряд ли устроит. Год назад вопреки их воле сама En+ заблокировала продажу даже не блокпакета, а 20 процентов «Норникеля» за 12,8 млрд долларов. Если же Дерипаска станет упорствовать в отношении сделки с самим собой - с большой долей вероятности можно предполагать, что его противостояние с Прохоровым и Вексельбергом только усилится. Да и корпоративные споры «Норникеля» и «Русала» вряд ли утихнут и сойдут на нет. Ведь инвестсообщество прекрасно осведомлено, кто в «Русале» и En+ Group директор.
Все по-честному, по-дерипасковски
Попытки партнеров выяснить отношения с Дерипаской заканчивались, как правило, разводами. Вспомнить хотя бы начало «алюминиевой истории» в 90-х - начале 2000-х годов. В числе разошедшихся с тогда еще просто предпринимателем Дерипаской оказались Искандер Махмудов, Борис Березовский, Михаил Живило, братья Черные...
Напряженность между нынешними российскими совладельцами «Русала» - Михаилом Прохоровым, Виктором Вексельбергом, Леонардом Блаватником (им принадлежит более трети акций «Русала») с Дерипаской начался тоже не вчера. Последним публичным конфликтом стал демонстративный уход Виктора Вексельберга. Месяц назад он заявил о несогласии с политикой олигарха и фактически обвинил его в создании на предприятиях компании глубокого кризиса. По мнению экс-председателя совета директоров «Русала», некогда мировой гигант по производству алюминия превратился в должника, сотрясаемого бесконечными судебными тяжбами и социальными конфликтами. Примерно в том же духе оценил действия Дерипаски второй акционер Михаил Прохоров и поддержал Вексельберга. Они недовольны, например, тем, какими темпами развивается компания, тем, что при выборе зарубежного трейдера, который продает алюминий на заграничные рынки, Дерипаска волевым решением подписал контракт с Glencore. Не проведя при этом ни конкурса, ни тендера и не прислушавшись к мнению других акционеров.
Что еще не устраивает партнеров олигарха? Дело в том, что в корпоративном управлении компании есть соглашение. Согласно ему, если один акционер накладывает вето на ту или иную сделку, то все акционеры голосуют против. Первым нарушил это соглашение сам Дерипаска. И показал остальным, кто в доме хозяин. Но Олег Владимирович, когда впервые возник вопрос о продаже акций «Норникеля» по хорошей цене, проигнорировал решения акционеров. Теперь их тоже могут не спросить, согласны ли они с продажей блокпакета никелевой компании по заниженной цене. Решение пока только зреет в недрах «Русала», - утверждают неназванные источники в газете «Ведомости».
А он нам фигвамы рисует!
Может, не все так печально, как рисует воображение, а Олег Владимирович не такой уж и циник? Вдруг, разродившись от долговой беременности, «Русал» резко задумается о своих работниках, об экологической ситуации в территориях присутствия?
Что видят, к примеру, представители народа в законодательных органах власти нашего региона за планируемой сделкой? Ведь кто как не мы, жители Красноярского края, крайне чувствительны к любым телодвижениям Дерипаски - территория присутствия как-никак: КрАЗ, Красноярская ГЭС, Ачинский глиноземный комбинат, строящаяся Богучанская ГЭС для нужд Богучанского алюминиевого завода…
«Дерипаска имеет один стиль жизни, который не меняется с годами, - рассуждает депутат Заксобрания края Всеволод Севастьянов, - побольше взять, поменьше отдать. Была у меня встреча с топ-менеджерами КрАЗа, разговор касался имиджа компании в крае. Несколько депутатов приезжали. Я задал два вопроса. Как предприятие поддерживает первых строителей завода (это были пограничники)? И куда делась знаменитая на весь край «кразовская» елка? Она теперь незаметна на фоне других событий в городе. Я скажу - никак не поддерживаются первые строители. Патриотизма нет, ему неоткуда взяться, происходит освобождение от социальных программ. Это два небольших для краевого уровня факта, которые говорят о безразличии к территориям, где работают заводы Дерипаски. Один из директоров завода подошел ко мне после встречи и сказал, что он до сих пор не знает, как зовут начальников цехов. Работает он год, и сколько проработает, не знает. Ротация кадров бесконечная. Люди как временщики приезжают в край. Отсюда и отношение… А что касается продажи акций самому себе, то, насколько я знаю, они серьезно обременены обязательствами - банковскими кредитами, господдержкой, налогами. Я сильно сомневаюсь, что Дерипаска возьмет долги на себя».
Депутат Госдумы от Красноярского края Раиса Кармазина считает, что у Дерипаски были большие возможности увеличения средств на социальные программы, в том числе до кризиса, но он практически ничего не сделал для людей: «Я не уверена, что изменится что-то для региона, если Дерипаска продаст самому себе акции и освободит «Русал» от половины долгов. Как он ведет бизнес, понятно: не платит, например, как другие предприятия, дополнительные пенсии бывшим работникам, не развивает социальные направления».
ХХХ
Иными словами, анализ ситуации говорит об одном: алюминиевый король опять задумался о вечном - о своих доходах. Финансовое положение заставляет его, по-видимому, строить хитроумные планы, чтобы остаться в алюминиевом бизнесе. Некоторые аналитики предполагают, что олигарха могут выжать из его детища потенциальные новые акционеры, например, Алишер Усманов.
Но в любом случае «новость дня» от Дерипаски о продаже акций «Норникеля» самому себе ничего хорошего не сулит ни акционерам, ни работникам его предприятий, ни территориям присутствия алюминиевого бизнеса. Кроме него самого, любимого, баловня собственных раскладов». Сергей Лавров, «МК в Красноярске», 4 апреля 2012 г.
|