«В то время как российская «дочка» нефтяного концерна BP Plc мстит миноритарию ТНК-BP (BP требует около $1 млн с Андрея Прохорова за ущерб, вызванный судебным процессом и связанными с ним обысками после срыва сделки BP c «Роснефтью»), в США корпорацию пытаются засудить бывшие сотрудники. Американка, которая работала менеджером по маркетингу в украинском офисе ТНК-BP, подала в суд на BP и ее нынешнего главу Роберта Дадли. Лиллиан Борич, обвинив работодателя во взяточничестве и незаконном увольнении, добивается компенсации за моральный вред и имущественный ущерб.
Хитрый план Дадли
Лиллиан Борич работала в офисе BP в Иллинойсе, когда ей в 2007 году предложили трехлетний контракт менеджера по маркетингу в киевском офисе ТНК-BP. 50% ТНК-BP принадлежат British Petroleum, 50% — консорциуму «Альфа-групп», Access Industries и «Реновы» (AAR). Но Лиллиан не предупредили, что, соглашаясь на эту работу, она попадет в центр корпоративной войны, развязанной, по ее заявлению, именно BP.
В тексте иска Борич излагает свой взгляд на работу британско-российского СП. Она утверждает, что BP планировала захватить все сферы влияния в ТНК-BP, оттеснив русских олигархов из AAR. Схема захвата предприятия была разработана Робертом Дадли, тогдашним президентом ТНК-BP, и называлась «план Дадли». Внешне, продолжает Борич, это преподносилось как внедрение продаж и систем сбыта по западным образцам. Внедрение стандартов началось с помощью Boston Consulting Group в 2006 году, но, по утверждению Борич, среда была невосприимчива к изменениям. Совладелец ТНК-BP — консорциум AAR — распознал намерения BP и вступил в противостояние еще до переезда Борич в Киев.
Шок Лиллиан
Однако «план Дадли», по уверениям истицы, никогда не соответствовал рынкам России и Украины, формируемых личными отношениями, установленными правилами и договоренностями — не всегда законными. План изначально был нежизнеспособен, констатирует Борич, при этом Роберт Дадли и юридическая фирма ВР Defendants знали, что план еще и незаконен. Когда Лиллиан приехала в Киев, она узнала о дачах взяток различным лицам России и Украины: ей пояснили, что это необходимо для развития бизнеса. Впоследствии ей стало ясно, что взятки и откаты были необходимой составляющей получения госконтрактов. Как доказательство Борич привела записи Алексея Урусова, тогдашнего финдиректора ООО «ТНК-BP Украина»: согласно им, на взятки и откаты уходило 50% прибыли.
Роль Борич, по ее словам, называлась «козел отпущения». Она должна была в обход существующих в ТНК отношений с торговыми посредниками, джобберами и прочими работать с конечными покупателями и потребителями — по сути, действуя против ТНК-BP. Конечная же цель Дадли, повествует Борич, была в снижении капитализации СП, чтобы BP могла выкупить долю AAR по бросовой цене. Злонамеренность BP подтверждает и такой нюанс, как накручивание зарплаты экспатам, ведь она шла через BP Defendants, отмечает Борич.
Увольнение Лиллиан
Кроме того, Борич рассказала, что покупка ТНК-BP украинской сети заправок «Золотой гепард» включала «незаконные платежи, схемы покровительства и другие формы гнусной деятельности». Этот метод бизнеса в России и на Украине называется «крыша», рассказывает Борич, и у ТНК-ВР была своя система крышевания. Именно сделка по покупке «Золотого гепарда», которую внутри компании называли «Проект «Юпитер» и которой руководил Феликс Лунев, стала переломной в акционерном конфликте ТНК-BP, пишет Борич.
В итоге в 2008 году после череды острых конфликтов и судебных разбирательств, включая угрозы аннулировать визу Роберта Дадли, акционеры ТНК-BP подписали меморандум, одним из условий которого стала отставка ее президента. А саму Лилиан Борич в 2008 году, в попытке от нее избавиться, сначала отправили в принудительный отпуск, указывает она в иске. После того как она послала отчет о нарушениях в компании омбудсмену ВР, ее уволили.
Удастся ли план Борич?
К началу 2012-го, обвиняя BP в порче своей карьеры, Борич подала в чикагский суд на Роберта Дадли, который в настоящее время возглавляет корпорацию BP, и четыре американские «дочки» компании. Она хочет привлечь ответчиков к производству в рамках антикоррупционного законодательству США — RICO — и получить компенсацию, размеры которой намерена доказать в суде. Кроме этого иска от 23 февраля, 2 февраля Борич оформила иск к страховой компании, связанный с длительной нетрудоспособностью.
Адвокаты Борич не ответили на запрос «Маркера». Тем временем в московском офисе BP знают об иске. Пресс-секретарь представительства BP в России Владимир Буянов подтвердил, что Лиллиан Борич работала в компании с 2004 года, в середине 2007 года перевелась в ТНК-BP в Киеве, в декабре 2007 года вернулась в США по мотивам личного характера, проработав в Киеве всего пять месяцев, и больше туда не вернулась. Уволилась Борич в ноябре 2008 года, говорит Буянов, указывая, что она никогда не взаимодействовала с Робертом Дадли. «Что касается обвинений — политика компании не приемлет взяточничество и коррупцию в любых формах и постоянно работает над тем, чтобы соответствовать высочайшим этическим стандартам ведения бизнеса, — добавил собеседник. — Иск Лиллиан Борич считаем необоснованным как юридически, так и фактически». Александра Алякина, Тарас Подрез, «Маркер»
|