Партизаны офшоров
«Русал» задумается о возвращении российского гражданства
«Недавние слова Владимира Путина о том, что российскую экономику, и особенно ее стратегические отрасли, необходимо выводить из «офшорной тени», обозначили новый подход к проблеме. Закон не запрещает хранить за рубежом полученную прибыль, но только после того, как с нее уплачены налоги в России, напомнил премьер-министр. Нашим компаниям, официально зарегистрированным за рубежом, придется задуматься о возвращении «российского гражданства». Тем более что среди них попадаются настоящие зубры российской промышленности и бизнеса. Такие, как, например «Русал» Олега Дерипаски (головная контора зарегистрирована на острове Джерси).
Отработанная схема
Пока Олегу Дерипаске есть о чем подумать и без вывода своего детища из офшора. Он в центре очередного скандала. Принадлежащий «Русалу» Богословский алюминиевый завод – градообразующее предприятие города Краснотурьинск, на котором работают около 3,5 тыс. человек. По итогам I полугодия этого года убытки БАЗа составили 180 млн. рублей. Как говорят представители компании – из-за слишком высоких цен на электроэнергию. Столкнувшись с энергетическими проблемами, Олег Дерипаска решил поступить как обычно, то есть ликвидировать убыточную часть производства.
Аналогично весной этого года на Запорожском алюминиевом комбинате он остановил производство алюминия и предложил рабочим переехать на другие предприятия холдинга, например в Сибирь. На БАЗе же планировалось оставить лишь выпуск глинозема, а из сотрудников сократить примерно половину. Как и в 2009 году в истории с Пикалево, в ситуацию пришлось вмешиваться лично Владимиру Путину. В результате было достигнуто соглашение: завод получил право с 2012 года заключать прямой договор с ФСК на поставку электроэнергии, а «Русал» – возможность купить у структур Виктора Вексельберга (кстати, своего же акционера) Богословскую ТЭЦ, что еще больше удешевит электроэнергию. Алюминиевая компания «выразила удовлетворение» таким исходом и обещала «приложить все усилия для выведения предприятия на уровень рентабельности». Сокращение штата также отменилось.
Нужны деньги
Но на реализацию своих прав и обязанностей нужны деньги. А долги компании составляют порядка 11 млрд. долларов. При этом цены на алюминий падают, что лишает бизнес десятков миллионов долларов прибыли ежемесячно. В III квартале цена на сплав упала в среднем на 8% и составила 2398 долларов США за тонну, а позднее осенью опускалась даже ниже 2000 долларов. Опубликованная финансовая отчетность по МСФО за III квартал показала, что выручка компании снизилась еще на 5% по сравнению со II кварталом. Более того, по оценкам экспертов, если алюминий опустится ниже 1750 долларов за тонну, этот бизнес станет для «Русала» вообще убыточным.
Неудивительно, что по рынку прокатилась волна слухов о том, что холдинг вышел на своих кредиторов с просьбой скорректировать условия по долгам. В частности, предоставить «кредитные каникулы» – возможность не платить проценты по кредитам в 2012 году. Официальный «Русал» поспешил опровергнуть это сообщение, но в тот же день выпустил собственное заявление о «начале переговоров с международными и российскими кредиторами о приведении существующих условий кредитных соглашений в соответствие изменившейся ситуации на рынке».
С падением доходов «Русал» борется, снижая административные издержки и сокращая персонал. При этом в свое время не исключалось, что по итогам этого года холдинг возобновит выплату дивидендов своим акционерам, чего он не делал два года. А по соглашению акционеров ежегодные дивидендные выплаты должны составлять не менее 50% от чистой прибыли.
Кстати, во время посещения Саяно-Шушенской ГЭС, где Владимир Путин устроил разнос энергетикам и потребовал деофшоризации бизнеса, премьер прошелся и по аппетитам менеджмента «Русала». Первый заместитель гендиректора Владислав Соловьев и директор по стратегии Максим Соков в свое время входили в совет директоров генерирующей компании ОГК-3, которая сейчас принадлежит государству. Теперь они требуют выплаты за свою работу 324 млн. рублей вознаграждения. «Совсем оборзели уже, – оценил премьер. – Что они лично для капитализации сделали?»
Новое дело
И все же выплата дивидендов владельцам холдинга вполне реальна. Деньги могут понадобиться Олегу Дерипаске для нового проекта. Похоже, что сейчас алюминиевого олигарха гораздо больше, чем алюминиевый бизнес, интересуют аэропорты. В конце октября группа «Базовый элемент», дочерняя структура Сбербанка «Сбербанк инвестиции» и государственная холдинговая компания Сингапура Changi Airports International договорились создать совместное предприятие в сфере аэропортового бизнеса на юге России. Контрольный пакет СП получит Олег Дерипаска – его «Базэлу» должны достаться 50% плюс одна акция. Создание предприятия планируется завершить во втором квартале 2012 года.
Правда, и здесь Дерипаска может столкнуться с трудностями. Совсем недавно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) удовлетворила ходатайства кипрской инвестиционной компании «Transport AMD – 2 Limited» на приобретение акций ОАО «Международный аэропорт «Краснодар», ОАО «Международный аэропорт «Сочи», ОАО «Аэропорт «Анапа». При этом краснодарский и сочинский аэропорты могут перейти в полную собственность кипрского офшора. Также на 100% будет передан «Transport AMD – 2 Limited»
ООО «Базэл Аэро», управляющая аэропортами. А значит, «Базэлу» все равно придется решать вопрос с «деофшоризацией» авиабизнеса».
Игорь Васильев, «Новые известия», 26.12.2011
|