В понедельник стало известно, что у компании Олега Дерипаски En+ Group сорвался выгодный инвестиционный контракт по продаже контрольного пакета якутского угледобывающего предприятия «Эрчим Тхан». Покупателей из индийской NMDC смутило наличие среди акционеров актива сомнительного российско-северокорейского СП с 20-процентной долей участия.
«О том, что индийская металлургическая компания NMDC отказалась от приобретения у En+ Group Олега Дерипаски 50,1% долей в угледобывающем ООО «Эрчим Тхан» в Якутии, в пятницу написала индийская газета «Индиан экспресс». Исполнительный директор NMDC Рана Сом пояснил газете, что причина такого решения — угроза санкций США, которым из-за сделки может подвергнуться NMDC. Владельцем 20% долей ООО является северокорейское общество «Внешуголь». «Учитывая этот фактор и негативные последствия, к которым могла привести эта сделка, мы отказались от приобретения контрольной доли в “Эрчим Тхан”»,— цитирцет заявление Рана Сома «Коммерсант». - Представитель En+ сказал “Ъ”, что компания не получала от NMDC «официального отказа от переговоров, равно как и финального обязывающего предложения». В En+ также сказали, что NMDC «лишь один из претендентов», но назвать других отказались, сославшись на соглашения о конфиденциальности».
«"Эрчим-Тхан" был выставлен на продажу в начале лета. En+ хочет сосредоточиться на развитии в первую очередь активов в Восточной Сибири, говорил в интервью "Ъ" гендиректор холдинга Артем Волынец (см. "Ъ" от 8 сентября). По его словам, в течение трех лет добыча на "Востсибугле" будет доведена до 25 млн тонн, а в более далекой перспективе — до 40 млн тонн. План по ТГК пока увеличить запасы до 350 млн тонн. Источники на угольном рынке ранее говорили "Ъ", что ТГК планирует приобрести соседнее Каа-Хемское месторождение угля с запасами 230 млн тонн, лицензию на которое Туванедра выставили на конкурс пару недель назад (см. "Ъ" от 15 сентября). Деньги от продажи "Эрчим-Тхан", говорит собеседник "Ъ", пойдут на развитие других угольных проектов En+», - писал в конце сентября «Коммерсант».
«К российскому углю второй год пытается подобраться индийская NMDC: она вела переговоры о покупке доли в «Колмаре» Михаила Прохорова, а затем — доли в «Эрчим-Тхан», - писали в октябре 2011 года «Ведомости».
Как видим, интерес индусских горняков к российским недрам пока остался неудовлетворенным. А ведь индусы были готовы не на шутку раскошелиться.
«Индийская металлургическая компания NMDC может стать покупателем 45-70% якутского ООО «Эрчим-Тхан», подконтрольного холдингу En+ Group Олега Дерипаски, - сообщала MetalTorg.ru. - «Эрчим-Тхан» является одним из трех основных угольных активов En+ Group. По данным СПАРК, En+ принадлежит 50,1% компании, 20% - у северокорейского общества «Внешуголь», 4,4% - у правительства Якутии, еще 25% - у Балтийской торгово-промышленной компании. «Эрчим-Тхан» был выставлен на продажу в начале лета. За «Эрчим-Тхан» NMDC готова заплатить до $60 млн. и инвестировать в нее до $400 млн».
Главной причиной для отказа от сделки могли послужить опасения, что вхождение в компанию с участием акционера из КНДР, может спровоцировать санкции США в отношении индийской компании.
Как сообщает сайт Государственнаой регистрационной палаты при Минюсте РФ, корейское общество «Внешуголь» внесено в государственный реестр РФ 28 апреля 2007 года под регистрационным № 10672.2.
По данным якутской газеты «Наше время», «совместное российско-северокорейское предприятие "Эрчим-Тхан" созданно для подземной добычи угля. Построить шахту предложили бывшие братья по соцлагерю, весьма заинтересованные в российских углях. Ведь на наше "черное золото" ориентирована почти вся их сталелитейная промышленность, построенная еще дальновидным Советским Союзом.
Вкладывать в строительство деньги российская сторона не торопилась, ожидая финансового участия в проекте иностранного партнера. Не обремененная средствами, Северная Корея долгое время сделать этого не могла. Лишь в декабре 2008 года состоялось судьбоносное совещание акционеров, на котором решено начать строительство. Северокорейцы тем временем перечислили "Эрчим-Тхану" несколько сот тысяч рублей, на которые предприятие и сделало первые строительные шаги. В корне изменилась ситуация в апреле, когда наши партнеры выделили СП 1,2 миллиона немецких марок. После этого северокорейская сторона изъявила желание самым тщательным образом контролировать финансовые потоки и заблокировала всякое их движение, получив право подписи на банковских документах. Теперь без визы корейца ни одна копейка не может уйти со счета "Эрчим-Тхана".
С апреля перестали платить зарплату местным рабочим. Вскоре появилось желание и вовсе от них избавиться, поскольку на нерюнгринской земле высадился десант из 18 северокорейских шахтеров. В целях экономии им пока вообще ничего не платят, ограничиваясь парой десятков рублей в день на питание. Не платят и россиянам, которым в июне предложили уволиться.
На сегодняшний день "Эрчим-Тхан" не рассчитывается с восемью нашими земляками, задолженность каждому из которых, к слову, не превышает смехотворную цифру в 6 тысяч рублей. Выплатить зарплату в полторы-две тысячи рублей в месяц северокорейцы пока не в состоянии. Есть основания полагать, что за миску риса нерюнгринцы работать вряд ли станут. А следовательно, в "Эрчим-Тхане", который поначалу считали чуть ли не панацеей для безработного Чульмана (близ которого находится шахта), будет мелькать лишь униформа трудовой армии Северной Кореи.
Директор предприятия Николай Терещенко, впрочем, не разделяет столь скептических настроений. Он говорит о том, что, как и прежде, планирует набирать 80 горных рабочих от каждой стороны, а "надземные" службы формировать исключительно из местных. В то же время он не может объяснить, почему сегодня не в силах принять на работу своих соотечественников. Сейчас в СП, помимо инженеров, работают лишь несколько российских водителей.
Во время очередного заседания акционеров наши партнеры предложили ввести в дирекцию предприятия двух директоров, главных инженеров и бухгалтеров - по одному с каждой стороны. Парадокс ситуации заключается в том, что каждый представитель сторон должен быть абсолютно равноправен со своим коллегой. Трудно даже представить, как можно управлять предприятием, имея такую организационную структуру?»
От редакции FLB: Такие вот деловые партнеры у одного из самых «крутых» российских олигархов. И из-за них Олег Дерипаска упустил возможность приобрести вполне платежеспособного и респектабельного индийского компаньона. Чем ценен для Олега Дерипаски северокорейский акционер совершенно непонятно. Но, как известно, у богатых свои причуды. И свои головные боли.
|