В октябре 2008 года мы опубликовали текст под названием «Веселуха», в котором речь шла о судьбе ряда частных и государственных компаний в условиях кризиса. Мы хотели сообщить о существенном факте: общие для всех проблемы могут быть решены для отдельных игроков при помощи государства. И сейчас в нашем распоряжении есть документ, который отражает механизм оказания весьма специфической поддержки.
«Уважаемые господа! Правительству Российской Федерации известно о том, что ОК «РУСАЛ» и международные банки, являющиеся ее кредиторами, в настоящее время проводят переговоры в отношении обязательств ОК «РУСАЛ» по кредитам в рамках работы координационного комитета. <…> Нам также известно о трудностях, которые испытывает в настоящий момент компания, и о предложении заключить с банками-кредиторами «соглашение о невостребовании долга», по которому выплата основных долгов ОК «РУСАЛ» будет временно отсрочена, что позволит компании использовать предоставленный период времени для разработки плана реструктуризации долгосрочных обязательств по кредитам, которому мы намереваемся оказать всестороннюю поддержку»* — так начинается письмо за подписью помощника президента Аркадия Дворковича, которое получили все кредиторы «Российского алюминия» в конце осени 2008 года.
«Вся информация о ходе данных переговоров поступает в мое распоряжение», — уточняет помощник президента РФ и ненавязчиво напоминает:
«…Я вновь подтверждаю свою позицию, которую озвучил на недавнем заседании в Москве, а именно: при условии заключения между ОК «РУСАЛ» и ее банками-кредиторами соглашения о невостребовании долга в максимально сжатые сроки, мы обязуемся определить объем и механизмы предоставления необходимой финансовой поддержки ОК «РУСАЛ» для устранения дефицита ликвидности в ближайшие месяцы».
И заверяет:
«Я подтверждаю наше намерение рассмотреть возможность предоставления дополнительной государственной помощи в таких областях, как реструктуризация государственного долга перед российскими банками, отсрочка налоговых платежей, выпуск обеспеченных гарантией государства облигаций ОК «РУСАЛ», а также предоставить иные аналогичные виды поддержки…»
РУСАЛ, занявший по итогам 2009 года второе место по объемам производства алюминия в мире, ни сегодня, ни тогда — осенью 2008-го — государственной компанией не был. Основные акционеры гиганта и сейчас, и в разгар кризиса — холдинг En+ Олега Дерипаски (правда, после проведения IPO в 2010 году его доля уменьшилась с 53 до 48%), группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова (19 и 17% соответственно) и компании СУАЛ Виктора Вексельберга (18 и 16%).
Мы было задались вопросом, на каком основании «Русскому алюминию» удалось воспользоваться услугой «государственное сопровождение частного бизнеса». Ответ нашли все в том же письме. Объединенная компания «чрезвычайно важна для экономики страны», а потому «включена в список, состоящий из 295 «системно важных» предприятий, которые являются объектом регулярного мониторинга Правительства Российской Федерации и имеют право на получение помощи от государства».
Мы также хотели уточнить — специально для рубрики «Как это устроено», — от кого исходила инициатива по созданию этого письма. Руководитель пресс-службы РУСАЛа Вера Курочкина факт существования этого документа вначале подтвердила, потом опровергла, а потом снова подтвердила, сославшись на то, что это — «факт общеизвестный», но при этом призналась, что природа нашего интереса к этому письму ей непонятна. А то, знал ли РУСАЛ об этом письме на момент его подписания, предложила уточнить лично у господина Дворковича.
Аркадий Владимирович, к нашему глубокому сожалению, в получении информации нам недвусмысленно отказал — услышав вопрос, повесил трубку. А мы было хотели спросить, предоставляются ли другим 294 «системно важным» компаниям услуги по государственному сопровождению, а если нет — то на каких условиях их можно получить. Ведь услуги эти, как ни крути, предоставляются достаточно качественно: через год после создания письма алюминиевому гиганту все-таки удалось подписать соглашения с отечественными и зарубежными банками о реструктуризации кредитной задолженности на общую сумму $16,8 млрд — одна из самых крупных реструктуризаций за всю историю российского бизнеса.
* Письмо было написано на английском языке. Здесь и далее мы цитируем его в переводе.
Комментарий
Константин Мерзликин, экс-руководитель аппарата Правительства РФ:
— Есть разница между письмом, написанным сейчас, — и в 2008 году. Важно помнить, что, хотя администрация президента РФ упомянута в Конституции, ее полномочия четко не определены. Более того, экономическая политика вообще находится в компетенции не президента, а правительства. Поэтому подобного рода письма могут иметь только политический характер, кредиторы не рассматривают их как руководство к действию.
Если бы государство хотело поддержать ОК «РУСАЛ», оно могло бы консолидировать ее задолженность перед иностранными кредиторами, например, через Внешэкономбанк. И тогда в бюджете страны было бы отражено, что государство и мы, налогоплательщики, берем на себя часть проблем компании. Если бы это было сделано в рамках прозрачных, определенных законом процедур, вопросов бы не возникало. А так они есть, потому что все делается в «сером» секторе.
|